belousov.KZ

материалы по китайской медицине

Праздник чистого света

Сезон «Цинмин» («Чистый свет») — пятый сезон в системе 24-сезонного сельскохозяйственного календаря — начинается с 4—6 апреля.

С древних времен первый день этого сезона отмечается в Китае как праздник — «Праздник чистого света» (清明节).

Свое название он получил благодаря климатическим изменениям, происходящим в это время. Весна наконец вступает в свои права, земля покрывается свежей зеленью, воздух становится невероятно чистым и прозрачным, свободно пропускает теплые лучи весеннего солнца. В древних книгах сказано: «В это время происходит рост всего сущего, вокруг чисто и светло, поэтому его и называют Чистым светом».

В современном Китае «Праздник чистого света» является нерабочим днем. В этот день люди традиционно посещают могилы предков, а также выезжают на природу, чтобы насладиться наступлением весны. Именно поэтому его иногда называют «Праздником подметания могил» (扫墓节) или «Праздником прогулок по первой траве» (踏青节), «Поисками весны» (探春、寻春).

Во время посещения могил предков китайцы приводят надгробья в порядок, украшают могилы нежными зелеными ветвями ивы, возлагают цветы, раскладывают жертвенные яства и вино, возжигают свечи и курительные палочки, жгут «жертвенные деньги» из бумаги. Затем собравшиеся съедают жертвенную еду и выпивают вино. Заканчивается церемония разрывами петард.

В этот день также проводятся церемонии памяти и почитания национальных героев.

Давнюю историю также имеет традиция сажать во время этого праздника плодовые деревья. Известно, что в древности этот обычай соблюдался даже в императорском дворце, а сам праздник иногда называли «Праздником посадки деревьев» (植树节).

Исключительное значение в «Праздник чистого света» приписывается иве, которая считается символом связи живых с предками. Молодыми побегами ивы украшают могилы предков, их вешают под крышей дома и на ворота. Кроме того, посадка ивы рассматривается как способ предотвращения всевозможных несчастий.

Во время загородных прогулок в «Праздник чистого света» принято запускать воздушных змеев, что символизирует «отпугивание» нечистой силы. Весеннее небо наполняется разными по форме яркими и пестрыми воздушными змеями. Устраиваются соревнования по запусканию змеев, а также «конкурсы красоты»: чей змей лучше.

Также распространен обычай качания на качелях. Известно, что при династии Тан (618—907 гг.) качание на качелях было популярно при дворе императора, где любителей этого занятия называли «наполовину бессмертными», так как они то взмывали в небеса, то опускались вниз.

По свидетельству древних китайских источников, китайцы переняли качели от своих северо-западных соседей. Действительно, обычай качания на качелях весной, например, испокон веков популярен у казахов, он символизирует весну, обновление, радость жизни, любовь.

Во второй половине дня «Праздника чистого света» в городах и деревнях проводятся концерты, театрализованные представления, праздничные шествия, устраиваются шумные застолья.

Еще в древних источниках встречаются сетования образованных людей на то, что народ во время «Праздника чистого света» предается пьянству и непристойным увеселениям.

«Празднику чистого света» посвящена знаменитая живописная панорама «На реке в Праздник чистого света», или «На реке в День поминовения усопших» (清明上河图), созданная Чжан Цзэ-дуанем (张择端) в XII веке. На ней показана повседневная жизнь обитателей императорской столицы, Кайфына, в этот праздничный день. Размер свитка — 26×528 см.

Часть 1

Sample image

Часть 2

Sample image

Следует добавить, что вскоре после создания свитка войска чжурчжэней разрушили город Кайфын, а спустя еще некоторое время он был полностью уничтожен наводнением.

В день, предшествующий «Празднику чистого света», в Китае отмечается другой праздник — «Праздник холодной пищи» (寒食节), в который по традиции не принято разводить очаг и есть горячие блюда. Считается, что нарушение этой традиции непременно повлечет за собой ливни и град, которые нанесут ущерб посевам. В этот день обычно питаются заготовленной заранее пшенной кашей, а также свежими весенними овощами, употребление которых символизирует встречу весны.

В традиционном китайском лунном календаре «Праздник чистого света» обычно приходится на первые числа третьего лунного месяца. А если праздник совпадает с третьим днем третьего лунного месяца, его называют «Истинным Праздником чистого света».

Издавна бытует такая поговорка: «В третий день третьего лунного месяца пастушья сумка становится „чудодейственной пилюлей“ (灵丹)».

В Китае пастушья сумка (荠菜) употребляется в пищу со времен глубокой древности, причем рассматривается как важная овощная культура, употребление которой в пищу настоятельно рекомендуется весной, когда ее листья особо нежны.

Упоминается пастушья сумка в одном из древнейших культурных памятников — каноне «Ши цзин» (诗经, Канон стихов, XI—VI вв. до н. э.), а в медицинской книге «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей, VI в.) она отнесена к продуктам высшего разряда (上品), что указывает на ее высокие питательные и целебные свойства.

Чаще всего в пищу используются листья дикорастущей пастушьей сумки, хотя иногда она разводится и как овощное растение. Выведен ряд сортов, наиболее известным из которых является Шанхайская крупнолистная (上海大叶荠菜). В последнее время получает развитие выращивание пастушьей сумки в теплицах.

В пищу в основном используются свежие весенние прикорневые листья. Из них готовят холодные закуски, варят супы. Однако чаще всего пастушью сумку применяют в начинках пельменей, весенних блинчиков «чуньбин» (春饼) и весенних трубочек «чуньцзюань» (春卷).

Китайский календарь