8. «Вершины» и «корни» двенадцати каналов
Теория «вершин» (标 бяо) и «корней» (本 бэнь) двенадцати каналов является важной составной частью учения о каналах и коллатералях. В каноне «Лин шу» говорится: «Тот, кто познает „вершины“ и „корни“ шести [пар] каналов, не будет подвержен сомнениям в жизни».
«Корни» каналов подобны корням дерева, они располагаются на конечностях ниже локтевых и коленных суставов. «Вершины» каналов подобны вершинам деревьев и располагаются на голове и туловище.
В каноне «Лин шу» содержится описание конкретного местоположения «корней» и «вершин» двенадцати каналов. Ниже приводится это описание в последовательности изложения в первоисточнике, в необходимых случаях даются комментарии (также см. табл. 10).
«Корни» | Каналы | «Вершины» | ||
---|---|---|---|---|
по канону «Лин шу» | точки | по канону «Лин шу» | точки | |
на 5 цунь выше пятки | Фу-ян V.59 | ножной тай-ян мочевого пузыря | «врата жизни» (глаза) | Цзин-мин V.1 |
[Цзу-] цяо-инь | Цзу-цяо-инь VB.44 | ножной шао-ян желчного пузыря | Чуан-лун (перед ухом) | Тин-хуэй VB.2 |
Ли-дуй | Ли-дуй E.45 | ножной ян-мин желудка | Жэнь-ин | Жэнь-ин E.9 |
за шиловидным отростком локтевой кости | Ян-лао IG.6 | ручной тай-ян тонкого кишечника | на 1 цунь выше «врат жизни» (глаз) | Цуань-чжу V.2 |
на 2 цунь выше промежутка безымянного пальца | Чжун-чжу TR.3 | ручной шао-ян Сань-цзяо | за верхним углом уха, у наружного угла глаза | Сы-чжу-кун TR.23 |
в кости локтя | Цюй-чи GI.11 | ручной ян-мин толстого кишечника | на щеке | Ин-сян GI.20 |
на отрезке Цунь-коу | Тай-юань P.9 | ручной тай-инь легких | артерия внутрь от подмышки | Чжун-фу P.1 |
на конце шиловидного отростка локтевой кости | Шэнь-мэнь C.7 | ручной шао-инь сердца | шу точка спины | Синь-шу V.15 |
на 2 цунь за ладонью между сухожилиями | Нэй-гуань MC.6 | ручной цзюэ-инь перикарда | на 3 цунь от подмышки | Тянь-чи MC.1 |
на 2 цунь вверх от нижней части внутренней лодыжки | Цзяо-синь R.8, Фу-лю R.7 | ножной шао-инь почек | шу-точка спины и на двух венах под языком | Шэнь-шу V.23, Цзинь-цзинь, Юй-е |
на 5 цунь выше Син-цзянь | Чжун-фэн F.4 | ножной цзюэ-инь печени | шу-точка спины | Гань-шу V.18 |
на 4 цунь вверх от места перед Чжун-фэн | Сань-инь-цзяо RP.6 | ножной тай-инь селезенки | шу-точка спины, корень языка | Пи-шу V.20, Лянь-цюань VC.23 |
«Вершина» и «корень» ножного тай-ян канала мочевого пузыря
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ножного тай-ян [канала мочевого пузыря] находится на 5 цунь выше пятки, „вершина“ — во „вратах жизни“ с двух сторон. „Врата жизни“ — это глаза».
Комментарии. Под словами «на 5 цунь выше пятки» подразумевается точка Фу-ян V.59. Известный комментатор канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) Ма Ши (马莳, XVI в.) писал: «Фу-ян [V.59] расположена на 3 цунь выше наружной лодыжки. Иногда говорят, что на 5 цунь выше пятки. Тогда от лодыжки до пятки — 2 цунь, а выше лодыжки на 3 цунь и будет точка Фу-ян [V.59]». Под «вратами жизни» (命门 мин мэнь) подразумеваются глаза. Ян Шан-шань (585—670 гг.) писал: «…Почки — это „врата жизни“, через [ножной] тай-ян [канал мочевого пузыря] вверху соединяются с глазами, поэтому глаза — это „врата жизни“». Ножной тай-ян канал мочевого пузыря начинается у внутреннего угла глаза, поэтому считается, что в данном случае речь идет о точке Цзин-мин V.1. Таким образом, «корень» ножного тай-ян канала мочевого пузыря находится в точке Фу-ян V.59, а «вершина» — в точке Цзин-мин V.1.
«Вершина» и «корень» ножного шао-ян канала желчного пузыря
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ножного шао-ян [канала желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44], „вершина“ — кпереди от Чуан-лун. Чуан-лун — это ухо».
Комментарии. Термин «Чуан-лун» (窗笼) в канонах «Лин шу» и «Су вэнь» больше нигде не встречается. В книге «Чжэнь цзю цзя и цзин» (针灸甲乙经, Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) под этим названием описывается точка Тянь-чуан IG.16. Среди точек ножного шао-ян канала желчного пузыря кпереди от уха расположена точка Тин-хуэй VB.2, поэтому считается, что «корень» ножного шао-ян канала желчного пузыря находится в точке Цзу-цяо-инь VB.44, а «вершина» — в точке Тин-хуэй VB.2.
«Вершина» и« корень» ножного ян-мин канала желудка
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ножного ян-мин [канала желудка] находится в Ли-дуй [E.45], „вершина“ — в Жэнь-ин [E.9] ниже щек с двух сторон горла».
«Вершина» и «корень» ручного тай-ян канала тонкого кишечника
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ручного тай-ян [канала тонкого кишечника] находится за шиловидным отростком локтевой кости, „вершина“ — на 1 цунь выше „врат жизни“».
Комментарии. За шиловидным отростком локтевой кости расположена точка Ян-лао IG.6. Под «вратами жизни» (命门 мин мэнь) подразумеваются глаза. «Врата жизни» являются «вершиной» ножного тай-ян канала мочевого пузыря. Считается, что в данном случае имеется в виду точка Цзин-мин V.1. На 1 цунь выше этой точки расположена Цуань-чжу V.2. Таким образом, в качестве «корня» ручного тай-ян канала тонкого кишечника можно рассматривать точку Ян-лао IG.6, а в качестве «вершины» — точку Цуань-чжу V.2.
«Вершина» и «корень» ручного шао-ян канала Сань-цзяо
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ручного шао-ян [канала Сань-цзяо] находится на 2 цунь выше промежутка безымянного пальца, „вершина“ — за верхним углом уха, у наружного угла глаза».
Комментарии. На 2 цунь выше промежутка безымянного пальца находится точка Чжун-чжу TR.3, у наружного угла глаза — Сы-чжу-кун TR.23. Таким образом, в качестве «корня» ручного шао-ян канала Сань-цзяо можно рассматривать точку Чжун-чжу TR.3, а в качестве «вершины» — точку Сы-чжу-кун TR.23.
«Вершина» и «корень» ручного ян-мин канала толстого кишечника
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ручного ян-мин [канала толстого кишечника] находится в кости локтя…, „вершина“ — на щеке».
Комментарии. Под «костью локтя» скорее всего подразумевается область локтевого сустава. Среди точек ручного ян-мин канала толстого кишечника здесь расположена Цюй-чи GI.11. В области щеки расположена точка Ин-сян GI.20. Таким образом, в качестве «корня» ручного ян-мин канала толстого кишечника можно рассматривать точку Цюй-чи GI.11, а в качестве «вершины» — точку Ин-сян GI.20.
«Вершина» и «корень» ручного тай-инь канала легких
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ручного тай-инь [канала легких] находится на отрезке Цунь-коу, „вершина“ — на артерии внутрь от подмышки».
Комментарии. В месте пальпации пульса на отрезке Цунь-коу расположена точка Тай-юань P.9, внутрь от области подмышечной ямки — точка Чжун-фу P.1. Таким образом, в качестве «корня» ручного тай-инь канала легких можно рассматривать точку Тай-юань P.9, а в качестве «вершины» — точку Чжун-фу P.1.
«Вершина» и «корень» ручного шао-инь канала сердца
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ручного шао-инь [канала сердца] находится на конце шиловидного отростка локтевой кости, „вершина“ — в шу-точке спины».
Комментарии. В области шиловидного отростка локтевой кости расположена точка Шэнь-мэнь C.7. Шу-точкой спины сердца является Синь-шу V.15. Таким образом, в качестве «корня» ручного шао-инь канала сердца можно рассматривать точку Шэнь-мэнь C.7, а в качестве «вершины» — точку Синь-шу V.15.
«Вершина» и «корень» ручного цзюэ-инь канала перикарда
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ручного [канала] перикарда находится на 2 цунь за ладонью между сухожилиями, „вершина“ — на 3 цунь ниже подмышки».
Комментарии. На 2 цунь выше лучезапястной складки между сухожилиями расположена точка Нэй-гуань MC.6, на 3 цунь от подмышечной ямки — точка Тянь-чи MC.1. Таким образом, в качестве «корня» ручного цзюэ-инь канала перикарда можно рассматривать точку Нэй-гуань MC.6, а в качестве «вершины» — точку Тянь-чи MC.1.
«Вершина» и «корень» ножного шао-инь канала почек
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ножного шао-инь [канала почек] находится на 3 цунь вверх от нижней части внутренней лодыжки, вершина — в шу-точке спины и на двух венах под языком».
Комментарии. Чжан Цзе-бинь (1563—1640 гг.) писал: «Фраза „на 3 цунь вверх от нижней части внутренней лодыжки“ означает следующее: на 1 цунь ниже лодыжки – это Чжао-хай [R.6], на 2 цунь выше лодыжки — это Фу-лю [R.7] и Цзяо-синь [R.8]». Шу-точкой спины почек является Шэнь-шу V.23. Таким образом, в качестве «корня» ручного шао-инь канала почек можно рассматривать точки Цзяо-синь R.8 и Фу-лю R.7, а в качестве «вершины» — точку Шэнь-шу V.23 и места «на двух венах под языком» — область внеканальных точек Цзинь-цзинь и Юй-е.
«Вершина» и «корень» ножного цзюэ-инь канала печени
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ножного цзюэ-инь [канала печени] находится на 5 цунь выше Син-цзянь [F.2], „вершина“ — в шу-точке спины».
Комментарии. На 5 цунь выше Син-цзянь F.2 расположена точка Чжун-фэн F.4. Шу-точкой спины печени является Гань-шу V.18. Таким образом, в качестве «корня» ручного цзюэ-инь канала печени можно рассматривать точку Чжун-фэн F.4, а в качестве «вершины» — точку Гань-шу V.18.
«Вершина» и «корень» ножного тай-инь канала селезенки
- Канон «Лин шу»: «„Корень“ ножного тай-инь [канала селезенки] — на 4 цунь вверх от места перед Чжун-фэн [F.4], „вершина“ — в шу-точке спины и в корне языка».
Комментарии. «На 4 цунь вверх от места перед Чжун-фэн F.4» расположена точка Сань-инь-цзяо RP.6. Шу-точкой спины селезенки является Пи-шу V.20. В области «корня языка» расположена точка Лянь-цюань VC.23. Таким образом, в качестве «корня» ручного тай-инь канала селезенки можно рассматривать точку Сань-инь-цзяо RP.6, а в качестве «вершины» — точки Пи-шу V.20 и Лянь-цюань VC.23.
В широком смысле в качестве «корней» можно рассматривать места прохождения каналов и соответствующие точки на конечностях, а в качестве «вершин» — места прохождения каналов и их точки на туловище и голове. Таким образом, теория «вершин» и «корней» отражает функциональную связь каналов и их точек на конечностях с туловищем и головой и наоборот.
Эта связь выражается по двум основным направлениям: 1) распространение болезни, 2) выбор точек при лечении.
Самые ранние упоминания о связи «вершин» и «корней» в процессе патологических изменений содержатся в каноне «Лин шу», например: «…при избытке [патогенного жара] внизу — жар [во всем теле]». В качестве основных причин слабости и нарушения чувствительности мышц конечностей обычно указываются скопление патогенного жара в легких и желудке или недостаток Ци печени и почек.
В дальнейшем врачи пополнили и развили учение о «вершинах» и «корнях» из канона «Лин шу» и сформировали методы выбора точек по принципам: «при болезни вверху использовать точки внизу» (上病下取), «при болезни внизу использовать точки вверху» (下病取上), «при болезнях „вершин“ использовать „корни“» (标病取本), «при болезнях „корней“ укалывать „вершины“» (本病标刺), тем самым обогатив учение о каналах и коллатералях.
Множество примеров использования точек в древних письменных источниках можно объяснить с позиций теории «вершин» и «корней». Например:
- Цзу-цяо-инь VB.44 — шум в ушах, глухота («Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.));
- Ли-дуй E.45 — боль и отечность в горле («Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.));
- Ян-лао IG.6 — боль в глазах («Бянь Цюэ шэнь ин чжэнь цзю юй лун цзин» (Канон священного предвестия Бянь Цюэ, Иглоукалывания и прижигания, Нефритового дракона, 1329 г.));
- Фу-лю R.7 — сухость во рту («Чжэнь цзю цзы шэн цзин» (Канон, обязанный появлением иглоукалыванию и прижиганию, 1220 г.)).
При рассмотрении понятий «вершин» и «корней» в широком смысле примеров будет значительно больше. Можно выделить три основных направления использования точек:
1) использование точек области «корней» при лечении болезней области «вершин»:
- Цзу-сань-ли E.36 — болезни области живота («Песня о четырех общих точках», XVI в.);
- Вэй-чжун V.40 — болезни области поясницы и спины (там же);
- Ле-цюэ P.7 — болезни области головы и шеи (там же);
- Хэ-гу GI.4 — болезни области лица и рта (там же);
- Чжи-инь V.67 — болезни области головы и лица («Песня под рукой», XVI в.);
- Шао-фу C.8 — болезни области грудной клетки (там же);
- Чжун-чжу TR.3 — болезни области надплечья и спины (там же);
- Чжи-гоу TR.6 — боль в подреберье (поэма «Прояснение таинства», XIII в.);
2) использование точек области «вершин» при лечении болезней области «корней»:
- Ди-цан E.4 — слабость и нарушение чувствительности в конечностях («Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.));
- Фу-бай VB.10 — слабость и нарушение чувствительности в нижних конечностях («Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты из книгохранилища, 752 г.));
- Фэн-фу VG.16 — болезни области бедер и ступней («Песня под рукой», XVI в.);
- Хунь-мэнь V.47 — спазмы мышц и боли в суставах конечностей (поэма «Прояснение таинства», XIII в.);
3) сочетание точек, расположенных в областях «вершин» и «корней»:
- Лянь-цюань VC.23 и Чжун-чун MC.9 — припухлость и боль под языком (поэма «Сто болезней», XVI в.);
- Гуань-юань VC.4 и Да-дунь F.1 — грыжа (песня «Нефритовый дракон», XIII в.);
- Цзин-мин V.1, Хэ-гу GI.4 и Гуан-мин VB.37 — болезни глаз («Поэма Си Хуна», XII в.);
- Сань-цзянь GI.3 и Шэнь-шу V.23 — боль в области надплечья и спины (там же).