belousov.KZ

материалы по китайской медицине

4.2. Умственный труд и здоровье

Умственный труд и здоровье — постоянно обсуждаемый вопрос. Многие люди считают, что чрезмерная мыслительная деятельность вредна: быстро выпадают волосы, возникают заболевания коронарных сосудов сердца и т. д. Однако, есть и противники такого мнения, которые в качестве примера приводят имена долгожителей — мыслителей и ученых, а также результаты современных исследований, которые доказывают, что при мыслительной деятельности здоровье не ослабевает.

Здоровье человека определяется тем, как рационально он занимается умственным трудом. Интеллектуалы-долгожители, как правило, достигали преклонного возраста из-за того, что были искусны в умственном труде. Когда же человек не искусен в мыслительной деятельности, он неизбежно подорвет свое здоровье. В древних книгах описан такой случай: один буддийский монах вошел в комнату и в потемках раздавил баклажан. Ему показалось, что он раздавил какую-то живую душу. Он постоянно думал об этом, плохо спал, пол ночи во сне видел, что душа безвинно погибшего стучит в дверь и требует его жизни. Едва дождавшись утра, монах открыл дверь и увидел раздавленный им баклажан. Этот монах плохо спал лишь одну ночь, у него без всякой причины возникли беспокойства, он сильно заболел. Всем известно идиоматическое выражение: «Змейка в бокале — тень от лука», означающее испуг от созданного собственным воображением. Оно может служить примером. В древности один человек был в гостях и увидел в своем бокале с вином змейку. Он почувствовал тошноту, однако отказаться выпить было неудобно. После того, как он выпил, в душе постоянно стал думать, что проглотил змею, таким образом сильно заболел. Когда он наконец узнал, что в бокале отражалась тень от висевшего на стене лука, «внезапно прозрел, думы рассеялись, серьезный недуг вдруг прошел». Его болезнь в действительности была «болезнью сердца», а именно болезнью, вызванной чрезмерными размышлениями. Длительные психические мучения могут вызвать или способствовать возникновению множества болезней (например, рака). В этом точки зрения китайской и западной медицины полностью совпадают. Описанные выше примеры доказывают, что чрезмерные беспокойства, концентрация мысли на незначительных делах вызывает нарушение нормального порядка жизни и наносят вред здоровью. Однако, в реальной жизни подобные примеры встречаются очень часто.

Некоторые люди начинают беспокоиться из-за пустяков, например, наблюдая общение супруга с лицами противоположного пола, при незначительных неудачах на работе боятся, что начальство и сослуживцы будут высокомерны с ними и т. д. Эти беспокойства связаны с межличностными отношениями. Также есть некоторые ситуации беспокойства в жизни, когда, например, у некоторых людей возникает боль в области печени, они считают, что это рак печени; некоторые молодые люди соотносят свое состояние с различными болезнями, описанными в медицинских журналах, беспокоятся, что их родинки превратятся в рак, плохой цвет лица свидетельствует о белокровии, а некоторые молодые мужчины, совершенно не имея опыта половой жизни, постоянно беспокоятся, не стали ли они уже импотентами… Все беспокойства подобного рода невозможно перечесть. В результате, «если ничего не было, то возникнет, не было болезни, а появится».

В одной из древних книг говорится: «Постоянные подозрения непременно вызовут болезнь сердца». В книге приводится случай, когда один человек по имени Ли Пань постоянно подозревал, что кто-то хочет отравить его, поэтому закрывал колодец на замок и пил воду только из этого колодца. Он опасался так называемой «болезни сердца» и в конце концов заболел. Автор книги подвел итог: «Много подозрений — это корень болезни». Почему же подозрения могут послужить причиной болезни? Традиционная китайская медицина считает: «Когда подозрения чрезмерны, сердце не управляет». В данном случае под «сердцем» подразумевается высшая психическая деятельность («сердце управляет светом души»). Если подозрения постоянны, нарушаются нормальные функции «управления светом души». В традиционной китайской медицине сердце называется «органом-владыкой», так как управляет всеми другими внутренними органами, непосредственно влияет на их состояние. «Когда владыка неумен, двенадцать внутренних органов в опасности», могут возникнуть всевозможные болезни.

Когда «сердце не управляет», нарушается циркуляция жизненной Ци, в организм легче проникает внешняя патогенная Ци (ветер, холод, летний зной, сырость). Говоря словами современной медицины, снижаются иммунные функции организма. В результате понижается аппетит, нарушается сон, возникает подавленное психическое состояние, в организме человека образуется недостаток Ци и крови. При подавленном психическом состоянии также может возникнуть явление застоя Ци печени. Таким образом, напрасные размышления могут нанести вред организму во многих отношениях, незаметно для человека подорвать его здоровье. Есть ли способ решить этот вопрос? Есть. Во первых, следует совершенствовать свою мыслительную деятельность, быть великодушным и иметь широкой взгляд на вещи, не испытывать излишней подозрительности. Во вторых, поскорее избавляться от подозрительности, отчетливо оценивать окружающую действительность.

Чрезмерная подозрительность наносит вред организму, а отсутствие мысли также опасно для здоровья. Как же избежать вреда? Вредны для организма только чрезмерная мыслительная деятельность и неумение контролировать свои мысли.

«Человек не может не мыслить». Мышление является одним из специфических инстинктов человека. Приведение ума в движение может повысить умственные способности человека. Однако, всякое дело должно иметь предел. Если размышления чрезмерны, повреждается организм. Среди пяти цзан-органов с мыслительной деятельностью наиболее тесно связаны сердце и селезенка. У здорового человека Ци и кровь в достатке, сердце получает питание, поэтому может нормально выполнять функции «управления светом души», позволяя человеку быть сообразительным и придерживаться правильного хода мыслей. Селезенка — источник образования питательной Ци и крови, выполняет функции транспортировки и трансформации пищи и жидкости в очищенные питательные вещества, распространяет их по всему организму. Когда функции сердца и селезенки нормальны, психическая и мыслительная деятельность человека тоже нормальны. Если же размышления и умственный труд чрезмерны, может возникнуть истощение Ци и крови, что приведет к появлению ряда симптомов, которые в традиционной китайской медицине объединяются понятием «недостаток в сердце и селезенке»: пожелтение лица, похудение, снижение аппетита, утомляемость, одышка, снижение памяти, бессонница и т. д. Это очень часто случается с людьми, которые не уделяют должного внимания самоконтролю. Длительные и чрезмерные размышления могут вызвать недостаток Ян сердца. По представлениям китайской медицины, недостаток Ян сердца проявляется в сильном сердцебиении, одышке, учащенном дыхании, боли в сердце, похолодании ступней и ладоней, аритмии, посинении губ, бледности, холодном поте и т. д. Люди, занимающиеся умственным трудом (например, писатели, бухгалтеры, преподаватели), весь день склоняются над столом, их движения ограниченны, нарушается циркуляция Ян-Ци груди, жидкости тела не могут свободно распространяться по всему организму для питания и увлажнения мышц, происходит их застой, образуется болезнетворная флегма, легко возникают ощущение сдавленности и боль в грудной клетке, другие болезни.

Людям, занятым умственным трудом, для поддержания здоровья следует обратить пристальное внимание на следующие условия:

1. Мышление не должно быть слишком длительным. Чтение книг, написание статей требует многих часов работы. Когда наступит небольшая усталость, следует встать из-за стола и немного подвигаться. Также не надо заниматься этим весь день с утра до вечера. Если человек длительное время ломает голову над какой-то проблемой, в голове возникает тяжесть, но он не может найти верное решение, следует немного расслабиться, пойти погулять, послушать музыку, это поможет разрешить вопрос. Длительные размышления повреждают сердце и селезенку, истощают Ци и кровь. Почему же размышления вызывают недостаток Ци и крови? В древних книгах приводится следующее объяснение: «При размышлениях нарушается свободная циркуляция Ци и крови, возникает их застой, нагреваются и не рассеиваются. Длительные размышления могут вызвать недостаток Ци и крови, возникнет болезнь, приводящая к безвременной кончине». Таким образом, длительные размышления не только бесполезны, но и могут приблизить смерть человека.

2. Следует уделять внимание физической закалке. Еще в давние времена в некоторых школах китайской медицины проводились занятия по физкультуре, но не с игрой в мяч или бегом, как в нынешние времена, а с тренировками по у-шу, дыхательной гимнастикой даоинь. В древности среди образованных людей и конфуцианцев также было немало владеющих фехтованием и единоборствами. Например, известный поэт Ли Бо (701—762 гг.) был очень искусен в фехтовании. Если при напряженных занятиях умственным трудом не закалять организм, заметно ухудшится физическое состояние, организм чаще подвержен инфекционным заболеваниям. В древних книгах по китайской медицине говорится: «При размышлениях возникает недостаток в сердце, получает свободу патогенная Ци». В настоящее время многие люди, занимающиеся умственным трудом, также понимают пользу закалки, но, ссылаясь на занятость, упорно не занимаются закаливанием организма. С годами же все чаще возникают болезни, вызванные недостатком движений.

3. Питание и повседневная жизнь должны иметь свои закономерности. Питаться и отдыхать следует в надлежащее время. Если увлеченно работать, отказавшись от сна и забыв о пище, ощущается необычайный моральный подъем, но здоровью наносится вред. В книгах по китайской медицине приводится старая легенда. Жил один ученый. Когда он начинал заниматься, забывал о еде. Однажды перед ним явился человек в пурпурной одежде и сказал: «Ты не можешь так долго размышлять. Если будешь поступать таким образом дальше, я умру». Когда ученый спросил, кто он, человек в пурпурной одежде ответил: «Я — дух пищи». То есть длительные занятия умственным трудом, когда забывают о еде, могут вызвать утрату источника питания. Ученый из этой легенды осознал свои ошибки и восстановил нормальные закономерности питания.

В настоящее время некоторые люди, занимающиеся умственным трудом, из-за особенностей своей деятельности или ограниченных условий (например, редакторы газет или писатели) не могут вставать и ложиться как обычные люди. В этом случае необходимо придерживаться жизненных закономерностей, обеспечивать себе достаточный отдых и правильное питание. Только тогда организму не будет нанесен значительный вред. Также следует уделить внимание рабочей обстановке и способам умственной деятельности, стараться не допускать бессмысленных рассуждений.

Внешние повреждения тела человека наиболее заметны и очевидны, в то время как вызванное чрезмерной мыслительной деятельностью внутреннее истощение организма ощутить трудно, а часто и невозможно. Еще в книге «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем), написанной более двух тысяч лет назад, указано на связь мыслительной деятельности и состояния здоровья: «Снаружи не изнуряйте свое тело в делах, внутри не беспокойте себя устремлениями мысли. Тогда тело не изматывается, душа не рассеивается, проживете сто лет» («Су вэнь»).

Умственная деятельность должна быть рациональной. Кроме соблюдения описанных выше трех условий занятия умственным трудом, следует также обратить пристальное внимание на следующее обстоятельство: нельзя излишне напряженно думать о предметах внешнего мира. В древних книгах дается указание: «Не думайте о музыке и женской красоте, не думайте об успехах и неудачах, не думайте о приобретениях и убытках, не думайте о славе и позоре. Тогда сердце не переутомится, душа не истощится». Это может уменьшить бремя мыслительной деятельности, продлить жизнь.