belousov.KZ

материалы по китайской медицине

2.6. Сон и здоровье

Половину жизни человек проводит в движении, половину — в отдыхе. Днем — движение, ночью — сон.

Какую же пользу приносит сон? Известный врач Ли Юй писал: «Сон может восстанавливать квинтэссенцию Цзин, сон может восполнять Ци, сон может укрепить селезенку и содействовать желудку, сон может укрепить кости и мышцы». И наоборот, при плохом сне несколько ночей подряд глаза вваливаются, в голове тяжесть, пища теряет вкус, истощается квинтэссенция Цзин, нарушается психическое состояние, цвет лица становится бледным и застойным, что очень напоминает возникновение болезни. Если больные люди недостаточно отдыхают, сила болезни возрастает. Поэтому сон — одно из условий поддержания здоровья. Для некоторых больных достаточный и хороший сон очень важен. Народная пословица гласит: «Не лучше ли одну ночь поспать в одиночестве, чем принимать лекарства».

Итак, правда ли, что чем больше спать, тем лучше? Нет, сон должен иметь меру, так как, если много спать, происходит помутнение души. Известный врач Лян Чжан-цзюй полагал: «Многие люди считают, что питание досыта и спокойный сон — это радостное дело и не знают, что, если много есть, происходит застой Ци, если много спать, происходит помутнение души. Врачи, занимающиеся вопросами сохранения здоровья, запрещают поступать так». При обильном питании возникает застой Ци желудка, нарушается ее свободная циркуляция. При чрезмерном сне происходит помутнение души. По существу сон служит для восстановления физических сил, накопления квинтэссенции Цзин, кроме того, благоприятствует деятельности человека на следующий день. При сочетании движения и покоя Ци и кровь циркулируют свободно и не утрачиваются. При чрезмерном сне циркуляция Ци и крови замедляется, возникает чувство лени во всем теле. В древности говорили: «Нельзя спать до окоченения». Если во сне достигается степень «окоченения», это непременно отрицательно отразится на здоровье. В древности жил некий чиновник по имени Хуан Цзо-тянь. Ежедневно он вставал очень рано и занимался служебными делами. Ночами же ему было достаточно поспать чуть больше четырех часов. Впоследствии, выйдя на пенсию, он каждый день утром спал допоздна. Состояние его здоровья резко ухудшилось, стало мутнеть в глазах. Современные исследования также показывают, что смертность от сердечных болезней вдвое выше у людей, которые спят по 10 часов, чем у людей, которые спят по 7 часов. Этот вывод был сделан в результате 20-летних обследований нескольких сотен тысяч людей. Специалисты пришли к заключению, что вероятность внезапных сердечных приступов и апоплексии со смертельным исходом увеличивается с ростом продолжительности сна. Выдвинута гипотеза, что причиной этого является замедление циркуляции крови во время сна, что увеличивает опасность застоя крови в сердце или мозге.

Подходящую продолжительность сна необходимо устанавливать на основании различного возраста и состояния здоровья человека. Молодым людям обычно достаточно спать по 8 часов. В среднем возрасте продолжительность сна должна постепенно сокращаться. В Китае пожилые люди в большинстве случаев придерживаются привычки рано ложиться и рано вставать, ранним утром они начинают двигаться — совершают прогулки, занимаются тайцзицюань и цигуном, что способствует циркуляции Ци и крови. Если же с возрастом продолжительность сна не сокращается, тело неизбежно становится разбухшим, возникают помутнение и рябь в глазах.

Недостаточно лишь придерживаться принципа спать мало. В первую очередь необходимо спать хорошо, только тогда можно спать мало. Если, встав с постели, человек ощущает туманность, когда кажется, что и не спал, или когда вечером трудно заснуть, в этом случае необходимо раньше вставать. Полноценный сон может обеспечить только умеренная продолжительность сна. Каким же образом можно достичь полноценного сна? Сунь Сы-мяо (581—682 гг.) в своей книге рецептов писал: «Во рту мало речей, в сердце мало дел, в животе мало пищи, само собой будет мало сна. Следование этим трем „мало“ — секрет святых».

Когда много говорят, повреждаются Ци и душа. Из-за того, что во время разговоров состояние духа человека изменяется, особенно у страдающих высоким кровяным давлением, может подняться давление. Поэтому умеренные разговоры способствуют устойчивому состоянию духа, являются одним из условий, способствующих засыпанию. Когда «в сердце много дел», это также не способствует хорошему сну. Если, закрыв глаза, думать о делах, ворочаться с боку на бок, разве можно уснуть? В древности говорили: «Сначала засыпает сердце, затем засыпают глаза». То есть сначала надо успокоить сердце, подготовить его к засыпанию, лишь после этого можно закрыть глаза и спокойно уснуть. Почему же так легко засыпают дети? В древности полагали: «Мальчики и девочки младше 14—15 лет лишь склонятся к подушке, тотчас же засыпают. Это происходит из-за того, что у них нет стремлений». То есть мысли детей просты, поэтому они сразу же засыпают. В древности также говорили: «Днем тело утомляется, ночью оно должно отдыхать; пусть успокоится сердце, сделается ровным дыхание, нельзя предаваться пустым мыслям». Слова «в животе мало пищи» указывают на то, что перед сном нельзя переедать. Переедание повреждает желудок. Когда желудок не находится в состоянии гармонии, сон становится неспокойным. Также следует отметить, что для получения эффективного отдыха при недолгой продолжительности сна необходимо контролировать свои действия днем. Ежедневные изменения состояния духа, мышления, питания и т. д. взаимно связаны со сном ночью. Это означает, что, если сон человека ночью плохой, он необходим днем.

Конечно, если хотят спать мало, вовсе недостаточно придерживаться описанных выше «трех мало». В обществе существуют многочисленные способы лечения бессонницы, разные для разных людей. Как же лечили эту болезнь в древности? Очень эффективны цигун и цзинцзо1, однако содержание этих методов не входит в ключевые пункты этой книги. Достичь нормального сна можно, как правило, и путем упорядочения привычек в повседневной жизни. В древности был предложен следующий секрет сна: «Немного выпив, ночевать в одиночку; мягкая подушка, тепло укрыты ноги; уметь успокоить сердце, сами закроются глаза». То есть для сна необходима уютная среда, а также спокойное состояние духа. Кроме того, некоторые люди посредством соответствующей дозы спиртного могут помочь себе крепко уснуть. Однако этот метод для непьющих, потребляющих крепкие напитки, а также для неспособных контролировать себя людей скорее всего принесет больше вреда, чем пользы.

В древности при упоминании о сне приводился пример о двух хорошо спящих людях: «Сюаньюань2 заканчивал плавать, прислонялся к стене и крепко засыпал; Фу Вэн3 отходил от служебных дел и, едва достигнув постели, сразу же издавал храп». Фу Вэн после отхождения от служебных дел засыпал крепким сном, потому что освобождался от перегрузки делами, достигал успокоения сердца и умиротворения Ци. «Сюаньюань заканчивал плавать», затем прислонялся к стене и засыпал. Можно видеть, что движения с применением физической силы полезны для сна. Конечно, для плавания необходимы определенные условия. Несколько проще перед сном купаться в теплой воде, после чего человек во сне чувствует себя чрезвычайно уютно. Еще проще помыть в теплой воде ноги, что также способствует более быстрому засыпанию. Существуют народные изречения: «Холод начинается снизу», «нельзя, чтобы холод был внизу, потому что, когда холод, — нет жизненных сил», то есть возникает нехватка жизненной Ци. Основываясь на выражении «мойте ноги и ложитесь спать, не будет болезни похолодания конечностей», можно сделать вывод, что мытье ног перед сном не только способствует засыпанию. У людей с изначальным недостатком Ян (особенно у женщин) ноги как лед, эти люди не могут согреться, им трудно уснуть. В этом случае необходимо помыть ноги в горячей воде, помассировать их руками и лечь под одеяло.

Также необходимо придерживаться правила рано вставать и рано ложиться. Если человек не хочет спать долго и вставать на рассвете, тогда само собой надо рано ложиться. Традиционной жизненной привычкой в Китае является «рано ложиться и рано вставать». У поэта Су Дун-по (1036—1101 гг.) есть такие строки: «Когда нет хлопот, — это и есть самое дорогое; рано ложиться спать — это и есть богатство; спокойная ходьба — это и есть повозка».

Впрочем, в разные времена года следует по-разному ложиться и вставать, именно об этом говорил знаменитый ученый, врач и фармацевт Гэ Хун (283—343 гг.): «Время пробуждения и засыпания связано с временами года». О конкретном времени пробуждения и засыпания записи в древних книгах имеют расхождения, однако обычно придерживаются мнения, что весной и летом надо ложиться немного позже и вставать пораньше. С похолоданием следует ложиться раньше. Осенью надо ложиться немного раньше, а зимой еще раньше. Зимой вставать рано не следует, осенью же — немного раньше, чем зимой. Таким образом, весной и летом спать надо меньше, осенью и зимой — больше. По представлениям традиционной китайской медицины, осенью и зимой Ян-Ци «прячется» внутри тела человека, душевная Ци также скрывается внутри, особенно необходимо уделять внимание сохранению Ян-Ци, укреплению квинтэссенции Цзин. Осенью и зимой с наступлением ночи активизируется Инь-холод, для поддержки Ян надо больше спать, нет необходимости поздно ложиться и рано вставать, опрометчиво подвергаясь воздействию ветра-холода. В одной древней медицинской книге говорится: «Во время трех зимних месяцев все сущее укрывается… рано ложитесь и поздно вставайте. Ждите лучей солнца. Пока иней и смерзшийся снег не растаяли, нельзя подставляться. Холод уйдет, станет теплее, пейте вино и ешьте имбирь». Смысл заключается и в том, чтобы стараться избежать восприятия патогенного холода.

Весной и летом время сна короче, как же получить достаточный для тела отдых? Необходим полуденный сон. Как правило, особенно клонит ко сну после обеда, чаще всего непреодолимое желание вздремнуть возникает летом. В полдень долгого летнего дня можно ненадолго оставить дела и отдохнуть, что благоприятно для работы во второй половине дня. Этот метод существовал еще в древности.

Время пробуждения различно для разных людей и времен года. Согласно древним китайским правилам, следует вставать на рассвете. Однако, «хотя и говорят рано вставать, не надо раньше криков петухов; хотя и говорят поздно вставать, не надо позже восхода солнца». Во время пения петухов рассвет только-только забрезжил, в это время надо встать с постели и подвигаться, это называется «услышав пение петухов, встать и танцевать», тогда душевные силы человека удвоятся.

Некоторые люди любят спать, высоко подкладывая подушку. Происхождение этой привычки имеет давнюю историю. В книге «Чу цы» (Чуские строфы, IV—III вв. до н. э.) говорится о легендарных императорах Древнего Китая — Яо и Шуне, которые с удовольствием спали только на высоких подушках, удобно и свободно.

Однако все имеет предел. Если подушка слишком высока, это может нанести вред. Недавно врачи больницы челюстно-лицевой хирургии Пекинского медицинского университета опубликовали статью о сне и внешности человека. В ней, в частности, говорится, что очень высокая подушка может послужить причиной недостаточного развития нижней челюсти. Конечно, слишком низкая подушка также может привести к тому, что вся нижняя часть лица будет казаться удлиненной. Какая же высота подушки оптимальна? Для взрослых — 10—15 см, для детей — 7—8 см (для разных людей возможны незначительные отклонения от указанных норм).

Теперь поговорим о типах положения тела во сне. В древности полагали: «Нельзя спать лицом вниз, словно припав к земле; нельзя спать лицом вверх, словно труп». То есть не следует спать лицом вниз, лежа на животе, также не надо лежать лицом вверх, выпрямившись, как окоченелый труп. Какая же поза является оптимальной? Сунь Сы-мяо (581—682 гг.) писал: «Спать надо с согнутыми коленями, это увеличивает силы человека, лучше, чем на спине или на животе. Из-за того, что Конфуций не спал как труп, поэтому говорил, что сон был спокоен, а пробуждение легким». То есть спать следует на боку с согнутыми коленями, это может придать человеку сил. Это лучше, чем спать на спине или животе. Конфуций был против того, чтобы спать на спине, как окоченелый труп. В книге «Ли цзи» (Записки о благопристойности) говорится: «Спать не как труп», то есть, нельзя спать на спине, как труп. Поэтому во время сна следует согнуть тело и конечности и расслабиться, после пробуждения, конечно же, сделать расправляющие движения.

Существует народная поговорка о положениях тела во время сна: «На боку — дракон, на животе — тигр, на спине — распростертый труп». Спящие на боку подобны дракону — это самая лучшая поза для сна; затем — лежащие на животе, подобные тигру; спящие на спине сравниваются с «распростертым трупом».

В книге «Шань цзюй сы яо» (Четыре основы жизни в уединении) также изложены требования к положению тела во время сна: «Спать надо согнувшись на боку… Пожилые люди, страдающие ревматизмом, бери-бери, болью в пояснице, должны ночевать на теплой печке-лежанке „кан“; после ходьбы, уставшие, с болью в костях, должны спать на теплой печке-лежанке „кан“».

На каком же боку лучше всего спать? Сунь Сы-мяо (581—682 гг.) полагал: «За ночь во сне человек переворачивается пять раз, повороты совершаются в каждую ночную стражу4». Эти повороты служат для изменения положения тела, способствуют циркуляции Ци и крови, также могут служить для избежания несимметричности развития лица в результате длительного сна на одном боку.

Есть люди, которые любят спать, укрывшись с головой. Это очень плохая привычка. В древних книгах по китайской медицине содержится множество записей, направленных против укрывания с головой. В книге «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты) говорится: «Зимней ночью нельзя укрываться с головой, приобретете долголетие». По сути дела, во все времена года не следует спать, укрывшись с головой, просто в другие времена года людей, которые спят, укрывшись с головой, меньше.

В древности сон с непокрытой головой считался очень важным. В период Троецарствия (220—265 гг.) Ин Цюй написал стихотворение, в котором поведал следующую историю:

«Прежде жил человек, который однажды в пути
На тропинке в поле повстречал трех старцев,
Возраст каждого был больше ста лет,
Все они мотыгами пололи сорняки.
Остановив повозку, спросил трех старцев:
Как же достигли такого долголетия?
Первый старец выступил вперед и сказал:
Моя жена уродлива.
Второй старец выступил и сказал:
Мой живот получает в меру.
Третий старец выступил и сказал:
Во сне не укрываюсь с головой.
Поэтому и смогли прожить долго».

Каковы же секреты долголетия трех столетних старцев? Жена первого была некрасива, поэтому интерес к половой жизни возникал у него редко. Второй был умерен в питании. Третий же во сне не укрывался с головой. В данном случае указываются простые способы поддержания здоровья.

Во время сна с покрытой головой не поступает свежий воздух для дыхания, как же можно отдохнуть и восстановить силы? Во время сна также надо стараться всегда открывать окна и двери.

На какие вопросы, касающиеся сна, следует обратить внимание?

В книге Гэ Хуна (283—343 гг.) «Баопу-цзы» (Мудрец, объемлющий первозданную пустоту) говорится: «Нельзя, чтобы у спящего были видны плечи», то есть следует хорошо укрыться одеялом. Голова должна быть открытой, но плечи укрыты, в противном случае легко может произойти восприятие патогенного ветра и возникнуть боль в плече. «Не спите на свежем воздухе под звездами». Особенно это касается южных районов, где летними ночами очень душно, люди стремятся к прохладе и выносят кровати на улицу, веет свежий ветерок и они крепко засыпают, однако не подозревают, что «холодная роса увлажняет тело, утренняя прохлада проникает в кости», в результате возникают боль в животе и понос, ломота в костях и суставах всего тела.

Кроме этого, сон после обильной пищи, сухость и жар при опьянении, сон под ветром, слишком толстое или слишком тонкое одеяло, недостаточное вытирание после мытья головы или купания, сон с широко открытым ртом, громкое пение перед сном и т. д. — все это неблагоприятно для сна или может вызвать болезнь.

  1. Цзинцзо (дословно «спокойно сидеть») — форма терапии в китайской медицине.

  2. Сюаньюань — Хуанди (Желтый император).

  3. Фу Вэн (старец с реки Фуцзян) — врач времен правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

  4. Ночная стража — пять двухчасовых отрезков ночи с 7 часов вечера до 5 часов утра.