belousov.KZ

материалы по китайской медицине

黑芝麻 hēi zhī ma (хэй чжи ма)
Семя кунжута черного — Semen Sesami Nigrum

Семя кунжута индийского — Sesamum indicum L. (семейство Кунжутовые — Pedaliaceae).

Срезают растения осенью в период зрелости плодов. Сушат на солнце. Выколачивают семена. Снова сушат на солнце.

Лекарственное сырье

Вкус. Сладкий.

Свойства. Нейтральность.

Соотнесенность с каналами. Печени, почек.

Функции. Восполнение Инь печени и почек, квинтэссенции Цзин и крови, увлажнение сухости, смазывание кишечника, увлажнение пяти цзан-органов, улучшение слуха и зрения, улучшение состояния волос, восстановление их цвета, улучшение состояния кожи лица, стимулирование лактации, повышение устойчивости к голоду, укрепление силы Ци, замедление процесса старения, укрепление сухожилий и костей, повышение умственных способностей.

Показания.

Применение и дозы. Внутрь по 10—15 г в отварах, пилюлях и порошках. Наружно в виде отвара для ванн и обмываний, а также в растолченном виде.

Примечание. Не применять при жидком стуле из-за недостатка Ци селезенки.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Функции и показания:

«Используется при повреждении Чжун-цзяо (селезенки и желудка) с истощением организма, восполняет Ци пяти цзан-органов, укрепляет силу Ци, содействует развитию мышц, наполняет головной и костный мозг. Длительный прием придает легкость телу, помогает не стареть» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»1).

«Укрепляет сухожилия и кости, улучшает слух и зрение, позволяет противостоять голоду и жажде, продлевает годы жизни. Используется при лечении колотых и резаных ран, останавливает боль, устраняет лихорадку со свойствами жара типа недостатка и истощение организма после болезней из-за повреждения холодом, малярии и сильной рвоты» («[Мин и] бе лу»2).

«Восполняет Ци Чжун-цзяо (селезенки и желудка), увлажняет и питает пять цзан-органов, восполняет Ци легких, останавливает сердцебиение, восстанавливает проходимость в толстом и тонком кишечнике, позволяет противостоять летнему зною и холоду, изгоняет Ци ветра-сырости, „плавающий ветер“ [с красными пятнами на коже] и „ветер в голове“ [с сильной головной болью]. Используется при лечении чахотки, истощении организма после родов, стимулирует роды. Растереть и нанести на волосы для содействия их росту. Сваренные на пару лепешки с медом помогут вылечить сотню болезней» («Жи Хуа [-цзы бэнь цао]»3).

«Употребление после поджаривания предотвращает появление болезней со свойствами ветра. Длительное употребление при болезнях со свойствами ветра делает походку ровной, а речь четкой» (Ли Пэн-фэй4).

«Жевать свежие семена и наносить наружно при нарывах на голове у детей. Готовить отвар и производить промывание при страшных нарывах на теле, язвах на наружных половых органах у женщин. Очень эффективное средство» (Су Гун5)...

Пояснения:

Чжэнь Цюань6 говорил: «Кунжут очень ценится добывающими пилюлю бессмертия. Пилюли из смеси равных долей кунжута и меда называют „Пилюлями успокоения жизненного духа Шэнь“ (静神丸). Используется при лечении [недостатка] Ци легких, увлажняет пять цзан-органов. Обладает множеством функций. Также помогает при отказе от (зерновой) пищи. Наполняет человека квинтэссенцией Цзин и костным мозгом, полезен для мужчин. Увеличить употребление при недостатке Ци с нехваткой воздуха».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Для приготовления масла лучше всего белый кунжут, а в качестве лекарства — черный. Его черный цвет проникает в почки, также может увлажнить сухость7...

В „[Лин бао] у фу цзин“8 говорится, что родина кунжута — Даюань9. Он является начальником „пяти зерновых культур“. Его постоянное употребление поможет познать все сущее, проникнуть в состояние просветленности божественного духа, обрести вечное существование со Вселенной.

В „[Чжоу и] цань тун ци“10 также сказано, что кунжут может продлить годы жизни, словно пилюля бессмертия.

В древности кунжут рассматривался в качестве лекарства для обретения бессмертия, но в наше время в этих целях он используется редко. Возможно, что его сила оказалась не столь чудодейственной. Тем не менее, длительный прием кунжута несомненно приносит большую пользу.

Лю и Жуань на горе Тяньтай встретили фей, питавшихся кашей с кунжутом11. Это также указывает на то, что каша из крупы с добавлением кунжута является пищей бессмертных святых.

Согласно сказанному Су Дун-по12 в письме к Чэнь Чжэн-фу (程正辅), при геморрое следует отказаться от вина и мяса, соли и кисломолочных продуктов, засоленных в бобовой пасте овощей, специй и вареного риса. Питаться надо пресной лапшой. Также брать девять раз отваренный на пару черный кунжут и очищенную от оболочки порию кокосовидную (茯苓), добавлять белый мед, поджаривать и съедать. При длительном употреблении сила Ци окрепнет, а все болезни сами собой уйдут, геморрой постепенно отступит. Это важное секретное средство обретения долголетия. Однако знать о нем просто, а долгое время применять на практике сложно...

В нынешние времена также применяется следующий способ: кунжут толкут, очищают от примесей, смешивают с мукой из маша, готовят доуфу (соевый творог). Этот продукт обладает свойствами нейтральности и увлажнения, очень полезен для пожилых людей».

Прилагаемые рецепты:

Способы приема кунжута. Баопу-цзы13 говорил: «Промыть 3 доу шанданского [черного] кунжута (上党胡麻), сварить на пару до готовности, высушить на солнце, промыть в воде, убрать пену, снова сварить на пару. Поступить так 9 раз. Замочить в кипятке для отделения оболочек, отсеять отходы, поджарить до появления аромата, растолочь. Смешать с медом или пастой из унаби, сформировать пилюли размером с пулю. Принимать с теплым вином по 1 пилюле 3 раза в день. Отказаться от ядовитой рыбы, собачатины, свежих овощей. После 100 дней приема уйдут все застарелые болезни, через год кожа станет гладкой и блестящей, исчезнет чувство голода, через два года седые волосы вновь станут черными, через три года вместо выпавших зубов вырастут новые, через четыре года не смогут нанести вреда вода и огонь, через пять лет человек будет передвигаться как скачущая лошадь. Длительный прием принесет долголетие. Если появится понос, пить сок травы мальвы».

Сунь Сы-мяо14 говорил: «Взять 3 шэн [черного] кунжута, удалить желтые и коричневые семена, сварить на пару 30 раз, поджарить до появления аромата, растолочь, добавить 3 шэн меда, толочь пестом 300 раз, сформировать пилюли размером с семя фирмианы (5—10 мм в диаметре). Принимать каждое утро по 50 пилюль. Длительный прием людьми старше 40 лет просветлит глаза, улучшит зрение, сделает кишечник гибким, словно сухожилие».

В «Шэнь сянь чжуань»15 сказано: «Лу Нюй-шэн (鲁女生) принимал [черный] кунжут и корневище атрактилодеса (饵术), не питался другой пищей более 80 лет, оставаясь молодым и здоровым, в день был способен пройти 300 ли (прибл. 150 км), мог догнать оленя».

Способ приема кунжута при лечении недостатка и повреждения пяти цзан-органов (повышает силу Ци, укрепляет сухожилия и кости): варить кунжут на пару и сушить на солнце. Поступать так девять раз. Оставить на хранение. При приеме взять 2 гэ, обернуть тканью и замочить в кипятке, растереть, удалить оболочки, растереть, залить водой, процедить, жидкость вскипятить, сварить на ней жидкую кашу с рисом, съесть ее.

Способ вернуть черный цвет седым волосам: варить черный кунжут на пару и сушить на солнце. Поступить так девять раз. Растереть в порошок, сформировать пилюли с пастой из унаби, [регулярно] принимать внутрь («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»16).

Боль в пояснице и ногах: 1 шэн свежего [черного] кунжута поджарить до появления аромата, растолочь пестом, принимать по 1 малому шэн в день. После приема 1 доу лекарства болезнь уйдет навсегда. Принимать с теплым вином, медом, растворенным в горячей воде, или соком свежего корневища имбиря («Цянь цзинь [и фан]»17).

Ноющая боль в руках и ногах с небольшим отеком: 5 шэн [черного] кунжута поджарить, растереть, замочить на ночь в 1 шэн вина. Пить по своему усмотрению («Вай тай [ми яо фан]»18).

Отек и боль конечностей из-за пребывания в воде: свежий [черный] кунжут растолочь, нанести наружно («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]»).

Внезапное восприятие ветра-холода: поджарить [черный] кунжут до появления запаха жареного, горячим растолочь с вином, выпить, хорошо укрыться, пропотеть.

Тепловой удар. «Порошок спасения жизни» (救生散): 1 шэн свежего [черного] кунжута обжарить на медленном огне до обугливания, разложить на ровной поверхности, чтобы остыл, растолочь в порошок. Принимать по 3 цянь, растворив в свежей воде. Можно изготовить пилюли размером с пулю, принимать с водой («Цзин янь хоу фан»).

Зубная боль и опухание десен: 5 шэн [черного] кунжута и 1 доу воды уварить до объема 5 шэн, производить полоскание, выплевывая жидкость. Потребуется не более двух доз. Результат поразительный («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»19).

Дизентерия у детей с кровянистым или гнойным поносом: 1 гэ кунжута [поджарить до появления аромата,] растолочь, смешать с растворенным в горячей воде медом, принять. [Также можно применять при лечении взрослых] («Вай тай [ми яо фан]»).

Устранение «врожденного токсина»20 у новорожденных: разжевать свежий кунжут, обернуть тканью, дать сосать ребенку, токсин сам выйдет с калом.

Мягкий фурункул (на начальной стадии, без стержня) у детей: обжарить кунжут до появления запаха жареного, разжевать горячим, нанести на пораженную область («Тань-ши сяо эр фан»21).

Все виды нарывов на голове и лице: разжевать свежий кунжут, нанести наружно («Пу цзи фан»22).

Геморрой с отеком и болью: производить омовение отваром семени [черного] кунжута. Вскоре болезнь пройдет.

Нарывы на ягодицах: свежий кунжут разжевать, нанести наружно («[Вэй шэн] цза син» [Дэн] Би-фэна23).

Зуд вульвы с язвами: кунжут разжевать, нанести наружно. Хорошее средство («Чжоу хоу [бэй цзи фан]»).

Абсцесс молочной железы с отеком и болью: поджарить кунжут до появления запаха жареного, растереть в порошок, смешать с маслом лампы, нанести наружно. Вскоре наступит успокоение.

Недостаточность лактации: [черный] кунжут поджарить, растереть, добавить небольшое количество соли, съесть (господин Тан).

Ожоги от кипятка и огня: свежий кунжут растереть до пастообразного состояния, нанести наружно («Вай тай [ми яо фан]»).

Укусы пауков: кунжут растереть, нанести наружно («Цзин янь хоу фан»).

Укусы всех насекомых: см. рецепт выше.

Проникновение мухоловки в ухо: кунжут поджарить, растереть, набить им мешочек, положить на него голову («Мэй-ши [цзи янь фан]»24).

Долго не заживающие нарывы: черный кунжут поджарить до обугливания, растолочь, нанести наружно («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]»).

Кровь в моче: 3 шэн [черного] кунжута растолочь пестом, замочить на ночь в 2 шэн воды из потока, текущего про направлению на восток, ранним утром отжать, жидкость нагреть, принять одной дозой («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»).

  1. «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.

  2. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  3. «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).

  4. Ли Пэн-фэй (李鹏飞) — автор «Сань юань янь шоу шу» (三元延寿书, Книга продления жизни по трем началам, 1291 г.).

  5. Су Гун (苏恭) — имеется в виду Су Цзин (苏敬, 599—674 гг.), возглавлявший коллектив авторов книги «Тан бэнь цао» (唐本草, Книга династии Тан о корнях и травах, 659 г.). При династии Сун (960—1279 гг.) иероглиф «цзин» (敬) были табуирован, так как имя Чжао Цзин (赵敬) носил дед основателя династии, поэтому в книгах того времени Су Цзин упоминается как Су Гун (苏恭).

  6. Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).

  7. Согласно теории Пяти элементов, черный цвет соотносится с элементом Вода и почками.

  8. «Лин бао у фу цзин» (灵宝五符经, Канон Пяти талисманов Духовной драгоценности, IV—V вв.) — основной текст даосской школы Духовной драгоценности (灵宝派).

  9. Даюань (大宛) — древнее государство в Ферганской долине.

  10. «Чжоу и цань тун ци» (周易参同契, Единение триады согласно «Чжоу и», 142 г.). Автор: Вэй Бо-ян (魏伯阳, ок. 100—170 гг.).

  11. Имеется в виду легенда из книги Лю И-цина (刘义庆, 403—444 гг.) «Ю мин лу» (幽明录, Записи о тьме и свете). В пятый год царствования под девизом Юн-пин (62 г. н. э.) некие Лю Чэнь (刘晨) и Жуань Чжао (阮肇) отправились на гору Тяньтай (天台) собирать лекарственные травы. Заблудившись, они бродили больше десяти дней, но вдруг увидели на листке, плывущем по воде, кашу с кунжутом и поняли, что недалеко есть жилье. Они пошли вверх по течению и встретили прекрасных фей, которые оказали им любезный прием. Молодые люди пробыли у них полгода, наслаждаясь общением с феями, вином и музыкой, питаясь кунжутной кашей. Когда они вернулись домой, оказалось, что там уже сменилось семь поколений.

  12. Имеется в виду Су Ши (苏轼, 1037—1101 гг.), выступавший под псевдонимом Су Дун-по (苏东坡) — знаменитый китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф и государственный деятель. Вместе с Шэнь Ко (沈括, 1031—1095 гг.) занимался составлением трактата о лечебных травах.

  13. Баопу-цзы (抱朴子, Мудрец, объемлющий первозданную простоту) — прозвище Гэ Хуна (葛洪, 283—343 гг.).

  14. Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.) — знаменитый врач, автор «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.).

  15. «Шэнь сянь чжуань» (神仙传, Жизнеописания бессмертных святых). Автор: Гэ Хун (葛洪, 283—343 гг.).

  16. «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  17. «Цянь цзинь и фан» (千金翼方, Крылья, несущие Рецепты стоимостью в тысячу золотых, 682 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  18. «Вай тай ми яо фан» (外台秘要方, Секретные рецепты из книгохранилища, 752 г.). Автор: Ван Тао (王焘, 670—755 гг.).

  19. «Чжоу хоу бэй цзи фан» (肘后备急方, Рецепты под рукой на случай необходимости, 341 г.). Автор: Гэ Хун (葛洪, 283—343 гг.).

  20. «Врожденный токсин» (胎毒) — болезнь, полученная от матери в утробе, врожденная болезнь. Обычно подразумеваются болезни со свойствами жара-токсина, которые проявляются в виде гнойников и сыпи на теле ребенка.

  21. «Тань-ши сяо эр фан» (谭氏小儿方, Рецепты господина Тань для детей) — к настоящему времени утерянная книга неизвестного автора.

  22. «Пу цзи фан» (普济方, Рецепты всеобщего спасения, 1409 г.). Составлена под руководством Чжу Су (朱橚, 1361—1425 гг.) — пятого сына императора Чжу Юань-чжана (朱元璋, 1328—1398 гг.), основателя династии Мин (1368—1644 гг.).

  23. «Вэй шэн цза син» (卫生杂兴, Выражение настроения о сохранении здоровья). Автор: Дэн Би-фэн (邓笔峰).

  24. «Мэй-ши цзи янь фан» (梅师集验方, Сборник действенных рецептов наставника Мэй). Автор: буддийский монах Мэй Шэнь-ши (梅深师), живший во время правления династии Суй (581—618 гг.).