belousov.KZ

материалы по китайской медицине

4. Ци, квинтэссенция Цзин, кровь, жидкости тела, жизненный дух Шэнь

Ци (气), квинтэссенция Цзин (精), кровь (血 сюэ) и жидкости тела (津液 цзинь е) являются материальной основой, обеспечивающей нормальную физиологическую жизнедеятельность внутренних органов, тканей и каналов организма. Жизненный дух Шэнь (神) — это «правитель» человека, контролирующий его поступки. Вместе с теорией цзанфу-органов, каналов и коллатералей они используются для объяснения физиологических функций организма и его патологических реакций.

4.1. Ци

По традиционным китайским представлениям, Ци является основной материальной субстанцией образования всего сущего во Вселенной. Ван Чун (王充, 27—97 гг.) в книге «Лунь хэн» (论衡, Критические рассуждения) писал: «Все сущее рождается естественно благодаря слиянию Ци Неба и Земли». Все явления во Вселенной происходят в результате движения и изменения Ци.

Ци подразделяется на Инь и Ян, то есть бывает Инь-Ци и Ян-Ци, сохранение гармонии между ними является основой существования всего сущего.

В китайской медицине Ци в первую очередь рассматривается как основа жизнедеятельности организма. Применительно к организму человека Ци является:

Питательные вещества (Инь) являются основой функциональной активности (Ян). Существование практически неосязаемых мельчайших питательных веществ в организме проявляется в функциональной активности внутренних органов, каналов и коллатералей, поэтому в китайской медицине под Ци чаще всего подразумевается Ян-Ци как функциональная активность внутренних органов, каналов и коллатералей. Например, избыток Ци (то есть функциональная гиперактивность какого-либо органа или канала) вызывает синдром огня и жара; недостаток Ци (то есть функциональное ослабление какого-либо органа или канала) вызывает синдром Инь-холода.

В жизненных процессах выделяются первичная Ци, защитная Ци, питательная Ци и совокупная Ци, составляющие основу Ци внутренних органов и канальной Ци.

Термин Ци используется для описания функциональной активности как организма в целом, так и отдельных внутренних органов, каналов и коллатералей (например, Ци печени, Ци легких, Ци канала мочевого пузыря).

Кроме того, в китайской медицине понятие Ци используется и в переносном смысле, например, патогенная Ци, Ци экземы или четыре типа Ци свойств лекарств — холод, жар, тепло, прохлада.

Под «приходом Ци» в иглоукалывании и прижигании подразумевается реакция канальной Ци на раздражение.

4.1.1. Классификация и образование Ци

Ци организма человека (то есть Ци внутренних органов и канальная Ци в целом) подразделяется на первичную Ци (原气 юань ци), питательную Ци (营气 ин ци), защитную Ци (卫气 вэй ци) и совокупную Ци (宗气 цзун ци). По источнику происхождения Ци также делится на врожденную Ци (先天之气) и приобретенную Ци (后天之气).

Первичная Ци образуется из врожденной квинтэссенции Цзин, получаемой человеком от родителей. Она относится к врожденной Ци.

Питательная, защитная и совокупная Ци образуются из пищи, воды и воздуха и относятся к приобретенной Ци.

Врожденная и приобретенная Ци зависят друг от друга, поддерживают и питают друг друга. Первичная Ци активирует функциональную активность внутренних органов и тканей, вырабатывающих приобретенную Ци. То есть первичная Ци является материальной основой образования приобретенной Ци. Со своей стороны приобретенная Ци постоянно питает и восполняет врожденную Ци.

Ниже приводится краткое описание основных разновидностей Ци:

Первичная Ци (原气 или 元气 юань ци). Образуется из врожденной квинтэссенции Цзин, после рождения человека требует постоянного питания и пополнения со стороны приобретенной Ци. Источник первичной Ци находится в почках, через пути Сань-цзяо она распространяется по организму, стимулируя функциональную активность внутренних органов и тканей. Чем обильнее и активнее первичная Ци, тем энергичнее функциональная активность внутренних органов и тканей, человек здоров и реже подвержен заболеваниям. Врожденный недостаток первичной Ци или ее истощение в ходе длительной болезни могут привести к различным патологическим изменениям в организме.

Питательная Ци (营气 ин ци). Образуется селезенкой и желудком из Ци пищи и воды. Циркулирует внутри сосудов, каналов и коллатералей. За сутки совершает один оборот по двенадцати главным каналам, а также по сосудам Жэнь-май и Ду-май.

В каноне «Лин шу» говорится: «Ци выходит из тай-инь (от Чжун-фу P.1 до Шао-шан P.11)1, вливается в ручной ян-мин (Шан-ян GI.1), поднимается (до точки Ин-сян GI.20), вливается в ножной ян-мин (в точке Чэн-ци E.1), опускается до стопы (Ли-дуй E.45), вливается в большой палец стопы (Инь-бай RP.1), соединяется с тай-инь, поднимается до бедра, входит в живот, от селезенки поднимается к диафрагме, вливается в сердце (пересекается с ручным шао-инь каналом сердца). По ручному шао-инь выходит в подмышечную область, опускается по руке, вливается в мизинец (Шао-чун C.9), соединяется с ручным тай-ян (Шао-цзэ IG.1), поднимается (до точки Тин-гун IG.19), выходит под глазом, вливается во внутренний угол глаза (Цзин-мин V.1), поднимается к макушке, опускается по шее, соединяется с ножным тай-ян, по позвоночнику опускается к копчику, опускается и вливается в кончик мизинца (Чжи-инь V.67), идет к середине подошвы (Юн-цюань R.1), вливается в ножной шао-инь, поднимается и вливается в почки, от почек вливается в сердце. (От Шу-фу R.27) распространяется в грудной клетке, по сосуду перикарда выходит в подмышечную область (Тянь-чи MC.1), опускается по руке, выходит между двумя сухожилиями, входит в ладонь, выходит на конце среднего пальца (Чжун-чун MC.9), затем вливается в кончик безымянного пальца (Гуань-чун TR.1), соединяется с ручным шао-ян, поднимается и вливается в Тань-чжун (VC.17), распространяется в Сань-цзяо (от грудной клетки проходит надключичную ямку, достигает уха, от уха идет до точки Сы-чжу-кун TR.23), от Сань-цзяо вливается в желчный пузырь, выходит в реберной области, вливается в ножной шао-ян, опускается до стопы (Цзу-цяо-инь VB.44), снова от стопы вливается в большой палец (Да-дунь F.1), соединяется с ножным цзюэ-инь, поднимается до печени (Ци-мэнь F.14), от печени вливается в легкие. (Выше описан ход выливания и вливания в двенадцати каналах).

Поднимается по горлу, входит в отверстие носоглотки. (Это шейный отрезок сосуда Жэнь-май). Достигает носогубной борозды (Шуй-гоу VG.26). Его ветвь поднимается ко лбу, идет по макушке, опускается в шею, входит в копчик (Чан-цян VG.1) — это сосуд Ду-май. Связывается с половыми органами, поднимается и проходит в волосах, входит в пупок, поднимается в животе. Входит в надключичную ямку. (Это грудобрюшной отрезок сосуда Жэнь-май). Опускается и вливается в легкие, снова выходит в тай-инь [канал легких]. Это места прохождения питательной Ци» (рис. 6).

Суточная циркуляция питательной Ци
Рисунок 6. Суточная циркуляция питательной Ци.

Основными функциями питательной Ци являются образование крови и совместная с ней циркуляция, а также питание всех органов и тканей организма. Таким образом, питательная Ци является материальной основой (Инь) функциональной активности организма (Ян).

В каноне «Лин шу» говорится: «Питательная Ци источает свои жидкости, которые вливаются в сосуды и трансформируются в кровь». Составной термин китайской медицины «питательная Ци и кровь» (营血 ин сюэ) отражает их тесную взаимосвязь. В связи с тем, что питательная Ци относится к Инь, иногда также применяется термин «питательная Инь» (营阴 ин инь).

Защитная Ци (卫气 вэй ци). Также образуется селезенкой и желудком из Ци пищи и воды, но в отличие от питательной Ци, циркулирует снаружи сосудов, каналов и коллатералей, в основном в мышцах каналов. Основной функцией защитной Ци является защита организма. Она защищает поверхность тела от проникновения внешней патогенной Ци, контролирует открытие и закрытие пор кожи, увлажняет кожу, регулирует температуру тела и прогревает внутренние органы. При недостатке защитной Ци ослабевает способность организма противостоять патогенной Ци, организм подвержен заболеваниям, которые трудно излечиваются.

Распространение защитной Ци по поверхности тела контролируется легкими. Кожа, включая потовые отверстия, является «ширмой» для предохранения организма от проникновения патогенной Ци. Она прогревается и питается защитной Ци и жидкостями, которые распространяют по организму легкие.

Циркуляция защитной Ци совершенно не совпадает с циркуляцией питательной Ци и имеет свои закономерности. За сутки защитная Ци совершает 50 оборотов по телу. Днем она циркулирует по поверхности тела, а ночью — по пяти цзан-органам.

В каноне «Лин шу» говорится: «Движение защитной Ци — за день и за ночь совершает 50 оборотов по телу. Днем совершает 25 оборотов по Ян, ночью совершает 25 оборотов по Инь, делая обороты по пяти цзан-органам. Ранним утром [обороты по] Инь заканчиваются, Ян-Ци выходит в глазах (Цзин-мин V.1). Когда глаза открываются, Ци поднимается в голову, ① идет по задней части шеи, опускается с ножным тай-ян по спине до кончика мизинца (Чжи-инь V.67). ② Ее разветвление отходит от наружного угла глаза (Тун-цзы-ляо VB.1), опускается по ручному тай-ян до наружного края мизинца (Шао-цзэ IG.1). ③ Ее разветвление отходит от наружного угла глаза (Тун-цзы-ляо VB.1), опускается по ножному шао-ян, вливается в IV палец стопы (Цзу-цяо-инь VB.44). ④ Вверху идет по ручному шао-ян, достигает промежутка мизинца (Гуань-чун TR.1). ⑤ Ответвление вверху достигает области перед ухом (Тин-хуэй VB.2), соединяется с челюстью (Да-ин E.5), вливается в ножной ян-мин, идет вниз до тыла стопы, входит в пальцы (Ли-дуй E.45). ⑥ Ее разветвление от места под ухом (И-фэн TR.17) опускается по ручному ян-мин, входит в промежуток большого пальца (Шан-ян GI.1), входит в середину ладони (Лао-гун MC.8). ⑦ Достигнув стопы, входит в середину стопы (Юн-цюань R.1), выходит ниже внутренней лодыжки (Чжао-хай R.6), идет по сосуду Инь-цяо-май, снова соединяется в глазах (Цзин-мин V.1). Это и есть один оборот. Когда начинает входить в Инь, ⑧ от ножного шао-инь вливается в почки. ⑨ От почек вливается в сердце. ⑩ От сердца вливается в легкие. ⑪ От легких вливается в печень. ⑫ От печени вливается в селезенку. От селезенки вновь вливается в почки. Это и есть один оборот» (рис. 7).

Суточная циркуляция защитной Ци
Рисунок 7. Суточная циркуляция защитной Ци.

Нарушения циркуляции Ци могут вызвать нарушения сна. Чем дольше защитная Ци циркулирует по поверхности тела, тем короче продолжительность сна, а чем дольше она циркулирует по внутренним органам, тем продолжительность сна дольше.

Питательная и защитная Ци имеют один источник — питательные вещества, полученные из пищи и воды. Питательная Ци относится к Инь, циркулирует внутри сосудов и выполняет функцию питания всего организма. Защитная Ци относится к Ян, циркулирует снаружи сосудов и выполняет функцию его защиты. Нормальная жизнедеятельность организма основана на поддержании гармонии Инь и Ян. При нарушении гармонии между питательной Ци (Инь) и защитной Ци (Ян) могут возникнуть различные патологические состояния, например, пот без лихорадки (при недостатке защитной и избытке питательной Ци) или лихорадка с потом (при избытке защитной и недостатке питательной Ци).

Совокупная Ци (宗气 цзун ци). Образуется при соединении Ци вдыхаемого воздуха и приобретенной Ци пищи и воды, находится в грудной клетке, является главной движущей силой циркуляции питательной и защитной Ци. Совокупная Ци активирует дыхательную функцию легких (сила дыхания и голоса зависит от активности совокупной Ци), а также функцию сердца по управлению кровообращением (циркуляция Ци и крови, температура и подвижность конечностей и тела также зависят от ее активности). Поэтому проявлениями недостатка совокупной Ци часто являются ослабление функций легких и сердца, что проявляется в одышке, тихом голосе, сердцебиении, похолодании конечностей, слабости, утомляемости. В древности также считалось, что показателем активности совокупной Ци является верхушечный толчок сердца.

Первичная, питательная, защитная и совокупная Ци составляют основу канальной Ци (经气 цзин ци), циркулирующей по системе каналов и коллатералей. Таким образом, канальная Ци является комбинацией Ци мельчайших питательных веществ, полученных из пищи и воды, Ци вдыхаемого воздуха и квинтэссенции Цзин (рис. 8). Канальную Ци также называют «истинной Ци» (真气 чжэнь ци) или «жизненной Ци» (正气 чжэн ци). Она служит основой функционирования системы каналов и коллатералей и оказывает важнейшее влияние на Ци, кровь и внутренние органы. Нормализация канальной Ци является основным принципом лечения иглоукалыванием и прижиганием. В каноне «Лин шу» говорится: «Применение иглы заключается в регуляции Ци». В данном случае под «Ци» подразумевается «канальная Ци».

Состав канальной Ци
Рисунок 8. Состав канальной Ци.

4.1.2. Функции Ци

Ци оказывает разностороннее влияние на жизнедеятельность организма, проникая во все его части. Достаточная активность Ци является непременным условием здоровья. Слабость Ци ведет к возникновению болезни, а прекращение ее движения вызывает смерть. Поэтому в каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Ци — это корень человека. Без корней ствол и листья засыхают».

В организме человека Ци выполняет шесть основных функций:

1. Активирующая функция Ци. Рост и развитие организма, физиологическая активность внутренних органов, каналов и коллатералей, циркуляция крови и распространение жидкостей тела в организме зависят от активирующей функции Ци. При недостатке Ци активирующая функция Ци понижается, что может вызвать замедление роста и развития человека, снижение функциональной активности внутренних органов, каналов и коллатералей, нарушение нормальной циркуляции крови, трансформации и распространения жидкостей тела. При нарушении нормальной циркуляции крови может возникнуть ее застой, а при нарушении трансформации и распространения жидкостей тела — внутреннее образование патогенной флегмы-сырости.

2. Прогревающая функция Ци. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Ци управляет прогреванием». Будучи субстанцией Ян, Ци обладает свойствами тепла, она прогревает внутренние органы, каналы и коллатерали, мышцы и сухожилия, поддерживая нормальную температуру тела и функциональную активность органов и тканей. Движение является источником тепла, поэтому прогревающее действие Ци и поддержание нормальной температуры тела обеспечиваются постоянным движением Ци.

Кроме того, прогревающая функция Ци содействует циркуляции крови и жидкостей тела. В древности считалось, что вода в реке течет только в теплую погоду, во время холодов она застывает. Поэтому древние врачи пришли к выводу, что прогревающее действие Ци является основным условием свободной циркуляции крови и жидкостей в организме.

При недостатке Ци ослабевает ее прогревающая функция, что вызывает озноб, непереносимость холода, похолодание конечностей, снижение температуры тела, замедление тока крови и жидкостей тела.

3. Защитная функция Ци. В каноне «Су вэнь» говорится: «Патогенная Ци не может вершить свои дела из-за существования жизненной Ци внутри организма». Защитная функция Ци организма в основном выполняется при помощи защитной Ци. Она проявляется в двух направлениях. Во-первых, Ци защищает поверхность тела от проникновения внешних патогенных факторов. Во-вторых, при проникновении патогенной Ци в организм она вступает с ней в противоборство вплоть до устранения болезни.

Когда защитная функция Ци нормальна, внешним патогенным факторам трудно проникнуть в организм. Если это им и удается, болезни может и не быть. Если же болезнь все-таки возникнет, она легко излечима. При ослаблении защитной функции снижается способность организма противостоять патогенной Ци, человек подвержен заболеваниям, которые трудно излечиваются.

4. Сдерживающая и контролирующая функция Ци. Имеется в виду способность Ци контролировать и удерживать некоторые жидкие вещества внутри организма, а также не допускать опущения внутренних органов. Эта функция Ци проявляется в нескольких направлениях:

Нарушение этой функции Ци может вызвать различные виды кровотечений, потливость, недержание мочи, слюнотечение, поллюции или преждевременную эякуляцию, опущение желудка, почек или матки, выпадение прямой кишки.

По своему действию сдерживающая и контролирующая функция Ци противоположна ее активирующей функции, в то же время они взаимно дополняют и поддерживают друг друга. С одной стороны, Ци активирует циркуляцию крови и распространение жидкостей в организме, с другой стороны, она контролирует и удерживает жидкие вещества внутри организма. Координация и баланс этих функций обеспечивают нормальную циркуляцию крови и водный обмен в организме.

5. Трансформирующая функция Ци. В каноне «Су вэнь» говорится: «Мочевой пузырь... хранит жидкости тела, которые под трансформирующим действием Ци могут выводиться наружу». Под «трансформирующим действием Ци» (气化 ци хуа) подразумеваются обменные процессы в организме, происходящие под воздействием Ци. Переваренная пища трансформируется в питательные вещества, которые, в свою очередь, трансформируются в Ци, кровь и жидкости тела. Их дальнейшая трансформация зависит от конкретных физиологических потребностей организма. Остатки пищи и продукты, образующиеся в процессе трансформации, превращаются в кал, мочу или пот, которые затем выводятся из организма. Нарушение этой функции Ци может вызвать различные расстройства обменных процессов в организме.

Таким образом, любые изменения, происходящие с различными веществами в организме, можно рассматривать как результат трансформирующего действия Ци и как отражение ее функциональной активности.

6. Питательная функция Ци. В основном выполняется при помощи питательной Ци, которая циркулирует в кровеносных сосудах, является составной частью крови, обеспечивая питание всего организма.

Описанные функции Ци осуществляются во взаимодействии между собой, активируя друг друга.

4.1.3. Движение Ци

Движение Ци имеет жизненно важное значение в функционировании организма. Без этого движения квинтэссенция Цзин почек, питательные вещества, вдыхаемый воздух не смогут распространяться по организму для выполнения своих физиологических функций. Когда движение Ци прекращается, жизнь заканчивается.

В китайской медицине движение Ци в организме обозначается термином «пружина Ци» (气机 ци цзи). «Пружина» — одно из важнейших понятий даосизма. Под ней понимается «движущая сила природы», «жизненное движущее начало организма». Действие «пружины Ци» в организме происходит по четырем основным направлениям — движение вверх, вниз, наружу и внутрь.

Физиологические функции внутренних органов часто отражают направление движения их Ци.

Основные направления движения Ци внутренних органов таковы:

Легкие. Существует следующая общая закономерность функционирования внутренних органов: верхние — опускают, нижние — поднимают. Легкие являются самым верхним внутренним органом. В норме их Ци должна опускаться, побуждая двигаться и опускаться Ци и жидкости организма к почкам и мочевому пузырю.

Печень. Контролирует свободный ток Ци по всем направлениям, но особенно вверх. В норме Ци легких и Ци печени должны находиться в сбалансированном состоянии (Ци легких опускается, а Ци печени поднимается).

Почки. Контролируют водный обмен в организме. Под действием Ци почек чистая жидкость поднимается в легкие, от которых она распространяется в различные органы и ткани, мутная опускается в мочевой пузырь, откуда выводится из организма.

Селезенка и желудок. Пища попадает в желудок и разделяется на очищенные питательные вещест­ва и отходы. Под действием Ци селезенки очищенные питательные вещества распространяются по всему организму, в то время как функцией Ци желудка является выведение отходов из организма. Таким образом, физиологической функцией Ци селезенки является движение вверх и наружу, а физиологической функцией Ци желудка — движение вниз.

Сердце и почки. В норме Ян сердца должна опускаться вниз и согревать Инь почек, а Инь почек — подниматься вверх для увлажнения Ян сердца.

Движение вверх и наружу относится к Ян, а движение вниз и внутрь — к Инь. Нормальная жизнедеятельность организма основана на поддержании гармонии единства противоположностей Инь и Ян. При нарушении этой гармонии возникают патологические состояния. То есть направления движения Ци в организме должны быть взаимно сбалансированными. При нарушении баланса между направлениями движения Ци возникают патологические состояния, основными из которых являются:

Аномальное поднятие Ци (气逆 ци ни). Наиболее часто встречается аномальное поднятие Ци легких, желудка и печени.

В норме Ци легких и желудка должна опускаться. При различных нарушениях опускающая функция легких и желудка может ослабнуть, произойдет аномальное поднятие Ци. При аномальном поднятии Ци легких наблюдается кашель, а при аномальном поднятии Ци желудка — отрыжка, икота или рвота.

Ци печени в норме должна подниматься. При активации Ци печени может произойти избыточное поднятие Ци печени, что сопровождается головокружением, головной болью распирающего характера, болью в грудной клетке и подреберье, покраснением лица, шумом в ушах, в тяжелых случаях — кровохарканьем.

К категории патологических состояний, связанных с аномальным поднятием Ци, относится и аномальный поперечный ток Ци печени (肝气横逆), сопровождающийся болью в животе, вздутием живота, асцитом, отрыжкой и изжогой.

В каноне «Лин шу» также описано «[аномальное поднятие] Ци в пяти цзан-органах» (五脏气). Указывается, что аномальное поднятие Ци сердца сопровождается отрыжкой, легких — кашлем, печени — многословием, селезенки — обильным слюнотечением, почек — зевотой.

Оседание Ци (气陷 ци сянь). Обычно возникает при недостатке Ци селезенки. В норме Ци селезенки должна подниматься, обеспечивая поднятие питательных веществ. При недостатке Ци эта функция ослабевает, происходит оседание Ци, которое может сопровождаться головокружением, затуманиванием зрения, нехваткой воздуха, слабостью, вздутием живота, поносами, выпадением прямой кишки, опущением матки, желудка и почек.

Закупорка Ци (气闭 ци би). Характеризуется закупоркой Ци внутри организма, то есть ее невозможностью двигаться наружу. Обычно возникает при скоплении патогенной Ци в путях циркуляции жизненной Ци или при высокой степени застоя Ци. Основными проявлениями закупорки Ци могут быть потеря сознания и кома, причем кисти рук сжаты в кулак, также наблюдаются стискивание челюстей, покраснение лица, шумное дыхание с влажными хрипами. Данное состояние относится к синдрому типа избытка.

Отхождение Ци (气脱 ци то). Характеризуется аномальным движением жизненной Ци наружу, то есть неспособностью Ян-Ци удерживаться внутри организма. Обычно возникает при преобладании патогенной Ци над жизненной Ци или при длительном ослаблении жизненной Ци. Отхождение Ци может возникнуть при сильной кровопотере и потоотделении, когда Ци вместе с кровью и потом выходит из организма. Это состояние может сопровождаться потерей сознания, комой и другими угрожающими жизни проявлениями. В отличие от синдрома закупорки Ци, кисти рук больного разжаты, рот открыт, наблюдается розовая окраска щек, переходящая со временем в бледность, недержание кала и мочи, похолодание конечностей. Данное состояние относится к синдрому типа недостатка. Основным принципом лечения является содействие «возвращению Ян» (回阳).

Застой Ци (气滞 ци чжи). Возникает при нарушении свободной проходимости Ци в отдельных органах, тканях, каналах и коллатералях. Причинами возникновения застоя Ци могут быть эмоциональные нарушения, скопление флегмы, сырости, пищи, внешней патогенной Ци, застой крови, различные травмы. Основными проявлениями застоя Ци являются чувство распирания и боль. Следует особо отметить, что застой Ци является одной из основных причин возникновения всех болевых синдромов.

Беспорядочный ток Ци (气乱 ци луань). Обычно возникает при различных эмоциональных нарушениях — внезапном страхе, депрессии, вспышках гнева. Сопровождается сердцебиением, страхом, беспокойством, раздражительностью.

4.2. Квинтэссенция Цзин

Квинтэссенция Цзин (精) — это тончайшая энергия всех живых организмов, которую человек получает от родителей и постоянно дополняет в своей повседневной жизни. Она обеспечивает рост, развитие и размножение человека, поддерживает Ци почек, вместе с жизненной Ци защищает организм от проникновения патогенной Ци.

Врожденная и приобретенная квинтэссенция Цзин нераздельны, они хранятся в почках и поддерживают друг друга. Таким образом, существует три состояния квинтэссенции Цзин: врожденная, приобретенная и квинтэссенция Цзин почек как сочетание врожденной и приобретенной.

В китайской медицине иероглиф «цзин» (精) также применяется в значении «сперма».

Врожденная квинтэссенция Цзин (先天之精). Плод получает врожденную квинтэссенцию Цзин от родителей. Вместе с энергией почек матери она питает плод в утробе, определяет сложение человека, его жизнеспособность и энергию.

Объем врожденной квинтэссенции Цзин фиксирован и определен при рождении. Врожденную квинтэссенцию Цзин восполнить нельзя, ее можно лишь в какой-то степени поддержать менее живо­творной приобретенной.

Китайская медицина уделяет очень большое внимание сбережению врожденной квинтэссенции Цзин. Всякая деятельность человека предполагает ее расходование, поэтому любые действия в повседневной жизни, начиная с движений тела до мыслей и чувств, требуют умеренности, что позволит сохранить квинтэссенцию Цзин и продлить жизнь.

Приобретенная квинтэссенция Цзин (后天之精). После рождения человек начинает есть, пить и дышать, его легкие, селезенка и желудок начинают функционировать для извлечения Ци из пищи, воды и вдыхаемого воздуха. Приобретенная квинтэссенция Цзин — это комплекс мельчайших очищенных питательных веществ, которые образуются путем трансформации веществ, получаемых человеком из окружающей среды. Состояние приобретенной квинтэссенции Цзин в первую очередь зависит от функциональной активности селезенки и желудка.

До рождения человека врожденная квинтэссенция Цзин готовит материальную базу для приобретенной. После рождения приобретенная квинтэссенция Цзин непрерывно обеспечивает условия для сохранения врожденной, поэтому приобретенную квинтэссенцию Цзин следует считать более важной для поддержания жизнедеятельности организма.

Квинтэссенция Цзин почек (肾精). Состоит из врожденной и приобретенной квинтэссенции Цзин. Играет важную роль в функциональной активности организма. Хранится в почках, имеет жидкую природу. Циркулирует по всему телу, однако наибольшее значение в циркуляции квинтэссенции Цзин почек играют восемь сосудов.

Квинтэссенция Цзин почек является основой для роста, развития, полового созревания и размножения человека.

В детстве квинтэссенция Цзин почек контролирует рост костей, зубов, волос, развитие головного мозга и половое созревание. Когда квинтэссенция Цзин почек слаба, у ребенка нарушается развитие костей и зубов, наблюдаются замедленный рост и отставание в умственном развитии.

Квинтэссенция Цзин почек играет решающую роль в половом созревании и способности к размножению. При ее ослаблении может наблюдаться аменорея и другие проявления замедленного полового созревания.

Способность человека к размножению также полностью опирается на состояние квинтэссенции Цзин почек. Ее ослабление обычно проявляется в импотенции, фригидности, частых выкидышах и бесплодии.

В пожилом возрасте квинтэссенция Цзин почек постепенно ослабевает, половая функция и способность к воспроизводству постепенно снижаются и утрачиваются, организм слабеет, происходит процесс старения.

Квинтэссенция Цзин почек имеет жидкое состояние и относится к Инь. Ее можно рассматривать как составную часть Инь почек. Она также является материальной основой Ян почек, то есть функциональной активности почек. Недостаток квинтэссенции Цзин почек может вызвать импотенцию, утомляемость, боль в пояснице, слабость в коленях, шум в ушах, снижение слуха, частое мочеиспускание, то есть все проявления слабости Ци почек или Ян почек.

Квинтэссенция Цзин почек образует мозг (костный, спинной и головной). Костный мозг обеспечивает наполнение и питание костей. Когда квинтэссенция Цзин почек в достатке, кости получают наполнение, увлажнение и питание, становятся прочными. Если же возникает ее недостаток, кости лишаются питания, возникают боль в пояснице, слабость и нарушение чувствительности в конечностях. Состояние зубов также связано с состоянием квинтэссенции Цзин почек. Когда она в достатке, зубы крепкие, белые и ровные. Нехватка квинтэссенции Цзин почек обычно сопровождается расшатыванием зубов и в конечном итоге их выпадением. Когда квинтэссенция Цзин почек слаба, головной мозг также не получает питания, что ведет к снижению памяти, ощущению пустоты в голове, головокружению.

Квинтэссенция Цзин почек и кровь активируют друг друга. Когда квинтэссенция Цзин почек в достатке, кровь также в достатке. Хотя волосы получают питание из крови, корень их роста находится в Ци почек. Волосы — это «излишек крови» и в то же время — «цветы почек». Состояние волос связано с состоянием квинтэссенции Цзин и Ци почек. Когда человек молод, его Ци почек в достатке, волосы крепкие и блестящие. С годами квинтэссенция Цзин почек ослабевает, волосы становятся седыми и выпадают.

Состояние квинтэссенции Цзин почек определяет жизнеспособность организма человека. Хотя устойчивость организма к воздействию внешней патогенной Ци в основном обеспечивается защитной Ци, квинтэссенция Цзин почек также играет важнейшую роль в защите организма. При растрачивании врожденной квинтэссенции Цзин или недостаточном обеспечении приобретенной квинтэссенцией Цзин сопротивляемость организма к воздействию внешней патогенной Ци снижается, часто возникают простуды и другие болезни, связанные с восприятием патогенной Ци.

Квинтэссенция Цзин также является материальной основой жизненного духа Шэнь.

4.3. Кровь

Кровь (血 сюэ) выполняет функцию питания организма и служит одним из основных веществ, составляющих тело. Система сосудов, по которым циркулирует кровь, в китайской медицине называется «дворцом крови» (血之府). В нормальных условиях кровь, циркулируя по сосудам, достигает всех частей организма и обеспечивает их увлажнение и питание. Кровь, которая выливается из сосудов и не питает ткани, называется «дурной кровью» (恶血).

Кровь относится к Инь. Для обеспечения ее образования и циркуляции необходима субстанция Ян, то есть функциональная активность Ци.

Большую роль в функционировании крови играют сердце и печень. Печень хранит кровь, а сердце управляет кровью, поэтому в китайской медицине существуют термины «кровь печени» (肝血) и «кровь сердца» (心血). В первом случае имеется в виду кровь, которая хранится в печени, а также Инь печени, во втором — кровь, которая управляется сердцем. Достаточное количество крови сердца обеспечивает нормальную циркуляцию крови.

4.3.1. Образование крови

Селезенка и желудок являются «источником образования и трансформации Ци и крови». Кровь образуется из очищенных питательных веществ, которые трансформируются селезенкой и желудком из пищи и воды. В каноне «Лин шу» говорится: «Чжун-цзяо (средняя часть Сань-цзяо, селезенка и желудок) получает питательные вещества пищи, которые трансформируются в красное, называемое кровью». Селезенка поднимает очищенные питательные вещества в легкие, которые передают их в сердце, где под воздействием Ян сердца они трансформируются в кровь. В каноне «Лин шу» говорится: «Питательная Ци проникает в сосуды сердца и трансформируется в кровь».

В образовании крови принимает участие и квинтэссенция Цзин. Известный врач Чжан Лу (张潞, 1617—1699 гг.) писал: «Если кровь не истощена, она в почках преобразуется в квинтэссенцию Цзин. Если квинтэссенция Цзин не истощена, она в печени преобразуется в чистую кровь». То есть квинтэссенция Цзин почек и кровь печени взаимно порождают и трансформируются друг в друга. Кроме того, квинтэссенция Цзин почек также обеспечивает кости костным мозгом, который не только питает кости, но и участвует в образовании крови.

Таким образом, материальной основой образования крови являются питательные вещества, полученные из пищи и воды, а также квинтэссенция Цзин почек. Кровь образуется при помощи функциональной активности селезенки, желудка, сердца, легких, печени и почек.

4.3.2. Циркуляция крови

После образования кровь циркулирует в сосудах по всему телу при поддержке функциональной активности сердца, печени и селезенки. Поэтому считается, что нормальная циркуляция крови является результатом общего действия сердца, печени и селезенки.

Сердце управляет кровеносными сосудами. Ци сердца является основной движущей силой циркуляции крови. Селезенка контролирует кровь, не допуская ее выливания из сосудов. Печень хранит кровь и регулирует объем ее циркуляции. Сочетание функций этих органов обеспечивает непрерывную циркуляцию крови по сосудам. При нарушении в каком-либо из этих органов может нарушиться циркуляция крови. Например, при недостатке Ци сердца циркуляция крови ослабевает, может возникнуть застой крови сердца. При недостатке Ци селезенки она не в состоянии контролировать кровь, возникают стул с кровью, маточные кровотечения и другие типы кровотечений. Печень обеспечивает свободную циркуляцию Ци, которая является движущей силой циркуляции крови. Когда нарушается функция печени по хранению и распространению крови, также могут возникнуть кровотечения.

Основным проявлением нарушения циркуляции крови является застой крови (血瘀 сюэ юй). Возникновение застоя крови обычно связано с застоем Ци, недостатком Ци, сгущением крови при восприятии внешнего патогенного холода, жаром в крови, а также с различными травмами.

Застой Ци вызывает преграды свободной циркуляции крови, а недостаток Ци — замедление ее циркуляции. В обоих случаях может возникнуть застой крови.

Холод в крови (血寒 сюэ хань) может замедлить циркуляцию крови, ее сгущение (血凝) и застой. Это состояние обычно возникает при скоплении патогенного холода в сосудах. Основными проявлениями холода в крови являются холодная боль в нижней части живота, похолодание конечностей, боль в конечностях, усиливающаяся при охлаждении и стихающая при прогревании, нарушения менструального цикла, темно-красные менструальные выделения со сгустками крови, темно-красный язык с белым налетом, глубокий редкий пульс.

Жар в крови (血热 сюэ жэ) может послужить причиной возникновения застоя крови, потому что жар иссушает жидкости тела и вызывает сгущение крови. Кроме того, жар может вызвать кровотечения, так как он ускоряет ток крови. Основной причиной жара в крови является жар во внутренних органах, который распространяется в кровь. Это состояние обычно возникает при переутомлении, гневе, чрезмерной половой активности. Основными проявлениями жара в крови являются кровохарканье, носовое кровотечение, кровь в моче или кале, темно-красный язык, струнный частый пульс.

Основными общими проявлениями застоя крови являются:

При застое крови в различных органах наблюдаются:

Застой крови может быть причиной головной боли, боли в эпигастральной области, пояснице, подреберье, грудной клетке, асцита, задержки мочи, слабости и утомляемости мышц конечностей, боли и ограничения подвижности в суставах, кашля, одышки, сердцебиения, аменореи, альгоменореи, дисменореи, маточных кровотечений, женского бесплодия и многих других болезней.

4.3.3. Функции крови

В организме человека кровь выполняет две основные функции:

1. Питание и увлажнение организма. Кровь циркулирует по всему организму, внутри — по внутренним органам, снаружи — по коже, мышцам и сухожилиям, обеспечивая питание и увлажнение всех органов и тканей. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Кровь управляет увлажнением». В данном случае имеется в виду функция крови по увлажнению и питанию всего организма.

Эта функция крови проявляется в состоянии глаз и подвижности конечностей. В каноне «Су вэнь» говорится: «Печень получает кровь и глаза могут видеть, ноги получают кровь и могут ходить, ладони получают кровь и могут держать, пальцы получают кровь и могут схватывать». В каноне «Лин шу» также говорится: «Если кровь находится в состоянии гармонии… мышцы сильны, а кости крепки, суставы подвижны».

При недостатке крови (血虚 сюэ сюй) нарушается питание и увлажнение органов и тканей, появляются такие симптомы, как бледность, светлый цвет губ, языка и ногтей, похудение, головокружение, шум в ушах, сердцебиение, снижение остроты зрения, сухость в глазах, нарушение подвижности в суставах, слабость и нарушение чувствительности в конечностях, сухость и шелушение кожи с зудом.

2. Обеспечение мыслительной деятельности. Кровь также является материальной основой мыслительной деятельности, которая контролируется сердцем. Только при достаточности крови и Ци человек обладает ясным сознанием и достаточными мыслительными способностями. В каноне «Су вэнь» говорится: «Кровь и Ци — это жизненный дух Шэнь человека». В каноне «Лин шу» также говорится: «Жизненный дух Шэнь пребывает [в организме] только тогда, когда кровеносные сосуды находятся в гармонии». Эти цитаты указывают на тесную связь крови с мышлением.

Недостаток крови может стать причиной различных психических нарушений. Например, недостаток крови сердца обычно проявляется в сердцебиении, беспокойстве, страхах, бессоннице, снижении памяти, а недостаток крови печени — в беспокойном сне с многочисленными сновидениями, дрожании кистей рук.

4.3.4. Взаимосвязь крови и Ци

Ци и кровь являются материальной основой функциональной активности организма. Они образуются из мельчайших питательных веществ, полученных из пищи и воды, квинтэссенции Цзин и Ци почек. Их образование зависит от функциональной активности легких, селезенки и почек. Ци в основном осуществляет прогревание организма, является движущей силой всех жизненных процессов в организме, а кровь обеспечивает его питание и увлажнение. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Ци управляет прогреванием, кровь управляет увлажнением».

Ци относится к Ян, а кровь — к Инь. В китайской медицине для выражения тесной взаимосвязи между Ци и кровью применяется фраза: «Ци — управитель крови, кровь — мать Ци».

Слова «Ци — управитель крови» (气为血之帅) означают, что процессы образования и циркуляции крови неотделимы от Ци. Материальной основой крови является квинтэссенция Цзин, которая относится к Инь. Ее трансформация в кровь зависит от активности Ци. Только при достатке Ци ее функциональная активность в образовании Инь квинтэссенции Цзин в кровь проявляется в полной мере. При недостатке Ци эта функция ослабевает, поэтому недостаток Ци ведет к недостатку крови. Таким образом, при лечении недостатка крови также следует способствовать восполнению Ци.

В связи с тем, что Ци сердца управляет циркуляцией крови, Ци легких обеспечивает ее распространение, а Ци печени — ее свободный ток, циркуляция крови зависит от функциональной активности этих органов. В китайской медицине есть выражение: «Когда циркулирует Ци, циркулирует и кровь» (气行则血行).

При недостатке Ци ослабевает ее активирующая роль в циркуляции крови. При застое Ци также нарушается свободная циркуляция крови. В обоих случаях может возникнуть застой крови. Поэтому при лечении застоя крови следует не только оживить кровь и растворить застой крови, но и восстановить свободную циркуляцию Ци или восполнить недостаток Ци, только тогда можно достичь положительных результатов лечения.

Нормальная циркуляция крови внутри сосудов, недопущение ее выливания наружу обеспечиваются сдерживающей и контролирующей функцией Ци. Недостаток Ци вызывает ослабление контроля крови, возникают кровотечения. В китайской медицине это явление называется «Ци не в состоянии контролировать кровь» (气不摄血). В лечении при кровотечениях из-за недостатка Ци следует восполнить Ци, только в этом случае можно остановить кровотечения.

Слова «кровь —мать Ци» (血为气之母) указывают на то, что Ци не может обеспечивать физиологическую активность органов и тканей без достаточного питания, получаемого от крови. Сильная потеря крови, как правило, сопровождается истощением Ци (слабость, потливость, нехватка воздуха, утомляемость), что называется «истощение Ци вслед за кровью» (气随血脱).

4.4. Жидкости тела

«Жидкости тела» (津液 цзинь е) — собирательный термин для обозначения всех жидкостей организма, в том числе жидкостей и секретов внутренних органов и тканей, таких как выделения из носа, слезы, слюна, желудочный и кишечный сок, пот, моча, синовиальная жидкость. Вместе с Ци, квинтэссенцией Цзин и кровью жидкости тела являются материальной основой, обеспечивающей нормальную физиологическую жизнедеятельность внутренних органов и тканей организма.

Жидкости тела делятся на две большие группы: Цзинь-жидкость (津 цзинь) и Е-жидкость (液 е).

Цзинь-жидкость — прозрачная и жидкая. Циркулирует по поверхности тела вместе с защитной Ци, согревает и питает мышцы, увлажняет кожу. Выделяется из организма через поры кожи в виде пота. Кроме того, она является компонентом крови, разжижает ее, не допуская образования застоя. Распространение Цзинь-жидкости по организму контролируется легкими.

Е-жидкость — мутная и густая. Циркулирует внутри организма вместе с питательной Ци, то есть медленнее, чем Цзинь-жидкость. Увлажняет и смазывает суставы, питает головной и спинной мозг, глаза, уши, нос, рот и другие отверстия. Распространение Е-жидкости по организму контролируется селезенкой и почками. Ее движение и выделение связано с функциями Сань-цзяо.

Цзинь-жидкость и Е-жидкость имеют один источник образования, могут трансформироваться друг в друга, поэтому имеют общее название «жидкости тела» (津液 цзинь е).

4.4.1. Образование и распространение жидкостей тела

Образование жидкостей тела — сложный процесс, связанный с разными внутренними органами.

В организм человека жидкость попадает через желудок. Желудок абсорбирует часть жидкости, разделяя ее на чистую и мутную. Чистая жидкость передается в селезенку, а мутная — в тонкий кишечник.

В тонком кишечнике происходит дальнейшее отделение «чистого» от «мутного», абсорбируются очищенные питательные вещества для питания организма, отходы направляются в толстый кишечник, а неиспользованная жидкость — в мочевой пузырь.

Толстый кишечник принимает переваренную пищу из тонкого кишечника, всасывает оставшуюся жидкость.

Жидкость, абсорбируемая желудком, тонким и толстым кишечником, посылается в селезенку для распространения по всему организму.

Селезенка играет важную роль в распространении жидкостей по организму, контролируя направление их тока. На всех стадиях процесса трансформации чистая жидкость направляется вверх, а мутная вниз. Селезенка поднимает чистую жидкость к легким. Кроме того, она транспортирует и выводит из организма излишки неиспользованной жидкости, поддерживая водный баланс в организме, обеспечивая достаточную влажность тканей и в то же время не допуская внутреннего образования сырости. Расстройство функции селезенки по трансформации и транспортировке жидкости — одна из главных причин скопления жидкости и образования патогенной флегмы.

Легкие управляют распространением жидкостей по организму для увлажнения мышц, кожи и волос, а также выведением части жидкостей через поры кожи в виде пота. Часть жидкости они направляют в почки и мочевой пузырь. Расстройства этих функций легких также могут стать причиной скопления жидкостей и образования патогенной флегмы.

Очень важную роль в регуляции водного обмена в организме играют почки. В распространении и контроле за жидкостями почки опираются на функциональную активность Ци почек. Желудок принимает жидкость, селезенка транспортирует ее в легкие, которые распространяют и опускают ее. Часть жидкости опускается в почки, где при помощи функциональной активности Ян-Ци почек она разделяется на чистую и мутную. Чистая жидкость поднимается в легкие, от которых она распространяется в различные внутренние органы и ткани, а мутная опускается в мочевой пузырь, откуда она выводится из организма в виде мочи. Таким образом, функциональная активность Ци почек — это начало и конец всего процесса водного обмена в организме, а почки — главный орган водного обмена. Нарушение функциональной активности Ци почек может привести к дисбалансу водного обмена, возникновению отеков и расстройств мочеиспускания.

Таким образом, образование жидкостей обеспечивается функциональной активностью селезенки и желудка, их распространение связано с селезенкой и легкими, а выведение — с легкими и почками (рис. 9).

Образование и распространение жидкостей тела
Рисунок 9. Образование и распространение жидкостей тела.

Распространение жидкостей по организму происходит по путям Сань-цзяо. В каноне «Су вэнь» говорится: «Сань-цзяо — это чиновник, ответственный за предотвращение разлива рек, строительство отводных водных путей». Сань-цзяо способствует образованию, распространению и выведению жидкости на всех стадиях ее трансформации и транспортировки.

В общем, образование, распространение и выведение жидкостей является сложным процессом, требующим скоординированных действий многих внутренних органов, особенно селезенки, легких и почек. Патологические изменения в этих органах могут привести к нарушениям в образовании, распространении и выведении жидкостей из организма.

Например, недостаточное образование или сильная потеря жидкости могут привести к повреждению или истощению жидкостей тела. Нарушения в распространении жидкостей могут вызвать их скопление и образование патогенной флегмы.

В свою очередь, патологические изменения жидкостей тела могут вызвать нарушения функционирования многих внутренних органов. Например, при скоплении жидкости под сердцем возникает сердцебиение, при скоплении жидкости в легких — кашель с одышкой, при сухости в легких из-за истощения жидкостей — сухой кашель, при сухости в желудке — жажда, при сухости в кишечнике — запоры.

4.4.2. Функции жидкостей тела

Жидкости тела увлажняют и питают различные органы и ткани. Они подразделяются на Цзинь-жидкость и Е-жидкость.

Цзинь-жидкость распространяется по поверхности тела, выполняя следующие функции:

Е-жидкость циркулирует внутри организма, выполняя следующие функции:

Недостаток жидкостей тела в различных органах и тканях вызывает их иссушение и увядание.

4.4.3. Взаимосвязь жидкостей тела и Ци

Жидкости тела и Ци имеют много общего в образовании, циркуляции и распространении. Они образуются из очищенных питательных веществ пищи и воды, циркулируют по всему организму.

Взаимосвязь жидкостей тела и Ци проявляется по следующим направлениям:

1. Образование, распространение и выведение жидкостей тела из организма зависят от активности Ци и связаны с трансформирующей функцией Ци. Нарушение этой функции может вызвать патологические изменения жидкостей тела — недостаточное образование или избыточное скопление.

Выведение жидкостей из организма в виде пота и мочи также осуществляется при помощи функциональной активности Ци. Недостаток или застой Ци вызывает скопление жидкостей, образование патогенной сырости и флегмы.

2. Распространение и выведение жидкостей тела из организма также связаны с контролирующей и сдерживающей функцией Ци, которая не допускает их излишней потери. Например, защитная Ци не допускает излишнего выделения пота, регулируя «открытие» и «закрытие» потовых отверстий, поэтому при недостатке защитной Ци появляется потливость. Ци почек контролирует «открытие» и «закрытие» мочевого пузыря, поэтому недостаток Ци почек часто приводит к недержанию мочи.

В свою очередь, потеря жидкости может вызвать потерю Ци. Например, сильный пот вызывает потерю защитной Ци вместе с жидкостью. Потеря жидкости также может повлиять на функциональную активность определенного внутреннего органа.

Кроме того, скопление жидкостей может вызвать образование преград для циркуляции Ци и возникновение застоя Ци.

4.4.4. Взаимосвязь жидкостей тела и крови

Жидкости тела и кровь имеют жидкую структуру, выполняют функцию питания и увлажнения организма, относятся к Инь. Жидкости тела являются важной составной частью крови, увлажняя кровь. Когда часть крови выходит наружу из сосудов, она трансформируется в жидкости тела. То есть жидкости тела и кровь могут трансформироваться друг в друга.

Кровь и жидкости тела взаимосвязаны и в патологии. Сильная потеря жидкости (например, с сильным потом) может вызвать недостаток крови. В свою очередь, потеря крови вызывает потерю жидкости, возникает иссушение жидкостей тела, что проявляется в жажде, снижении выделения мочи и сухости кожи.

При лечении пациентов с кровотечениями не рекомендуется применять методы, способствующие выделению пота, а при лечении пациентов с потливостью обычно не производится кровопускание.

4.5. Жизненный дух Шэнь

По представлениям китайской медицины, жизненный дух Шэнь (神) возникает в результате слияния Ци и квинтэссенции Цзин, является «правителем» человека, контролирующим его поступки. Жизненный дух Шэнь следует сохранять и укреплять, чтобы он не покинул тело, что происходит в момент смерти.

В широком смысле под жизненным духом Шэнь подразумеваются внешние проявления жизнедеятельности организма, в узком смысле — психическая и мыслительная деятельность человека.

Жизненный дух Шэнь хранится в сердце. Функция хранения жизненного духа Шэнь сердцем тесно связана с психической деятельностью человека, его сознанием, мышлением, памятью, сном.

Кровь является главной материальной основой мыслительной деятельности. Кровь управляется сердцем, она также управляется и контролируется жизненным духом Шэнь. Таким образом, функция хранения жизненного духа Шэнь сердцем тесно связана с его функцией управления кровеносными сосудами. В каноне «Лин шу» говорится: «Сердце управляет сосудами, сосуды — это жилище жизненного духа Шэнь». При недостатке крови нарушается питание жизненного духа Шэнь, что может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, например, к бессоннице, беспокойному сну с многочисленными сновидениями, ослаблению памяти. С другой стороны, жар цзанфу-органов также может «растревожить» жизненный дух Шэнь.

Мыслительная, психическая и эмоциональная деятельность человека — это выражение состояния жизненного духа Шэнь. Эмоциональные нарушения могут вызвать патологические изменения в организме человека. Жизненный дух Шэнь — это важный фактор, который влияет на состояние здоровья человека, сопротивляемость болезням. Стабильное эмоциональное состояние и правильное мышление могут обеспечить здоровье и ускорить восстановление после болезни, в то время как слабость жизненного духа Шэнь и длительное эмоциональное напряжение могут вызвать рассеивание и застой Ци, а в тяжелых случаях — появление психических заболеваний.

Состояние жизненного духа Шэнь отражается в глазах. Если жизненный дух Шэнь здоров, глаза человека яркие и блестящие, когда жизненный дух Шэнь поврежден, глаза становятся поблекшими.

Состояние жизненного духа Шэнь также зависит от состояния квинтэссенции Цзин почек и Ци, образующейся в селезенке и желудке. То есть состояние жизненного духа Шэнь зависит от врожденной и приобретенной квинтэссенции Цзин. При нормальном функционировании квинтэссенции Цзин и Ци жизненный дух Шэнь получает достаточное питание. Как сказано выше, кровеносные сосуды — это жилище жизненного духа Шэнь. Кровь тесно связана с Ци и образуется из приобретенной квинтэссенции Цзин, образующейся из пищи и напитков, следовательно, образование крови происходит одновременно с образованием Ци.

Кроме того, жизненный дух Шэнь контролирует состояние небесной души Хунь (魂), которая хранится в крови, управляется печенью и контролирует мышление, а также земной души По (魄), которая хранится в Ци, управляется легкими и контролирует рефлексы.

В китайской медицине квинтэссенция Цзин, Ци и жизненный дух Шэнь объединены термином «три сокровища» (三宝 сань бао), считаются ключевыми факторами существования человека, причем квинтэссенция Цзин — это корень, Ци — движущая сила, а жизненный дух Шэнь — управитель жизни.

  1. В данной цитате слова в скобках принадлежат современным китайским комментаторам.