belousov.KZ

ма­те­ри­алы по ки­тай­ской ме­ди­ци­не

При­ло­же­ние 1.
Спи­сок ав­то­ров и ис­то­ри­чес­ких лич­нос­тей, упо­ми­на­емых в кни­ге

Б

Ба­опу-цзы (抱朴子, Муд­рец, объ­ем­лю­щий пер­воз­дан­ную прос­то­ту) — проз­ви­ще Гэ Ху­на (葛洪, 283—343 гг.).

Бо Цзюй-и (白居易, 772—846 гг.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель, один из круп­ней­ших по­этов Ки­тая.

Бянь Цюэ (扁鹊, 407—310 гг. до н. э.) — зна­ме­ни­тый врач Древ­не­го Ки­тая.

В

Ван Ань-ши (王安石, 1021—1086 гг.) — из­вест­ный го­су­дарс­твен­ный де­ятель, фи­ло­соф и ли­те­ра­тор. Имел ти­тул Цзин-гун (荆公, Цзинс­кий князь).

Ван Вэй (王维, 699— 759 гг.) — один из круп­ней­ших по­этов Ки­тая, та­лант­ли­вый жи­во­пи­сец, кал­лиг­раф и му­зы­кант.

Ван Ин (汪颖) — ав­тор «Ши у бэнь цао» (食物本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах, ис­поль­зу­ющих­ся в ка­чест­ве про­дук­тов пи­та­ния, 1506—1521 гг.).

Ван Инь-цзюнь (王隐君) — ав­тор «Тай-дин ян шэн чжу лунь» (泰定养生主论, Ос­нов­ные рас­суж­де­ния о вскарм­ли­ва­нии жиз­ни, сос­тав­лен­ные в царс­тво­ва­ние под де­ви­зом Тай-дин, 1323—1328 гг.).

Ван Ку­ан (王贶) — ав­тор «Цю­ань шэн чжи ми фан» (全生指迷方, Ре­цеп­ты пра­виль­но­го нап­рав­ле­ния для сох­ра­не­ния жиз­ни, нач. XII в.).

Ван Хао-гу (王好古) — ав­тор «Тан е бэнь цао» (汤液本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах для от­ва­ров, 1298 г.).

Ван Цзин-гун (王荆公). См. Ван Ань-ши.

Ван Цзи (汪机, 1463—1539 гг.) — ав­тор «Чжэнь цзю вэнь дуй» (针灸问对, Раз­го­вор об иг­ло­ука­лы­ва­нии и при­жи­га­нии, 1530 г.) и дру­гих книг.

Ван Цзы-нянь (王子年). См. Ван Цзя (王嘉, ?—390 г.).

Ван Цзя (王嘉, ?—390 г.) — да­осс­кий уче­ный-от­шель­ник, ав­тор «Ши и цзи» (拾遗记, За­пи­си о за­бы­том).

Ван Чао-фэн (王朝奉). См. Ван Ку­ан.

Ван Чжэнь (王祯) — ав­тор «Нун шу» (农书, Кни­га зем­ле­де­лия, 1304 г.).

Вэй И-линь (危亦林, 1277—1347 гг.) — ав­тор «Ши и дэ сяо фан» (世医得效方, Дей­ствен­ные ре­цеп­ты по­томс­твен­ных вра­чей, 1345 г.).

Вэнь Тянь-сян (文天祥, 1236—1283 гг.) — зна­ме­ни­тый го­су­дарс­твен­ный де­ятель, пол­ко­во­дец и по­эт, возг­ла­вив­ший борь­бу про­тив мон­голь­ско­го на­шест­вия. По­пав в плен, служ­бе мон­го­лам пред­по­чел смерт­ную казнь. В Ки­тае имя Вэнь Тянь-ся­на — сим­вол пре­дан­нос­ти и пат­ри­отиз­ма.

Вэнь Янь-бо (文彦博, 1006—1097 гг.) — са­нов­ник и по­ли­тик, ко­то­ро­му за зас­лу­ги был по­жа­ло­ван ти­тул Лу­го-гу­на (潞国公), ав­тор «Яо чжунь» (药准, Стан­дар­ты ле­карств).

Г

Гань Бао (干宝, ок. 286—336 гг.) — са­нов­ник, ис­то­рик и ли­те­ра­тор, ав­тор «Соу шэнь цзи» (搜神记, За­пис­ки о по­ис­ках ду­хов).

Гао Ян-шэн (高阳生) — ав­тор «Май цзюэ» (脉诀, Фор­му­лы пуль­са в сти­хот­вор­ной фор­ме, X в.).

Го И-гун (郭义恭) — ав­тор «Гу­ан чжи» (广志, Об­шир­ные за­пи­си), жив­ший во вре­мя прав­ле­ния ди­нас­тии Цзинь (265—420 гг.).

Го Пу (郭璞, 276—324 гг.) — вы­да­ющий­ся ком­мен­та­тор клас­си­чес­ких текс­тов, уче­ный и по­эт.

Гу Юань-цин (顾元庆, 1487—1565 гг.) — ав­тор «Янь пу оу тань» (檐曝偶谈, Бе­се­ды ком­па­нии гре­ющих­ся на солн­це под кар­ни­зом).

Гэ Хун (葛洪, 283—343 гг.) — да­осс­кий фи­ло­соф и уче­ный, те­оре­тик «уче­ния о бесс­мер­тии», ав­тор «Ба­опу-цзы» (抱朴子, Муд­рец, объ­ем­лю­щий пер­воз­дан­ную прос­то­ту, 317—320 гг.), «Чжоу хоу бэй цзи фан» (肘后备急方, Ре­цеп­ты под ру­кой на слу­чай не­об­хо­ди­мос­ти, 341 г.), «Шэнь сянь чжу­ань» (神仙传, Жиз­не­опи­са­ния бесс­мерт­ных свя­тых), «Си цзин цза цзи» (西京杂记, За­мет­ки о За­пад­ной сто­ли­це).

Д

Да Мин (大明). См. Жи Хуа-цзы.

Дай Сы-гун (戴思恭, 1324—1405 гг.) — ав­тор «Ми чу­ань чжэн чжи яо цзюэ» (秘传证治要诀, Тай­но пе­ре­да­ва­емые ос­нов­ные сек­ре­ты ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния), так­же ав­тор ком­мен­та­ри­ев к кни­ге Чжу Чжэнь-хэ­на (朱震亨, 1281—1358 гг.) «Цзинь куй гоу сю­ань» (金匮钩玄, Вы­ужи­ва­ние сок­ро­вен­но­го из зо­ло­то­го лар­ца).

Дай Ци-цзун (戴起宗) — ав­тор «Май цзюэ кань у» (脉诀刊误, Исп­рав­ле­ние оши­бок кни­ги „Фор­му­лы пуль­са в сти­хот­вор­ной фор­ме“, XIV в.).

Дай Юань-ли (戴原礼). См. Дай Сы-гун.

Ду Бао (杜宝) — ав­тор «Да е ши и лу» (大业拾遗录, За­пи­си о за­бы­тых де­яни­ях в царс­тво­ва­ние под де­ви­зом Да-е), жив­ший при прав­ле­нии ди­нас­тии Тан (618—907 гг.).

Дун Чжун-шу (董仲舒, ок. 179—104 гг. до н. э.) — фи­ло­соф и го­су­дарс­твен­ный де­ятель, до­бив­ший­ся при­да­ния кон­фу­ци­анс­тву ха­рак­те­ра го­су­дарс­твен­ной иде­оло­гии, ини­ци­атор вве­де­ния го­су­дарс­твен­ных эк­за­ме­нов для чи­нов­ни­ков. Впер­вые свел в еди­ную сис­те­му те­ории Инь-Ян и Пя­ти эле­мен­тов.

Ду­ань Чэн-ши (段成式, 803—863 гг.) — ав­тор «Юян цза цзу» (酉阳杂俎, Сбор­ник за­пи­сок из Юяна, 860 г.).

Е

Е Мэн-дэ (叶梦得, 1077—1148 гг.) — ав­тор «Би шу лу хуа» (避暑录话, За­пись бе­сед во вре­мя ук­ры­тия от лет­не­го зноя).

Е Цзы-ци (叶子奇, 1327—1390 гг.) — ав­тор «Цао му цзы» (草木子, Трак­тат Учи­те­ля трав и де­ревь­ев, 1378 г.).

Е Ши-линь (叶石林). См. Е Мэн-дэ.

Ж

Жи Хуа-цзы (日华子) — ав­тор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Кни­га Жи Хуа-цзы о кор­нях и тра­вах, X в.).

Жу­ань Бин (阮炳) — арис­ток­рат и уче­ный, за­ни­мав­ший ряд по­чет­ных долж­нос­тей в на­ча­ле прав­ле­ния ди­нас­тии Цзинь (265—420 гг.), ав­тор к нас­то­яще­му вре­ме­ни уте­рян­ной кни­ги «Жу­ань Хэ­нань яо фан» (阮河南药方, Хэ­нань­ские ре­цеп­ты Жу­ань).

К

Кон­фу­ций (孔子, ок. 551—479 гг. до н. э.) — древ­ний мыс­ли­тель и фи­ло­соф Ки­тая. Его уче­ние ока­за­ло глу­бо­кое вли­яние на жизнь Ки­тая и всей Вос­точ­ной Азии, став ос­но­вой фи­ло­софс­кой сис­те­мы, из­вест­ной как кон­фу­ци­анс­тво.

Коу Цзун-ши (寇宗奭) — ав­тор «Бэнь цао янь и» (本草衍义, Рас­ши­ре­ние су­ти зна­ний о кор­нях и тра­вах, 1116 г.).

Л

Лань Мао (兰茂, 1397—1476 гг.) — ав­тор «Дянь нань бэнь цао» (滇南本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах про­вин­ции Юнь­нань, 1436 г.).

Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — ав­тор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рас­суж­де­ния о се­ле­зен­ке и же­луд­ке) и не­ко­то­рых дру­гих книг.

Ли Да-ши (李大师, 570—628 гг.) — ис­то­ри­ог­раф, на­чав­ший сос­тав­ле­ние хро­ни­ки «Нань ши» (南史, Ис­то­рия Юж­ных ди­нас­тий). Сос­тав­ле­ние кни­ги бы­ло за­кон­че­но его сы­ном — Ли Янь-шоу (李延寿, ?612—678 гг.).

Ли Дун-юань (李东垣). См. Ли Гао.

Ли Лоу (李楼) — ав­тор «Гу­ай чжэн цзи фан» (怪症奇方, Ре­цеп­ты с не­чет­ным ко­ли­чест­вом инг­ре­ди­ен­тов для ле­че­ния стран­ных не­ду­гов, 1544 г.).

Ли Пэн-фэй (李鹏飞) — ав­тор «Сань юань янь шоу шу» (三元延寿书, Кни­га прод­ле­ния жиз­ни по трем на­ча­лам, 1291 г.).

Ли Сюнь (李珣, 907—960 гг.) — ав­тор «Хай яо бэнь цао» (海药本草, За­морс­кие кор­ни и тра­вы).

Ли Сюнь (李迅) — ав­тор «Цзи янь бэй цзюй фан» (集验背疽方, Сбор­ник дей­ствен­ных ре­цеп­тов ле­че­ния на­ры­вов на спи­не, 1196 г.).

Ли Сяо-шань (李小山). См. Ли Лоу.

Ли Цзю-хуа (李九华). См. Ли Пэн-фэй.

Ли Чжун-цзы (李中梓, 1588—1655 гг.) — ав­тор «Лэй-гун пао чжи яо син цзе» (雷公炮炙药性解, По­яс­не­ния по свой­ствам ле­карств к кни­ге „[Рас­суж­де­ния] Лэй-гу­на об об­ра­бот­ке ле­карс­твен­но­го сырья“, 1629 г.) и «Бэнь цао тун сю­ань» (本草通玄, Про­ник­но­ве­ние в тай­ны о кор­нях и тра­вах).

Ли Ши-чжэнь (李时珍, 1518—1593 гг.) — ав­тор «Бэнь цао ган му» (本草纲目, Сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ное опи­са­ние кор­ней и трав, 1590 г.).

Ли Юй (李渔, 1611—1680 гг.) — пи­са­тель, те­оре­тик те­ат­ра, ав­тор «Сянь цин оу цзи» (闲情偶记, Слу­чай­ные за­мет­ки празд­но­го, 1671 г.).

Ли Янь (李梴) — ав­тор «И сюэ жу мэнь» (医学入门, Ввод­ный курс ме­ди­ци­ны, 1575 г.).

Ли Янь-шоу (李延寿, ?612—678) — сын Ли Да-ши (李大师, 570—628 гг.), за­кон­чив­ший на­ча­тое от­цом сос­тав­ле­ние хро­ни­ки «Нань ши» (南史, Ис­то­рия Юж­ных ди­нас­тий).

Ло Тянь-и (罗天益, 1220—1290 гг.) — ав­тор «Вэй шэн бао цзянь» (卫生宝鉴, Дра­го­цен­ное зер­ка­ло сох­ра­не­ния здо­ровья, 1283 г.).

Ло Юань (罗愿, 1136—1184 гг.) — ав­тор «Эр я и» (尔雅翼, Крылья, не­су­щие сло­варь „Приб­ли­же­ние к пра­виль­но­му [язы­ку]“).

Лу Дянь (陆佃, 1042—1102 гг.) — ав­тор «Би я» (埤雅, До­пол­не­ния к сло­ва­рю „[Приб­ли­же­ние] к пра­виль­но­му [язы­ку]“).

Лу Лянь-фу (卢廉夫). См. Лу Хэ.

Лу Хэ (卢和, XV—XVI вв.) — из­вест­ный врач, ав­тор «Дань-си цу­ань яо» (丹溪纂要, Сбор­ник от­рыв­ков из ра­бот [Чжу] Дань-си).

Лу Цзи (陆机, 261—303 гг.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель, из­вест­ный по­эт, те­оре­тик ли­те­ра­ту­ры, ав­тор ком­мен­та­ри­ев к древ­не­му сбор­ни­ку «Ши цзин» (诗经, Ка­нон сти­хов).

Лу Чэнь (卢谌, 285—351 гг.) — ав­тор «Цзи фа» (祭法, Пра­ви­ла жерт­воп­ри­но­ше­ний) и нес­коль­ких дру­гих книг.

Лу Ю (陆游, 1125—1210 гг.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель и из­вест­ный по­эт.

Лэй Сяо (雷斅) — ав­тор «Лэй-гун пао чжи лунь» (雷公炮炙论, Рас­суж­де­ния Лэй-гу­на об об­ра­бот­ке ле­карс­твен­но­го сырья, V в.).

Ли Бао-чжэнь (李抱真, 733—794 гг.) — из­вест­ный го­су­дарс­твен­ный де­ятель.

Ли Бо (совр. про­из­но­ше­ние Ли Бай) или Ли Тай-бо (李白, 李太白, 701—762/763 гг.) — один из са­мых по­чи­та­емых по­этов в ис­то­рии ки­тай­ской ли­те­ра­ту­ры, из­вест­ный как «бесс­мерт­ный ге­ний по­эзии» (诗仙).

Лю Си (刘熙, ?—329 г.) — ав­тор «Ши мин» (释名, Разъ­яс­не­ние наз­ва­ний).

Лю Сун-ши (刘松石). См. Лю Тянь-хэ.

Лю Тянь-хэ (刘天和, 1479—1545 гг.) — из­вест­ный го­су­дарс­твен­ный де­ятель, ав­тор «Бао шоу тан цзин янь фан» (保寿堂经验方, Дей­ствен­ные ис­пы­тан­ные ре­цеп­ты из Хра­ма обес­пе­че­ния дол­го­ле­тия).

Лю Юй-си (刘禹锡, 772—842 гг.) — вы­да­ющий­ся по­эт и пи­са­тель, об­ла­дав­ший глу­бо­ки­ми поз­на­ни­ями в ме­ди­ци­не, ав­тор «Чу­ань синь фан» (传信方, За­ве­щан­ные дос­то­вер­ные ре­цеп­ты, 818 г.).

Люй Бу-вэй (吕不韦, ок. 292— 235 гг. до н. э.) — вы­да­ющий­ся по­ли­ти­чес­кий де­ятель, са­нов­ник царс­тва Цинь, при­ни­мав­ший учас­тие в сос­тав­ле­нии «Люй-ши чунь цю» (吕氏春秋, Вёс­ны и осе­ни гос­по­ди­на Люй, 239 г. до н. э.).

М

Ма Чжи (马志) — один из ав­то­ров «Кай-бао бэнь цао» (开宝本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах, сос­тав­лен­ная в царс­тво­ва­ние под де­ви­зом Кай-бао, 973 г.).

Мэй Шэнь-ши (梅深师) — буд­дий­ский мо­нах, жив­ший во вре­мя прав­ле­ния ди­нас­тии Суй (581—618 гг.), ав­тор «Мэй-ши цзи янь фан» (梅师集验方, Сбор­ник дей­ствен­ных ре­цеп­тов нас­тав­ни­ка Мэй).

Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.) — уче­ник Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), ав­тор «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Кор­ни и тра­вы для ле­чеб­но­го пи­та­ния).

Н

Нин Юань (宁原) — ав­тор «Ши цзянь бэнь цао» (食鉴本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах «Зер­ка­ло пи­щи», XVI в.).

О

Оуян Сю (欧阳修, 1007—1072 гг.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель и ис­то­ри­ог­раф, ру­ко­во­див­ший сос­тав­ле­ни­ем ис­то­ри­чес­ких хро­ник «Синь у дай ши» (新五代史, Но­вая ис­то­рия Пя­ти ди­нас­тий, 1053 г.) и «Синь тан шу» (新唐书, Но­вая кни­га ди­нас­тии Тан, 1060 г.).

Оуян Сюнь (欧阳询, 557—641 гг.) — кон­фу­ци­анс­кий уче­ный и кал­лиг­раф, ос­нов­ной ав­тор об­шир­ной эн­цик­ло­пе­дии «И вэнь лэй цзю» (艺文类聚, Соб­ра­ние ис­кусс­тва и ли­те­ра­ту­ры с клас­си­фи­ка­ци­ей по раз­ря­дам, 624 г.).

П

Пань Юэ (潘岳, 247—300 гг.) — чи­нов­ник и по­эт. При жиз­ни счи­тал­ся воп­ло­ще­ни­ем мужс­кой кра­со­ты. Пос­ле смер­ти им­пе­ра­то­ра У-ди в 290 г. по­дал в отс­тав­ку и око­ло де­ся­ти лет про­жил в уеди­не­нии. Вер­нув­шись ко дво­ру, по­лу­чил вы­со­кий пост, од­на­ко в ре­зуль­та­те инт­риг вско­ре был каз­нен.

С

Су Гун (苏恭) — име­ет­ся в ви­ду Су Цзин (苏敬, 599—674 гг.), возг­лав­ляв­ший кол­лек­тив ав­то­ров кни­ги «Тан бэнь цао» (唐本草, Кни­га ди­нас­тии Тан о кор­нях и тра­вах, 659 г.). При ди­нас­тии Сун (960—1279 гг.) иерог­лиф «цзин» (敬) был та­бу­иро­ван, так как имя Чжао Цзин (赵敬) но­сил дед ос­но­ва­те­ля ди­нас­тии, по­это­му в кни­гах то­го вре­ме­ни Су Цзин упо­ми­на­ет­ся как Су Гун (苏恭).

Су Дун-по (苏东坡). См. Су Ши.

Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.) — зна­ме­ни­тый уче­ный и го­су­дарс­твен­ный де­ятель, ав­тор «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Ил­люст­ри­ро­ван­ный ка­нон кор­ней и трав, 1061 г.). При­ни­мал учас­тие в сос­тав­ле­нии «Цзя-ю бэнь цао» (嘉祐本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах, сос­тав­лен­ная в царс­тво­ва­ние под де­ви­зом Цзя-ю, 1060 г.).

Су Цзин (苏敬, 599—674 гг.) — зна­ме­ни­тый врач, возг­лав­ляв­ший кол­лек­тив ав­то­ров кни­ги «Тан бэнь цао» (唐本草, Кни­га ди­нас­тии Тан о кор­нях и тра­вах, 659 г.). В кни­гах, из­дан­ных при ди­нас­тии Сун (960—1279 гг.), упо­ми­на­ет­ся как Су Гун (苏恭).

Су Ши (苏轼, 1037—1101 гг.), выс­ту­пав­ший под псев­до­ни­мом Су Дун-по (苏东坡) — зна­ме­ни­тый ки­тай­ский по­эт, эс­се­ист, ху­дож­ник, кал­лиг­раф и го­су­дарс­твен­ный де­ятель. Вмес­те с Шэнь Ко (沈括, 1031—1095 гг.) за­ни­мал­ся сос­тав­ле­ни­ем трак­та­та о ле­чеб­ных тра­вах.

Сун Лянь (宋濂, 1310—1381 гг.) — ли­те­ра­тор и уче­ный, спод­виж­ник им­пе­ра­то­ра Чжу Юань-чжа­на (朱元璋, 1328—1398 гг.) — ос­но­ва­те­ля ди­нас­тии Мин (1368—1644 гг.). Ру­ко­во­дил сос­тав­ле­ни­ем ис­то­ри­чес­кой хро­ни­ки «Юань ши» (元史, Ис­то­рия ди­нас­тии Юань, 1370 г.).

Сунь Гу­ан-сянь (孙光宪, ок. 900—968 гг.) — ав­тор «Бэй мэн со янь» (北梦琐言, Крат­кие ре­че­ния из Бэй­мэн).

Сунь Мянь (孙愐) — ав­тор «Тан юнь» (唐韵, Танс­кие риф­мы, 751 г.).

Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.) — зна­ме­ни­тый врач, внес­ший боль­шой вклад в раз­ви­тие ки­тай­ской ме­ди­ци­ны, ав­тор «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Го­то­вые на слу­чай не­об­хо­ди­мос­ти ре­цеп­ты сто­имостью в ты­ся­чу зо­ло­тых, 652 г.).

Сунь Янь (孙炎) — ав­тор «Эр я чжэн и» (尔雅正义, Ис­тин­ное зна­че­ние сло­ва­ря „Приб­ли­же­ние к пра­виль­но­му [язы­ку]“, III в.).

Сы­ма Сян-жу (司马相如, 179—117 гг. до н. э.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель и вы­да­ющий­ся по­эт, ав­тор зна­ме­ни­той оды «Шан линь фу» (上林赋, Ода об угодь­ях им­пе­ра­то­ра) и дру­гих по­эти­чес­ких про­из­ве­де­ний.

Сы­ма Цянь (司马迁, 145—90 гг. до н. э.) — ав­тор «Ши цзи» (史记, Ис­то­ри­чес­кие за­пис­ки).

Сюй Гу­ан-ци (徐光启, 1562—1633 гг.) — зна­ме­ни­тый уче­ный в об­лас­ти сель­ско­го хо­зяй­ства, ма­те­ма­ти­ки и аст­ро­но­мии. Пе­ре­во­дил ев­ро­пей­ские на­уч­ные тру­ды сво­его вре­ме­ни на ки­тай­ский язык. При­нял ка­то­ли­чест­во, взяв се­бе имя Па­вел. Ав­тор «Нун чжэн цю­ань шу» (农政全书, Пол­ная кни­га сель­ско­хо­зяй­ствен­ной по­ли­ти­ки, 1639 г.).

Сюй Да-чунь (徐大椿, 1693—1771 гг.) — зна­ме­ни­тый врач, ав­тор и ре­дак­тор нес­коль­ких ме­ди­цинс­ких тру­дов.

Сюй Лин-тай (徐灵胎). См. Сюй Да-чунь.

Сюй Чжи-цай (徐之才, 492—572 гг.) — ав­тор ря­да книг, к нас­то­яще­му вре­ме­ни уте­рян­ных.

Сюй Шу-вэй (许叔微, 1079—1154 гг.) — ака­де­мик Хань­линь­ской ака­де­мии, ав­тор «Пу цзи бэнь ши фан» (普济本事方, Ре­цеп­ты все­об­ще­го спа­се­ния, ос­но­ван­ные на слу­ча­ях из собс­твен­но­го опы­та, 1132 г.).

Сюй Шэнь (许慎, ок. 58—147 гг.) — ав­тор «Шо вэнь цзе цзы» (说文解字, Тол­ко­ва­ние прос­тых и ана­лиз слож­ных иерог­ли­фов, 121 г.).

Сюн Цзун-ли (熊宗立, 1409—1482 гг.) — ав­тор «Фу жэнь лян фан бу и» (妇人良方补遗, Вос­пол­не­ние упу­щен­но­го в кни­ге „[Пол­ное соб­ра­ние] за­ме­ча­тель­ных ре­цеп­тов для жен­щин“) и нес­коль­ких дру­гих книг.

Сунь Чжэнь-жэнь (孙真人). См. Сунь Сы-мяо.

Сюй Вэнь-бо (徐文伯, V в.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель, об­ла­дав­ший глу­бо­ки­ми поз­на­ни­ями в ме­ди­ци­не, ав­тор «Ляо фу жэнь цзя» (疗妇人瘕, Ле­че­ние уп­лот­не­ний в жи­во­те у жен­щин) и «Сюй Вэнь-бо яо фан» (徐文伯药方, Ле­карс­твен­ные ре­цеп­ты Сюй Вэнь-бо).

Ся Цзы-и (夏子益) — ав­тор кни­ги «Ци цзи фан» (奇疾方, Ре­цеп­ты ле­че­ния ред­ких не­ду­гов), жив­ший при прав­ле­нии ди­нас­тии Сун (960—1279 гг.).

Сяо Бин (萧炳) — ав­тор «Сы шэн бэнь цао» (四声本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах по че­ты­рем то­нам, X в.).

Т

Тан Шэнь-вэй (唐慎微) — ав­тор «Чжэн лэй бэнь цао» (证类本草, Клас­си­фи­ка­ция све­де­ний о кор­нях и тра­вах, 1082 г.).

Тао Хуа (陶华, 1369—1450 гг.) — ав­тор «Шан хань лю шу» (伤寒六书, Шесть книг о пов­реж­де­нии хо­ло­дом, 1445 г.) и нес­коль­ких дру­гих про­из­ве­де­ний.

Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.) — вы­да­ющий­ся да­осс­кий уче­ный и вра­че­ва­тель, ав­тор «Бэнь цао цзин цзи чжу» (本草经集注, Свод­ный ком­мен­та­рий к ка­но­ну «[Шэнь-нун] бэнь цао цзин»), «Мин и бе лу» (名医别录, До­бав­лен­ные [к „Ка­но­ну Свя­щен­но­го зем­ле­дель­ца о кор­нях и тра­вах“] за­пи­си зна­ме­ни­тых вра­чей), «Тай-цин цао му фан» (太清草木方, Ре­цеп­ты Выс­шей чис­то­ты ле­че­ния тра­ва­ми и де­ревь­ями) и нес­коль­ких дру­гих книг.

Тао Юань-мин (陶渊明, 365—427 гг.) — зна­ме­ни­тый по­эт, ав­тор ле­ген­ды-уто­пии «Ис­точ­ник средь цве­ту­щих пер­си­ков» (桃花源), по­вест­ву­ющей о чу­дес­ной мест­нос­ти, жи­те­ли ко­то­рой жи­вут в ра­венс­тве, ми­ре и дос­тат­ке.

У

У Жуй (吴瑞) — ав­тор «Жи юн бэнь цао» (日用本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах пов­сед­нев­но­го при­ме­не­ния, 1329 г.).

У Мэн (吴猛) — да­осс­кий пра­вед­ник, жив­ший при прав­ле­нии ди­нас­тии Цзинь (265—420 гг.). Его имя — сим­вол сы­новь­ей поч­ти­тель­нос­ти. Бу­ду­чи 8-лет­ним ре­бен­ком, лет­ней ночью снял ру­баш­ку и подс­та­вил свое те­ло ко­ма­рам, тем са­мым отв­ле­кая их от спя­щих ро­ди­те­лей.

У Пу (吴普) — ав­тор «У Пу бэнь цао» (吴普本草, Кни­га У Пу о кор­нях и тра­вах, III в.).

У Юань-хэн (武元衡, 758—815 гг.) — ис­то­ри­чес­кая лич­ность. За­ни­мал долж­нос­ти пра­ви­те­ля Сы­чу­ани и премь­ер-ми­нист­ра. Дерз­ко убит мя­теж­ни­ка­ми с целью за­пу­ги­ва­ния влас­тей.

Ф

Фан Гу­ан (方广) — ав­тор «Дань-си синь фа фу юй» (丹溪心法附余, До­пол­не­ния к кни­ге „Сек­рет­ные нас­тав­ле­ния [Чжу] Дань-си“, 1536 г.).

Фан Шао (方勺, 1066—пос­ле 1144 гг.) — ав­тор «Бо-чжай бянь» (泊宅编, Сбор­ник за­пи­сей Боч­жая).

Фань Е (范晔, 398—445 гг.) — ав­тор «Хоу Хань шу» (后汉书, Кни­га о Позд­ней ди­нас­тии Хань).

Фань Чэн-да (范成大, 1126—1193 гг.) — зна­ме­ни­тый по­эт, ав­тор ря­да сбор­ни­ков сти­хов.

Фу Цянь (服虔, I—II вв.) — ав­тор «Тун су вэнь» (通俗文, Сло­варь оби­ход­но­го язы­ка).

Фэй Синь (费信, 1388—? гг.) — участ­ник морс­ких экс­пе­ди­ций Чжэн Хэ (郑和, 1371—1435 гг.), ав­тор «Син ча шэн лань» (星槎胜览, Пле­ни­тель­ные ви­ды с ве­до­мых звез­да­ми су­дов, 1436 г.).

Х

Хань Бао-шэн (韩保升) — ав­тор к нас­то­яще­му вре­ме­ни уте­рян­ной кни­ги «Шу бэнь цао» (蜀本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах про­вин­ции Сы­чу­ань), соз­дан­ной в го­су­дарс­тве Позд­няя Шу (934—965 гг.).

Хань Мао (韩懋) — ав­тор «Хань-ши и тун» (韩氏医通, «Все о ме­ди­ци­не» гос­по­ди­на Хань, 1522 г.).

Ху Цзя (胡洽) — ав­тор «Ху Ця бай бин фан» (胡洽百病方, Ре­цеп­ты Ху Ця для ле­че­ния ста бо­лез­ней, V в.).

Ху Цзяо (胡峤) — на­чаль­ник уез­да Хэ­ян про­вин­ции Шэнь­си, ко­то­рый семь лет про­вел в пле­ну у ки­да­ней, ав­тор «Сянь лу цзи» (陷虏记, За­пис­ки по­пав­ше­го в плен, 953 г.).

Хуа То (华佗, ?—208 г.) — вы­да­ющий­ся врач древ­нос­ти, сим­вол ис­кус­но­го вра­ча.

Ху­ан Тин-цзянь (黄庭坚, 1045—1105 гг.) — зна­ме­ни­тый по­эт и кал­лиг­раф.

Ху­ан Шань-гу (黄山谷). См. Ху­ан Тин-цзянь.

Хун Май (洪迈, 1123—1202 гг.) — из­вест­ный го­су­дарс­твен­ный де­ятель и ли­те­ра­тор, ав­тор «И-цзянь чжи» (夷坚志, За­пи­си И-цзя­ня, 1174 г.).

Хун Хао (洪皓, 1088—1155 гг.) — ав­тор «Сун­мо цзи вэнь» (松漠纪闻, За­пи­си об ус­лы­шан­ном в Сун­мо).

Ху­эй-цзун (宋徽宗, 1082—1135 гг.) — вось­мой им­пе­ра­тор ди­нас­тии Се­вер­ная Сун (960—1127 гг.), пра­вив­ший в 1100—1126 гг. Был мас­те­ром кал­лиг­ра­фии и жи­во­пи­си, со­чи­нял сти­хи, иг­рал на му­зы­каль­ных инс­тру­мен­тах. Ав­тор зна­ме­ни­то­го трак­та­та о чае «Да-гу­ань ча лунь» (大观茶论, Рас­суж­де­ния о чае, сос­тав­лен­ные в царс­тво­ва­ние под де­ви­зом Да-гу­ань, 1107 г.), а так­же кни­ги с из­ло­же­ни­ем те­оре­ти­чес­ких ос­нов ки­тай­ской ме­ди­ци­ны «Шэн цзи цзин» (圣济经, Ка­нон Вы­со­чай­шей ми­лос­ти).

Ц

Цзи Кан (嵇康, 223—263 гг.) — зна­ме­ни­тый по­эт, мыс­ли­тель и му­зы­кант, ав­тор «Ян шэн лунь» (养生论, Рас­суж­де­ния о вскарм­ли­ва­нии жиз­ни).

Цзо Цы (左慈, прибл. 156—289 гг.) — зна­ме­ни­тый да­осс­кий маг.

Цзя Сы-се (贾思勰) — ав­тор «Ци минь яо шу» (齐民要术, Ос­нов­ные [сель­ско­хо­зяй­ствен­ные] при­емы для на­ро­да, 544 г.).

Ци Бо (岐伯) — ле­ген­дар­ный врач Древ­не­го Ки­тая. В ка­но­не «Ху­ан-ди нэй цзин» (黄帝内经, Ка­нон Жел­то­го им­пе­ра­то­ра о внут­рен­нем) он предс­тав­лен глав­ным нас­тав­ни­ком Жел­то­го им­пе­ра­то­ра в воп­ро­сах ме­ди­ци­ны.

Цуй Син-гун (崔行功, ?—674 г.) — ав­тор «Цу­ань яо фан» (纂要方, Сбор­ник ре­цеп­тов).

Цуй Юань-лян (崔元亮, 767—833 гг.) — ав­тор «Хай шан цзи янь фан» (海上集验方, Сбор­ник дей­ствен­ных ре­цеп­тов [бесс­мерт­ных свя­тых с вол­шеб­ных ост­ро­вов] на [Вос­точ­ном] мо­ре) и ря­да дру­гих книг, к нас­то­яще­му вре­ме­ни уте­рян­ных.

Цуй Юй-си (崔禹锡) — врач, жив­ший во вре­мя прав­ле­ния ди­нас­тии Суй (589—619 гг.), ав­тор не сох­ра­нив­шей­ся до на­ших дней кни­ги «Ши цзин» (食经, Ка­нон пи­та­ния).

Цянь И (钱乙, 1032—1113 гг.) — ав­тор «Сяо эр яо чжэн чжи цзюэ» (小儿药证直诀, Ис­тин­ные сек­ре­ты ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния детс­ких бо­лез­ней).

Ч

Чао Юань-фан (巢元方, 550—630 гг.) — прид­вор­ный врач, ав­тор «Чжу бин юань хоу лунь» (诸病源候论, Рас­суж­де­ния об ис­то­ках и про­яв­ле­ни­ях всех бо­лез­ней, 614 г.).

Чжан Вэнь-чжун (张文仲, ?—700 г.) — ле­карь при дво­ре им­пе­рат­ри­цы У Цзэ-тянь (武则天, 624 —705 гг.), ав­тор «Суй шэнь бэй цзи фан» (随身备急方, Го­то­вые на слу­чай не­об­хо­ди­мос­ти ре­цеп­ты под ру­кой), «Чжан Вэнь-чжун цзю цзин» (张文仲灸经, Ка­нон при­жи­га­ния Чжан Вэнь-чжу­на) и ря­да дру­гих книг, к нас­то­яще­му вре­ме­ни уте­рян­ных.

Чжан Гао (张杲, 1149—1227 гг.) — ав­тор «И шо» (医说, Рас­суж­де­ния о ме­ди­ци­не, 1224 г.).

Чжан Дин (张鼎) — уче­ник Мэн Шэ­ня (孟诜, 621—713 гг.), до­пол­нив­ший его кни­гу «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Кор­ни и тра­вы для ле­чеб­но­го пи­та­ния).

Чжан Лу (张潞, 1617—1699 гг.) — ав­тор «Бэнь цзин фэн юань» (本经逢原, Навс­тре­чу ис­то­кам „Ка­но­на [Свя­щен­но­го зем­ле­дель­ца] о кор­нях [и тра­вах]“, 1695 г.).

Чжан Цзе (张杰) — ав­тор кни­ги «Цзы му ми лу» (子母秘录, Сек­рет­ные за­пи­си о ма­те­ри и ре­бен­ке) вре­ме­ни прав­ле­ния ди­нас­тии Сун (960—1279 гг.).

Чжан Цзе-гу (张洁古). См. Чжан Юань-су (张元素, 1151—1234 гг.).

Чжан Цзи (张机). См. Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.).

Чжан Цин-цзы (张卿子, 1589—1668 гг.) — ав­тор нес­коль­ких ме­ди­цинс­ких книг.

Чжан Цянь (张骞, ?—114 г. до н. э.) — дип­ло­мат, со­вер­шив­ший два пу­те­шест­вия в Сред­нюю Азию.

Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель, ос­та­вив­ший служ­бу, что­бы пос­вя­тить се­бя ме­ди­ци­не. Ав­тор клас­си­чес­ких трак­та­тов «Шан хань лунь» (伤寒论, Рас­суж­де­ния о пов­реж­де­нии хо­ло­дом) и «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Крат­ко о важ­ном из зо­ло­то­го лар­ца).

Чжан Юань-су (张元素, 1151—1234 гг.) — ав­тор «Чжэнь чжу нан» (珍珠囊, Жем­чуж­ный ме­шок), «И сюэ ци юань» (医学启源, Ис­то­ки ме­ди­цинс­кой на­уки) и не­ко­то­рых дру­гих книг.

Чжан Юй-си (掌禹锡, 992—1068 гг.) — один из ав­то­ров «Цзя-ю бэнь цао» (嘉祐本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах, сос­тав­лен­ная в царс­тво­ва­ние под де­ви­зом Цзя-ю, 1060 г.).

Чжо­ус­кий Дин-ван (周定王) — пос­мерт­ное имя Чжу Су (朱橚, 1361—1425 гг.)

Чжу Гун (朱肱) — ав­тор «Нань­ян хо жэнь шу» (南阳活人书, Ожив­ля­ющая лю­дей кни­га из Нань­яна, 1108 г.).

Чжу Су (朱橚, 1361—1425 гг.) — пя­тый сын им­пе­ра­то­ра Чжу Юань-чжа­на (朱元璋, 1328—1398 гг.), ос­но­ва­те­ля ди­нас­тии Мин (1368—1644 гг.). Ру­ко­во­дил сос­тав­ле­ни­ем кни­ги «Пу цзи фан» (普济方, Ре­цеп­ты все­об­ще­го спа­се­ния, 1409 г.). Яв­ля­ет­ся ав­то­ром «Сю чжэнь фан» (袖珍方, Дра­го­цен­ные ре­цеп­ты под ру­кой, 1391 г.) и «Цзю ху­ан бэнь цао» (救荒本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах в по­мощь стра­да­ющим от не­уро­жая, 1403 г.).

Чжу Чжэнь-хэн (朱震亨, 1281—1358 гг.) — ав­тор «Дань-си синь фа» (丹溪心法, Сек­рет­ные нас­тав­ле­ния [Чжу] Дань-си, 1347 г.), «Цзинь куй гоу сю­ань» (金匮钩玄, Вы­ужи­ва­ние сок­ро­вен­но­го из зо­ло­то­го лар­ца) и ря­да дру­гих книг.

Чжу Дань-си (朱丹溪) — проз­ви­ще Чжу Чжэнь-хэ­на (朱震亨, 1281—1358 гг.), ав­то­ра «Дань-си синь фа» (丹溪心法, Сек­рет­ные нас­тав­ле­ния [Чжу] Дань-си, 1347 г.).

Чжу Цю­ань (朱权, 1378—1448 гг.) — ав­тор «Цюй-сянь шэнь инь шу» (臞仙神隐书, Кни­га чу­дес­ных тайн То­ще­го от­шель­ни­ка, 1408 г.), «Шоу юй шэнь фан» (寿域神方, Чу­до­дей­ствен­ные ре­цеп­ты ми­ра дол­го­ле­тия, 1417—1422 гг.), «Цянь Кунь шэн и» (乾坤生意, Энер­гия жиз­ни во вза­имос­вя­зи триг­рамм Цянь и Кунь, 1429 г.), сем­над­ца­тый сын им­пе­ра­то­ра Чжу Юань-чжа­на (朱元璋, 1328—1398 гг.), ос­но­ва­те­ля ди­нас­тии Мин (1368—1644 гг.).

Чжу­гэ Лян (诸葛亮, 181—234 гг.) — вы­да­ющий­ся пол­ко­во­дец и го­су­дарс­твен­ный де­ятель эпо­хи Тро­ецарс­твия.

Чжэн Сю­ань (郑玄, 127—200 гг.) — вы­да­ющий­ся ком­мен­та­тор клас­си­чес­ких текс­тов.

Чжэн Хэ (郑和, 1371—1435 гг.) — пу­те­шест­вен­ник, фло­то­во­дец и дип­ло­мат, возг­лав­ляв­ший семь морс­ких экс­пе­ди­ций в стра­ны Ин­до­ки­тая, Ин­дос­та­на, Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва и Вос­точ­ной Аф­ри­ки.

Чжэнь Дэ-сю (真德秀, 1178—1235 гг.) — из­вест­ный го­су­дарс­твен­ный де­ятель и фи­ло­соф, ав­тор сти­хот­вор­но­го про­из­ве­де­ния «Чжэнь Си-шань вэй шэн гэ» (真西山卫生歌, Пес­ня Чжэнь Си-ша­ня о под­дер­жа­нии здо­ровья).

Чжэнь Цю­ань (甄权, 540—643 гг.) — ав­тор «Яо син лунь» (药性论, Рас­суж­де­ния о свой­ствах ле­карств).

Чу Чэн (褚澄, 414—483 гг.) — го­су­дарс­твен­ный де­ятель при Юж­ной ди­нас­тии Ци (479—501 гг.). Прос­ла­вил­ся це­ли­тель­ски­ми спо­соб­нос­тя­ми. Ав­тор двух к нас­то­яще­му вре­ме­ни уте­рян­ных ме­ди­цинс­ких книг, ссыл­ки на ко­то­рые име­ют­ся в бо­лее позд­них ис­точ­ни­ках.

Чэн У-цзи (成无己, 1066—1156 гг.) — ав­тор ря­да ком­мен­та­ри­ев в кни­ге «Шан хань лунь» (伤寒论, Рас­суж­де­ния о пов­реж­де­нии хо­ло­дом, 218 г.).

Чэнь Цан-ци (陈藏器, 681—757 гг.) — ав­тор «Бэнь цао ши и» (本草拾遗, Вос­пол­не­ние упу­щен­но­го в кни­гах о кор­нях и тра­вах, 741 г.).

Чэнь Цзы-мин (陈自明, 1190—1270 гг.) — ав­тор «Фу жэнь да цю­ань лян фан» (妇人大全良方, Пол­ное соб­ра­ние за­ме­ча­тель­ных ре­цеп­тов для жен­щин, 1237 г.) и «Вай кэ цзин яо» (外科精要, От­бор­ная суть на­уки о на­руж­ных бо­лез­нях, 1263 г.).

Чэнь Цзя-мо (陈嘉谟) — ав­тор «Бэнь цао мэн цю­ань» (本草蒙筌, По­та­ен­ная вер­ша со све­де­ни­ями о кор­нях и тра­вах, 1525 г.).

Чэнь Чэн (陈承) — один из ав­то­ров «Тай пин ху­эй мин хэ цзи цзюй фан» (太平惠民和剂局方, Ре­цеп­ты Уп­рав­ле­ния доб­ро­ты к на­ро­ду в Ве­ли­ком спо­кой­ствии и Уп­рав­ле­ния го­то­вых пре­па­ра­тов, 1107—1110 гг.).

Чэнь Ши-лян (陈士良) — ав­тор «Ши чин бэнь цао» (食性本草, Кни­га о кор­нях и тра­вах по свой­ствам про­дук­тов пи­та­ния, X в.).

Чэнь Янь (陈言) — ав­тор «Сань инь цзи и бин чжэн фан лунь» (三因极一病证方论, Рас­суж­де­ния о бо­лез­нях, синд­ро­мах и ре­цеп­тах в их свя­зи с тре­мя ка­те­го­ри­ями при­чин­ных фак­то­ров бо­лез­ни, 1174 г.).

Ш

Шао И-чжэн (邵以正, ?—1462 г.) — сос­та­ви­тель сбор­ни­ка из нес­коль­ких книг с ре­цеп­та­ми.

Шао Юн (邵雍, 1011—1077 гг.) — ки­тай­ский фи­ло­соф и по­эт, ос­но­во­по­лож­ник ну­ме­ро­ло­ги­чес­ко­го нап­рав­ле­ния в не­окон­фу­ци­анс­тве.

Шао Яо-фу (邵尧夫). См. Шао Юн (邵雍, 1011—1077 гг.).

Шэнь Ко (沈括, 1031—1095 гг.) — вы­да­ющий­ся уче­ный и изоб­ре­та­тель, ав­тор зна­ме­ни­то­го про­из­ве­де­ния ки­тай­ской куль­ту­ры «Мэн си би тань» (梦溪笔谈, Бе­се­ды с кистью в Мэн­си / За­пи­си бе­сед в Мэн­си), ме­ди­цинс­ко­го трак­та­та «Лин юань фан» (灵苑方, Ре­цеп­ты из Свя­щен­но­го са­да) и ря­да дру­гих книг.

Шэнь Юань-чжи (申元之) — да­осс­кий маг, жив­ший в VIII в.

Ю

Юй Чан (喻昌, 1585—1664 гг.) — зна­ме­ни­тый врач, ав­тор ря­да книг.

Я

Ян Вэй-чжэнь (杨维桢, 1296—1370 гг.) — зна­ме­ни­тый кал­лиг­раф, жи­во­пи­сец и уче­ный, ав­тор нес­коль­ких книг.

Ян Цзе (杨介) — из­вест­ный врач, жив­ший во вре­мя прав­ле­ния ди­нас­тии Сун (960—1279 гг.).

Ян Цзи-лао (杨吉老). См. Ян Цзе (杨介).

Ян Ши-ин (杨士瀛) — из­вест­ный врач, жив­ший во вре­мя прав­ле­ния ди­нас­тии Юж­ная Сун (1127— 1279 гг.), ав­тор «Жэнь-чжай чжи чжи фан» (仁斋直指方, Пря­мо ука­зу­ющие ре­цеп­ты [Ян] Жэнь-чжая) и не­ко­то­рых дру­гих книг.

Янь Чжи-туй (颜之推, 531—591 гг.) — прос­ве­ти­тель и пе­да­гог, ав­тор «Янь-ши цзя сюнь» (颜氏家训, Се­мей­ные по­уче­ния гос­по­ди­на Янь), «Цзи шэн фу» (稽圣赋, По­эма «Воп­ро­шая муд­ре­цов») и др. про­из­ве­де­ний.

Яо Сэн-юань (姚僧垣, 499—583 гг.) — ав­тор «Яо Сэн-юань цзи янь фан» (姚僧垣集验方, Сбор­ник дей­ствен­ных ре­цеп­тов Яо Сэн-юаня).

Яо Хэ-чжун (姚和众) — ав­тор «Янь лин чжи бао фан» (延龄至宝方, Дра­го­цен­ные ре­цеп­ты прод­ле­ния жиз­ни), жив­ший при прав­ле­нии ди­нас­тии Тан (618—907 гг.).