belousov.KZ

материалы по китайской медицине

4. Методы укалывания из древних канонов

4.1. Методы укалывания из канона «Нэй цзин»

Канон «Нэй цзин» (内经, Канон о внутреннем), полное название «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем), является важнейшим классическим каноном, заложившим теоретические основы китайской медицины. Первоначальный вариант книги появился во времена Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.). Она состоит из двух частей: канона «Су вэнь» (素问, Основные вопросы) и канона «Лин шу» (灵枢, Таинственная суть).

В главе «Официальные стандарты укалывания» (官针) канона «Лин шу» описаны «девять типов укалывания» (九刺), «двенадцать типов укалывания» (十二刺) и «пять типов укалывания» (五刺), к которым относятся не только техники укалывания, но и некоторые методы сочетания точек. В этой же главе упоминается о «трех слоях укалывания» (三刺), в дальнейшем послуживших основой для разработки новых техник укалывания. В других главах канона приводятся краткие записи о применении методов стимуляции и седатации.

Методы укалывания, описанные в каноне «Нэй цзин», оказали огромное влияние на развитие различных техник иглоукалывания в последующем.

4.1.1. «Девять типов укалывания»

«Девять типов укалывания» (九刺) описаны в каноне «Лин шу». Здесь говорится: «Среди укалываний есть девять, подходящих для девяти [патологических] изменений», то есть при девяти типах болезней рекомендуется использовать определенный метод укалывания. К «девяти типам укалывания» относятся:

1. Укалывание шу-точек (输刺 шу цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание шу-точек — это укалывание канальных точек ручьев, быстрин и шу-точек спины цзан-органов». Имеется в виду метод лечения, когда при заболеваниях пяти цзан-органов используют точки ручьи (荥) и быстрины (输) соответствующих Инь-каналов на конечностях, а также шу-точки спины (背俞穴) этих органов. В широком смысле подразумевается сочетание точек при лечении болезней цзан-органов, в первую очередь, сочетание пяти шу-точек (五腧穴) и шу-точек спины (背俞穴). Например, Тай-юань P.9 является точкой-быстриной канала легких, а Фэй-шу V.13 — шу-точкой спины легких. Сочетание этих точек можно использовать при лечении всех болезней легких.

2. Укалывание «дальнего пути» (远道刺 юань дао цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание „дальнего пути“ — когда болезнь вверху, использовать [точки] внизу от нее, укалывать точки фу-органов». Имеется в виду метод лечения, когда при заболеваниях шести фу-органов используют точки Ян-каналов — точки-устья на нижних конечностях (下合穴). Например, Цзу-сань-ли E.36 является точкой-устьем желудка на нижних конечностях, ее можно использовать при всех болезнях желудка.

3. Укалывание каналов (经刺 цзин цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание каналов — это укалывание застоя в больших каналах». Имеется в виду выбор точек определенного канала при застое Ци и крови в этом канале, что выражается в боли при пальпации, образовании затвердений, застое крови и других патологических изменениях по ходу канала. В широком смысле подразумевается лечение всех болезней канала путем выбора точек, относящихся к этому каналу.

4. Укалывание коллатералей (络刺 ло цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание коллатералей — это укалывание кровеносных сосудов мелких коллатералей». Имеется в виду поверхностное укалывание с кровопусканием. В основном применяется при синдромах избытка и жара, как правило, при жаре в крови и застое крови. В каноне «Су вэнь» говорится: «Если болезнь в крови, приводите к гармонии ее коллатерали». В качестве инструментов иглоукалывания обычно используются «остроконечные иглы» (锋针), а также трехгранные иглы или игольчатые молоточки.

5. Укалывание «границ» (分刺 фэн цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание „границ“ — это укалывание между границами мышц». В древности термином «границы мышц» (分肉) обозначались «щели» между мышцами, а также глубинная часть мышечного слоя. В каноне «Су вэнь» говорится: «Если болезнь в мышцах, приводите к гармонии их „границы“». В данном случае имеется в виду глубокое укалывание в мышечный слой. В основном применяется при мышечных болях различной этиологии.

К этому методу можно отнести использование «круглой иглы» (员针). В каноне «Лин шу» говорится: «Круглая игла — [кончик] иглы имеет форму яйца, массируйте между „границами“ [мышц], не повреждая мышцы, чтобы изгнать [патогенную] Ци в „границах“ [мышц]… Когда болезнь между „границами мышц“, используйте круглую иглу в месте болезни».

6. Укалывание «удаление большого [гноя]» (大泻刺 да се цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание „удаление большого [гноя]“ — это укалывание большого гноя „иглой-кинжалом“». Имеется в виду метод вскрытия гнойников при помощи «иглы-кинжала» (铍针). В каноне «Лин шу» сказано: «„Игла-кинжал“ напоминает острие меча… лечит большой гной».

7. Поверхностное укалывание кожи (毛刺 мао цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Поверхностное укалывание кожи — это укалывание поверхностного „ревматизма“ кожи». Имеется в виду метод, при котором производится поверхностное укалывание кожи без повреждения мышц. Используется при лечении потери чувствительности, онемения кожи, а также поверхностного болевого ревматизма. В древности, применяя этот метод, использовали «иглы-лемехи» (镵针). В настоящее время пользуются специальными кожными иглами — игольчатыми молоточками или валиками.

8. Перекрестное укалывание (巨刺 цзюй цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Перекрестное укалывание — [когда болезнь] слева, используйте [точки] справа; [когда болезнь] справа, используйте [точки] слева». Имеется в виду использование канальных точек на одной стороне тела для лечения болезней противоположной стороны тела. Например, точка Хэ-гу GI.4 на левой руке используется при лечении лицевого паралича с правой стороны.

9. Обжигающее укалывание (焠刺 цуй цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Обжигающее укалывание — это укалывание раскаленной иглой при ревматизме». Имеется в виду метод, при котором кончик докрасна раскаленной иглы резким движением на очень короткое время прикладывается к точке. Обычно прием повторяется несколько раз. В основном метод применяется при «ревматизме» со свойствами холода (寒痹), строго противопоказан при болезнях со свойствами жара. Используются как канальные точки, так и болезненные при пальпации точки А-ши. В настоящее время метод иногда применяется при золотухе и мастите.

4.1.2. «Двенадцать типов укалывания»

«Двенадцать типов укалывания» (十二刺) описаны в каноне «Лин шу». Здесь говорится: «Среди укалываний есть двенадцать, подходящих для [лечения болезней] двенадцати каналов». То есть выделяется двенадцать методов укалывания, которые можно использовать при нарушениях в двенадцати главных каналах. К «двенадцати типам укалывания» относятся:

1. Парное укалывание (偶刺 оу цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Парное укалывание — поместите руки прямо к грудной клетке и спине, непосредственно в месте боли, произведите один укол спереди и один укол сзади. Применяется при лечении боли в области грудной клетки из-за застоя Ци (心痹). При этом приеме производится наклонное укалывание». Имеется в виду сочетание двух точек, одна из которых расположена в области грудной клетки, а другая — на спине. В каноне «Лин шу» рекомендуется применять этот метод при лечении застоя Ци сердца с нарушением проходимости в сосудах, что обычно сопровождается болью и ощущением сдавленности грудной клетки. Однако, к «парному укалыванию» можно отнести метод сочетания шу-точек спины (背俞穴) и му-точек живота (腹募穴) при лечении заболеваний всех цзанфу-органов, например, при болезнях желудка использовать сочетание точек Чжун-вань VC.12 и Вэй-шу V.21. В первоисточнике также рекомендуется производить наклонное укалывание, чтобы не допустить повреждения внутренних органов.

Грудная клетка относится к Инь, а спина — к Ян, поэтому этот метод иногда называют «укалыванием Инь-Ян» (阴阳刺).

2. Повторяющееся укалывание (报刺 бао цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Повторяющееся укалывание — это укалывание в место неопределенной боли. Когда [боль] блуждает вверх и вниз, введите иглу прямо [в место боли] и не извлекайте, левой рукой нащупайте место боли, лишь затем извлекайте иглу и снова укалывайте [в новом месте]». Имеется в виду лечение боли без четкой локализации. Производится укалывание непосредственно в место боли. После введения игла не извлекается, призводятся манипуляции на игле. Если боль не прекращается, левой рукой врач нащупывает «новое» болезненное место, затем игла извлекается и вводится в «новое» место боли. Лечение проводится до прекращения или явного снижения боли.

В большинстве источников иероглиф «бао» (报) в названии этого метода трактуется как «повторно, вновь» (复). Однако основными значениями этого иероглифа являются «извещать, докладывать, информировать», то есть пациент информирует врача о болезненности в пальпируемом месте. Если после введения иглы и соответствующих манипуляций боль не прекращается, о чем пациент сообщает врачу, вновь производится поиск болезненного места пальпацией, основанный на реакции пациента, и игла вводится снова. Другими словами, можно предположить, что выполнение этого метода основано на «информации» (报) о боли, которую врач получает от пациента.

3. Расширяющееся укалывание (恢刺 хуэй цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Расширяющееся укалывание — укалывайте прямо сбоку их (мышц), поднимите ее (иглу) [и укалывайте] кпереди и кзади, расширяя сведение сухожилий. Служит для лечения „ревматизма сухожилий“ (筋痹)». Имеется в виду лечение ревматической боли со спазмом мышц, при котором производится укалывание непосредственно возле сводимых спазмом мышц. После введения иглы и прихода Ци игла поднимается в поверхностный слой, после чего производится наклонное укалывание в разных направлениях. Направления укалывания могут быть указаны пациентом. Для этого при поднятии иглы в поверхностный слой просят пациента произвести движения в суставе, расположенном вблизи пораженного места, и указать болезненные при движениях места на поверхности тела. Укалывание производится в направлении этих мест.

Название данного метода укалывания иногда толкуется как «восстанавливающее» (恢复), так как лечение способствует восстановлению свободной циркуляции канальной Ци и двигательной функции конечностей. В современных источниках иногда характеризуется как «укалывание в разных направлениях» (多向刺).

4. Сходящееся укалывание (齐刺 ци цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Сходящееся укалывание — перпендикулярно вводится одна [игла], рядом вводится две [иглы]. Используется при лечении скопления Ци холода на малом [участке и] глубоко. Также называется „тройным укалыванием“ (三刺)». Имеется в виду перпендикулярное введение одной иглы с наклонным введением двух других игл на некотором расстоянии, то есть направления введения трех игл сходится вместе. Используется при «ревматизме» со свойствами холода (寒痹), когда патогенный холод скапливается на небольшом участке в глубоких слоях мышц, что сопровождается резкой холодной болью с четкой локализацией. Этот метод иногда называют «тройным укалыванием» (三刺). Чжан Цзе-бинь (1563—1640 гг.) писал: «„Сходящееся укалывание“ — это использование трех игл, сходящихся воедино, поэтому также называют „тройным укалыванием“».

«Сходящееся укалывание» можно рассматривать как противоположность «расширяющегося укалывания» (恢刺). «Расширяющееся укалывание» — это укалывание одной иглой в разных направлениях, а «сходящееся укалывание» — это укалывание тремя иглами в одном направлении.

5. Рассеивающее укалывание (扬刺 ян цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Рассеивающее укалывание — прямо вводится одна [игла], сбоку вводятся четыре [иглы] поверхностно. Используется при лечении распространения Ци холода на обширном участке». Имеется в виду перпендикулярное введение одной иглы в точку с поверхностным введением четырех игл вокруг нее при «ревматизме» со свойствами холода (寒痹), когда патогенный холод скапливается на обширном участке поверхности тела. Данный метод способствует рассеиванию патогенного холода с поверхности тела. Чжан Цзе-бинь (1563—1640 гг.) писал, что при его применении патогенный холод «… от середины рассеивается в четыре стороны».

«Рассеивающее укалывание» является прообразом широко распространенного в настоящее время постукивания игольчатым молоточком поверхности тела.

6. Перпендикулярное укалывание иглой (直针刺 чжи чжэнь цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Перпендикулярное укалывание иглой — это оттягивание и укалывание кожи. Используется при лечении поверхностного распространения Ци холода». Имеется в виду оттягивание участка кожи двумя пальцами левой руки с введением иглы вдоль поверхности тела правой рукой. Применяется при «ревматизме» со свойствами холода (寒痹), когда патогенный холод скапливается на поверхности тела.

При применении этого метода игла вводится горизонтально к поверхности тела, но перпендикулярно к поверхности кожи, так как кожа оттянута рукой. Метод послужил прообразом современного «горизонтального укалывания» (横刺). При широко распространенном в настоящее время «перпендикулярном укалывании» (直刺) игла вводится перпендикулярно поверхности тела.

7. Прочищающее укалывание (输刺 шу цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Прочищающее укалывание — это перпендикулярное введение и перпендикулярное извлечение [иглы], причем иглы ставятся редко и глубоко. Используется для лечения избытка [патогенной] Ци и жара». Характеризуется перпендикулярным и глубоким введением иглы, медленным извлечением иглы после прихода Ци, использованием небольшого количества точек. Применяется при синдромах избытка и жара. Способствует «прочищению» каналов от патогенного жара, восстановлению свободной циркуляции канальной Ци.

8. «Короткое» укалывание (短刺 дуань цы). В каноне «Лин шу» говорится: «„Короткое“ укалывание — это укалывание „ревматизма костей“ (骨痹). Немного раскачивают [иглу] и вводят ее вглубь, направляют иглу к кости, вверх и вниз трут кость». Имеется в виду медленное введение иглы с небольшим раскачиванием и постепенным продвижением вглубь, чтобы острие иглы близко подступало к кости, после чего производится ограниченное, то есть «короткое» (短), пунктирование вверх и вниз с малой амплитудой, которое можно сравнить с «трением кости». Используется при лечении «ревматизма костей» (骨痹) с ощущением тяжести и болью в суставах, а также с нарушением их двигательной функции.

В некоторых источниках название этого метода объясняется «коротким» (短) расстоянием между иглой и костью, а также медленным и постепенным введением иглы «короткими» (短) интервалами.

9. Поверхностное укалывание (浮刺 фу цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Поверхностное укалывание — [игла] вводится наклонно и поверхностно. Применяется при лечении спазма мышц из-за холода». Имеется в виду наклонное поверхностное укалывание при лечении спазма мышц, вызванного восприятием внешнего патогенного холода.

Метод послужил прообразом распространенного в настоящее время использования подкожных игл.

10. Укалывание Инь (阴刺 инь цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание Инь — это укалывание на левой и правой [ногах] кзади от [медиальной] лодыжки на [ножном] шао-инь [канале почек]. Используется при лечении похолодания конечностей». Имеется в виду одновременное укалывание на левой и правой ногах точки первичной Ци ножного шао-инь канала почек Тай-си R.3, расположенной кзади от медиальной лодыжки, при лечении похолодания нижних конечностей. Название метода объясняется использованием точки Инь-канала при лечении болезней со свойствами холода, который также относится к Инь.

В широком смысле подразумевается одновременное использование парных точек на левой и правой сторонах тела, что повышает эффективность лечения.

11. Укалывание рядом с иглой (傍针刺 бан чжэнь цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание рядом с иглой — это укалывание перпендикулярно и укалывание рядом по одной [игле]. Используется при длительном „ревматизме“ c задержкой [патогенной Ци]». Имеется в виду перпендикулярное введение одной иглы с наклонным по направлению к ней введением рядом другой иглы. Используется при хроническом «ревматизме» (痹) с длительной задержкой патогенной Ци.

12. Содействующее укалывание (赞刺 цзань цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Содействующее укалывание — это перпендикулярное введение и перпендикулярное извлечение [иглы], несколько резких поверхностных укалываний с кровопусканием. Используется при лечении нарывов с припухлостью». Имеется в виду многократное резкое поверхностное укалывание с кровопусканием, которое применяется при лечении гнойных воспалений на поверхности тела и некоторых кожных заболеваниях. Метод получил название из-за того, что содействует (赞) устранению «нарывов с припухлостью».

4.1.3. «Пять типов укалывания»

«Пять типов укалывания» (五刺) описаны в каноне «Лин шу». Здесь говорится: «Среди укалываний есть пять, которые соотносятся с пятью цзан-органами». То есть выделяется пять методов укалывания, которые можно использовать при нарушениях в связанных с пятью цзан-органами «пяти составляющих тела» (五体) — коже, сосудах, сухожилиях, мышцах и костях. К «пяти типам укалывания» относятся:

1. «Половинное» укалывание (半刺 бань цы). В каноне «Лин шу» говорится: «„Половинное“ укалывание — это поверхностное введение и быстрое извлечение иглы без повреждения мышц, напоминающее выдергивание волосинок. Воздействует на скпление [патогенной] Ци в коже. Соотносится с легкими». Имеется в виду поверхностное укалывание с быстрым извлечением иглы, не вызывающее повреждения мышц. Напоминает выдергивание волосинок. По глубине введения иглы этот метод можно сравнить с «половиной» (半) обычноо укалывания, поэтому он и получил такое название. Легкие снаружи связаны с кожей. Проникновение внешнего патогенного ветра в организм обычно происходит через кожу, в первую очередь повреждаются легкие. Метод может применяться при скоплении внешнего патогенного ветра-холода на поверхности тела с повреждением функций легких, что обычно сопровождается лихорадкой, кашлем и одышкой. а также при ослаблении Ци в ходе длительной болезни и в педиатрии.

Является прообразом широко распространенного в настоящее время постукивания игольчатым молоточком.

2. Укалывание «пятна на шкуре леопарда» (豹文刺 бао вэнь цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание „пятна на шкуре леопарда“ — это укалывание слева и справа, спереди и сзади, чтобы проникнуть в сосуды. Воздействует на кровь каналов и коллатералей. Соотносится с сердцем». Имеется в виду многократное поверхностное укалывание с кровопусканием вокруг пораженной области или акупунктурной точки, при котором появившиеся на поверхности тела после укалывания капли крови напоминают пятна на шкуре леопарда. При выполнении данного метода игла достигает кровеносных сосудов, которыми управляет сердце, поэтому он соотносится с сердцем. В основном используется при лечении боли с ощущением жара, покраснением и припухлостью, связанными с жаром в крови и застоем крови.

3. Укалывание суставов (关刺 гуань цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание суставов — это перпендикулярное укалывание слева и справа от сухожилий. Воздействует на „ревматизм сухожилий“. Избегайте кровотечения. Соотносится с печенью». Имеется в виду укалывание в области сухожилий вблизи суставов. Производится перпендикулярное укалывание без повреждения кровеносных сосудов и кровотечения. Этот метод получил такое название, потому что места укалывания расположены вблизи суставов. Может использоваться при лечении «ревматизма сухожилий» (筋痹), который характеризуется болью и напряжением мышц и сухожилий. В связи с тем, что печень управляет сухожилиями, «укалывание суставов» соотносится с печенью.

4. Укалывание в «скопление мышц» (合谷刺 хэ гу цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Укалывание в „скопление мышц“ — это [введение иглы] в разных направлениях наподобие лапы курицы с укалыванием между границами мышц. Воздействует на „ревматизм мышц“. Соотносится с селезенкой». Имеется в виду введение иглы на заданную глубину с последующим ее поднятием в поверхностный слой и наклонным укалыванием в мышцы в разных направлениях, что можно сравнить с лапами курицы. Применяется в областях с толстым мышечным слоем. Может использоваться при лечении «ревматизма мышц» (肌痹), который характеризуется мышечными болями. В связи с тем, что селезенка управляет мышцами, метод соотносится с селезенкой.

Название этого метода (合谷刺 хэ гу цы) не связано с укалыванием точки Хэ-гу GI.4 (合谷). В данном случае имеется в виду укалывание в места «скопления (合) мышц (谷)», то есть в места с толстым мышечным слоем.

5. Прочищающее укалывание (输刺 шу цы). В каноне «Лин шу» говорится: «Прочищающее укалывание — это перпендикулярное введение и перпендикулярное извлечение [иглы], ее глубокое введение до кости. Воздействует на „ревматизм костей“. Соотносится с почками». Имеется в виду глубокое укалывание с введением иглы к кости, которое применяется при лечении «ревматизма костей» (骨痹) с ощущением тяжести и болью в суставах с нарушением их двигательной функции, а также при шпорах и других костно-суставных заболеваниях. В связи с тем, что почки управляют костями, метод соотносится с почками. Способствует «прочищению» каналов, то есть восстановлению свободной циркуляции Ци и крови.

4.1.4. «Три слоя укалывания»

В каноне «Лин шу» говорится: «Так называемые „три [слоя] укалывания“ (三刺) — это извлечение Ци, полученной из пищи. Сначала производится поверхностное укалывание под кожу, чтобы извлечь патогенную Ян. Затем производится укалывание для извлечения патогенной Инь, [игла вводится] немного глубже под кожу в мышцы, не достигая глубинной части мышечного слоя. Наконец, [игла] вводится в глубинный слой мышц, чтобы извлечь Ци, полученную из пищи. Поэтому в „Методах укалывания“1 говорится: Сначала укалывайте поверхностно для изгнания патогенной Ци [со свойствами Ян] и восстановления циркуляции Ци и крови. Далее укалывайте глубже, чтобы достичь патогенную Инь-Ци. Затем укалывайте в самый глубокий [слой], чтобы достичь Ци, полученную из пищи». Согласно комментариям Чжан Цзе-биня (1563—1640 гг.), в данном случае под «Ци, полученной из пищи» (谷气) подразумевается «жизненная Ци» (正气), а под ее «извлечением» (谷气出) — «приход Ци» (得气), то есть достижение реакции на укалывание.

«Три слоя укалывания» из канона «Лин шу» послужили основой для разработки новых методов укалывания, в том числе комплексных методов стимуляции и седатации с использованием «трех слоев» (三部), таких как «огонь горящей горы» (烧山火) и «пронизывающая небеса прохлада» (透天凉).

4.2. Методы укалывания из канона «Нань цзин»

Считается, что автором книги «Нань цзин» (难经, Канон трудностей), полное название — «Хуанди ба ши и нань цзин» (Канон восьмидесяти одной трудности [содержащейся в Каноне] Желтого императора [о внутреннем]), является Бянь Цюэ (407—310 гг. до н. э.). Книга построена в форме вопросов и ответов, поясняющих трудные для понимания места канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем).

Ниже приводятся выдержки из канона «Нань цзин», оказавшие особое влияние на дальнейшее развитие техник укалывания.

Вопрос 78: «Люди, овладевшие искусством иглоукалывания, полагаются на свою левую [руку], а люди, не овладевшие искусством иглоукалывания, полагаются на свою правую [руку]. Перед введением иглы следует левой рукой надавливать на место укалываемой точки, сильно постукивать, „резать“ ногтем, чтобы улучшить циркуляцию Ци, лишь затем [правой рукой] свободно ввести иглу». В данной цитате указывается на необходимость выполнения операций иглоукалывания двумя руками.

Вопрос 78: «После прихода Ци [сильное и резкое] проталкивание [иглы] внутрь называется стимуляцией, а [сильное и резкое] вытягивание [иглы] наружу называется седатацией». В дальнейшем, основываясь на этом принципе и развивая его, врачи создали метод стимуляции и седатации опусканием и подниманием иглы, при котором в качестве стимуляции производится быстрое и сильное опускание иглы с медленным и легким подниманием, а в качестве седатации — быстрое и сильное поднимание иглы с медленным и слабым опусканием.

Вопрос 71: «В Каноне [Желтого императора] сказано: „Укалывая питательную Ци, не допускайте повреждения защитной Ци. Укалывая защитную Ци, не допускайте повреждения питательной Ци“2. Что имеется в виду? — Правильно! Укалывая Ян, укладывайте иглу при введении. Укалывая Инь, сначала левой рукой помассируйте в месте укалываемой точки, когда [защитная] Ци рассеется, вводите иглу». Защитная Ци (卫气) распространяется по поверхности тела, а питательная Ци (营气) — в глубоких слоях мышц. Защитная Ци соотносится с Ян, а питательная Ци — с Инь. При нарушениях, связанных с повреждением защитной Ци, производится поверхностное наклонное укалывание, чтобы не допустить повреждения питательной Ци. При нарушениях, связанных с повреждением питательной Ци, сначала следует немного помассировать в месте укалывания, чтобы рассеять защитную Ци. После чего производится глубокое введение иглы. В этом случае можно избежать повреждения защитной Ци.

Вопрос 76: «При стимуляции берут от защитной Ци. При седатации убирают от питательной Ци. Когда образуется нехватка Ян-Ци, возникает избыток Инь-Ци, следует сначала восполнить Ян, затем понизить Инь. Когда образуется нехватка Инь-Ци, возникает избыток Ян-Ци, следует сначала восполнить Инь, затем понизить Ян».

Таким образом, при стимуляции рекомендуется произвести наклонное введение иглы в поверхностный слой (место распространения защитной Ци). После пихода Ци игла вводится в глубокий слой (место распространения питательной Ци). В этом случае Ци движется снаружи внутрь. При седатации рекомендуется надавить пальцем левой руки на точку, а правой рукой ввести иглу в глубокий слой (место распространения питательной Ци). После прихода Ци игла поднимается в поверхностный слой (место распространения защитной Ци). В этом случае Ци изнутри выходит наружу и рассеивается.

В книге также выдвинута теория связи состояния Ци и крови с временами года: «Весной и летом Ян-Ци вверху, Ци человека также вверху, поэтому следует использовать ее на поверхности; осенью и зимой Ян-Ци внизу, Ци человека также внизу, поэтому следует использовать ее глубоко». То есть движение Ци и крови человека связано со сменой времен года, поэтому весной и летом рекомендуется производить поверхностное укалывание, а осенью и зимой глубокое.

  1. Имеется в виду к настоящему времени утерянная 72 глава канона «Су вэнь» — «Рассуждения о методах укалывания» (刺法论).

  2. В сохранившихся до наших дней вариантах канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) такой фразы нет.