甘草 gān cǎo (гань цао)
Корень солодки — Radix Glycyrrhizae
Корень и корневище:
- солодки уральской — Glycyrrhiza uralensis Fisch. (семейство Бобовые — Leguminosae);
- солодки голой — Glycyrrhiza glabra L.
Выкапывают весной и осенью. Удаляют мочковатые корни. Сушат на солнце. Используют в необработанном виде или после тушения с медом.
Вкус. Сладкий.
Свойства. Нейтральность.
Соотнесенность с каналами. Сердца, легких, селезенки, желудка.
Функции. Укрепление Ци, восполнение Ци Чжун-цзяо (селезенки и желудка), увлажнение легких для устранения кашля, охлаждение жара и изгнание токсина, устранение судорог и боли, смягчение действия других лекарств.
Показания.
- Недостаток Ци селезенки: желтушное изможденное лицо, похудение, утомляемость, слабость, сонливость, нехватка воздуха, нежелание разговаривать, потливость при незначительной физической нагрузке, снижение аппетита, вздутие живота, урчание в животе, жидкий стул. Возможно опущение внутренних органов или выпадение прямой кишки.
- Холод в легких: кашель с отхаркиванием прозрачной жидкой мокроты, одышка, охриплость, отсутствие жажды, заложенность носа с прозрачными выделениями, непереносимость холода.
- Жар в легких: кашель с отхаркиванием желтой вязкой трудно отделяемой мокроты, грубое дыхание, сухость в горле, жажда с предпочтением холодных напитков, боль и отечность слизистой оболочки горла.
- Жар-токсин: гнойные воспаления кожи и подкожной клетчатки.
- Спазмы и боль в животе и конечностях.
- Недостаток Ци сердца: сердцебиение, одышка, усиливающаяся при физической нагрузке, потливость, депрессия, утомляемость.
- Смягчение свойств, понижение токсичности и побочного действия других лекарств.
Применение и дозы. В отварах по 3—10 г. При охлаждении жара и изгнании токсина используется в необработанном виде, при восполнении Ци и устранении судорог — после тушения с медом.
Корень солодки с медом: нарезанный корень солодки смешивают с растопленным медом, добавляют немного кипяченой воды, перемешивают, ненадолго накрывают крышкой, помещают в кастрюлю и тушат на медленном огне до тех пор, пока лекарство не станет темно-желтым, а пальцы перестанут приклеиваться к смеси. Вынимают, остужают. На 1 кг корня солодки 250—300 г растопленного меда.
Примечания.
- Не применять при скоплении сырости и отеках.
- Корень солодки несовместим с корнем молочая гань-суй, корнем молочая пекинского, травой водоросли саргассум и цветком волчника.
- Длительное применение высоких доз корня солодки может вызвать отеки.
Избранные рецепты.
- «Увядание легких» (肺痿) с обильным слюнотечением без кашля, частым мочеиспусканием («Отвар корня солодки и сушеного корневища имбиря», 甘草干姜汤)1: 12 г корня солодки и 6 г свежего корневища имбиря варить в 600 мл воды, уваривать до 300 мл, цедить, принимать двумя дозами в теплом виде.
- Беспокойство жизненного духа Шэнь, недостаток Ци сердца, истерия, неврастения, а также недостаток Ци селезенки («Отвар корня солодки, пшеницы и унаби», 甘麦大枣汤)2: готовить отвар из 30 г цельной пшеницы, 10 сушеных плодов унаби (зизифуса) и 9 г корня солодки. Принимать в теплом виде 1 раз в день. Курс лечения — 15 дней.
Цитаты
«Фу жэнь да цюань лян фан» (妇人大全良方, Полное собрание замечательных рецептов для женщин, 1237 г.):
Супруга Чэн Ху-цина (程虎卿), будучи на 4—5 месяце беременности, днем пребывала в скорбном настроении, часто плакала и зевала. Врачи и колдуны пытались лечить ее, но безрезультатно. Гуан Бо-чжоу (管伯周) сказал: «Наши предшественники уже описывали такую болезнь. Для ее лечения требуется „Отвар корня солодки, пшеницы и унаби“, тогда и произойдет исцеление». Чэн Ху-цин воспользовался этим средством и вылечил супругу.
«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):
[Тао] Хун-цзин3 говорил: «Корень солодки — важнейшее лекарство, царь всех лекарств. Лишь немногие из классических рецептов не содержат его в своем составе... Иногда его сравнивают со старейшиной страны (国老), то есть с наставником императора, который формально не правит страной, но направляет действия правителя».
Функции и показания:
«Способствует устранению холода и жара, а также изгнанию патогенной Ци из пяти цзан-органов и шести фу-органов, укреплению сухожилий и костей, регенерации мышечной ткани, укреплению силы Ци. Применяется при лечении колотых и резаных ран. Способствует изгнанию токсина. Длительное употребление придаст легкость телу, позволит продлить годы жизни» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»4).
«Способствует прогреванию Чжун-цзяо (селезенки и желудка), осаждению аномального поднятия Ци. Применяется при беспокойстве с ощущением полноты в грудной клетке и одышке, кашле из-за повреждения цзан-органов. Способствует устранению жажды, восстановлению проходимости в каналах, нормализации циркуляции Ци и крови. Уничтожает токсин сотни лекарств. Является совершеннейшим лекарством всех девяти областей Поднебесной. Приводит к гармонии 72 вида минералов, 1200 видов трав» («[Мин и] бе лу»5).
«Применяется при холодной боли в животе, судорогах и эпилепсии, вздутии живота, способствует восполнению Ци пяти цзан-органов, питанию Ци почек при внутреннем повреждении организма6, позволяет сохранить мужскую потенцию, применяется при маточных кровотечениях с болью в пояснице у женщин, может вводится во все рецепты, предназначенные для лечения болезней со свойствами недостатка, а также болезней со свойствами жара» (Чжэнь Цюань7).
«Успокаивает небесную душу Хунь» (魂) и земную душу По (魄), способствует восполнению Ци при „пяти типах переутомления“8 и „семи типах повреждения“9, применяется при всех болезнях со свойствами недостатка, сердцебиении, беспокойстве и подавленном настроении, снижении памяти, способствует восстановлению проходимости в „девяти отверстиях“10 и всех сосудах, восполнению квинтэссенции Цзин, питанию Ци, укреплению сухожилий и костей» (Да Мин11).
«В свежем виде способствует изгнанию огня и жара, после тепловой обработки — устранению наружного синдрома со свойствами холода. Устраняет боль в горле, изгоняет патогенный жар, приводит к гармонии жизненную Ци, питает Инь и кровь, восполняет Ци селезенки и желудка, увлажняет легкие» (Ли Гао12).
«Способствует отхаркиванию кроваво-гнойной мокроты при болезни „увядания легких“ (肺痿), заживлению пяти типов гнойников» ([Ван] Хао-гу13).
«Применяется при врожденном токсине14 и судорогах у детей. Осаждает огонь, устраняет боль» ([Ли] Ши-чжэнь).
Прилагаемые рецепты:
Повреждение холодом с сердцебиением и стянутым прерывистым пульсом: варить 2 лян корня солодки в 3 шэн воды, уварить вдвое, принимать по 7 гэ 1 раз в день («Шан хань [чжэн] лэй яо [люэ]»15).
Боль в горле при повреждении холодом на стадии шао-инь16 лечится «Отваром корня солодки» (甘草汤): тушить 2 лян корня солодки с медом и водой, варить в 2 шэн воды, уварить до объема 1,5 шэн, принимать по 5 гэ 2 раза в день («Шан хань лунь» Чжан Чжун-цзина17).
Ночное недержание мочи у детей: готовить отвар из крупных корней солодки, принимать каждый вечер перед сном («[Ши и] дэ сяо фан» господина Вэй18).
Кровь в моче ребенка: 1,2 лян корня солодки варить в 6 гэ воды, уварить до объема 2 гэ. Ребенку в возрасте 1 год следует принять весь приготовленный отвар в течение дня («[Янь лин] чжи бао фан» Яо Хэ-чжуна19).
Чрезмерная худоба ребенка: 3 лян корня солодки поджарить, растолочь в порошок, смешать с медом, изготовить пилюли размером с семя маша, принимать 2 раза в день по 5 штук с теплой водой («Цзинь куй юй хань [цзин]»20).
Понос с кровью и гноем при дизентерии:
- Рецепт, переданный Цуй Янем (崔衍) из Сюаньчжоу (宣州): поджарить корень солодки длиной 1 чи (прибл. 30 см), расщепить, 2—3 раза окунуть в чистый квас из чумизы (浆水)21, снова поджарить на медленном огне, затем варить в 1,5 шэн кваса из чумизы вместе с 0,5 лян свежего корневища имбиря без кожуры, уварив до объема 8 гэ. Лечебный эффект будет достигнут сразу же после приема внутрь.
- Рецепт из «Мэй-ши [цзи янь] фан»22: взять 1 лян обжаренного корня солодки, раздробить 7 запеченных семян мускатника (肉豆蔻), варить вместе в 3 шэн воды, уварив до объема 1 шэн, принять внутрь, разделив на несколько приемов.
Отек языка, когда он занимает всю полость рта (если не лечить, человек умрет): приготовить густой отвар корня солодки, многократно набирать горячий отвар в рот, сплевывать («Шэн цзи цзун лу»23).
Нарывы на спине: Цуй Юань-лян в «Хай шан цзи янь фан»24 писал: «По словам Ли Бэй-хая (李北海), это средство ему передал бессмертный святой, оно в высшей степени эффективно. Следует взять 3 лян корня солодки, растолочь в порошок, просеять через сито. Также взять 9 лян ячменной муки. Смешать, добавить немного сливочного масла, сформировать лепешки размером немного больше размера нарыва, опустить их в кипящую воду. Накладывать на нарыв кусочки шелка или старой бумаги, а сверху помещать горячие лепешки. Больной должен находиться в продуваемом месте. Когда лепешка остынет, менять ее на горячую. Если гной уже образовался, он выйдет наружу. Если еще не образовался, воспаление внутри рассосется. Эффективность лечения повысится, если кормить больного жидкой кашей с корнем астрагала (黄耆粥)».
Еще один рецепт: немного потушить 1 лян корня солодки в воде, растолочь, замочить в 1 шэн воды, сверху чашки положить поперек небольшой нож, оставить открытой на ночь. Утром следующего дня перемешать до появления пены, пену снять, жидкость принять внутрь. Очень эффективное средство лечения нарывов на спине («[Бэнь цао] ту цзин» Су Суна25).
Все виды нарывов на теле (принимать при появлении предвестников, это поможет снять воспаление и изгнать токсин, не позволив ему распространиться внутрь): растолочь 2 цзинь корня солодки с крупным поперечным узором, замочить на ночь в речной воде, варить до получения густого отвара, процедить сквозь тонкую шелковую ткань, уварить на медленном огне в серебряной или каменной посуде до состояния густого сиропа (пасты), поместить на хранение в фарфоровый горшок. Принимать по 1—2 ложки с изготовленным без добавления извести вином или с кипятком (водой, в которой варилась лапша). Это средство также способствует обезвреживанию токсина после приема «эликсиров бессмертия» с киноварью. Будет неплохо, если появится небольшой понос. Средство называется «Густой сироп старейшины страны» (国老膏) («Вай кэ цзин яо»26).
Нарывы на теле в сопровождении запора: готовить отвар из 2,5 цянь свежего корня солодки и колодезной воды, после приема внутрь все дурные вещества должны выйти с поносом («[Жэнь-чжай] чжи чжи фан»27).
Начальные стадии мастита: поджарить 2 цянь корня солодки, тушить со свежей водой, принимать отвар внутрь, в то же время попросить кого-то сосать грудь («[Жэнь-чжай] чжи чжи фан»).
Нарывы на головке полового члена: тушить порошок корня солодки с медом, многократно накладывать наружно, результат поразительный («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»28).
Сырость и зуд мошонки у мужчин: 3—5 раз в день обмывать отваром корня солодки («Гу цзинь лу янь [фан]»29).
Панариций с воспалением и болью: замачивать палец в воде в отваре корня солодки («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»).
Ожоги от кипятка и огня: тушить корень солодки с медом, накладывать наружно («[Гуай чжэн] цзи фан» Ли Лоу30).
-
Классический отвар из книги «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца, III в.).↩
-
Классический отвар из книги «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца, III в.). Применяется для восполнения Ци сердца, успокоения жизненного духа Шэнь, а также восполнения Ци селезенки при «истерии» у женщины «со склонностью к печали и плачу, словно она находится под действием потусторонних сил, а также с частой зевотой и потягиванием».↩
-
Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.) — знаменитый ученый, автор «Бэнь цао цзин цзи чжу» (本草经集注, Сводный комментарий к Канону [Священного земледельца] о корнях и травах), «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей), «Тай-цин цао му фан» (太清草木方, Рецепты Высшей чистоты лечения травами и деревьями) и нескольких других книг.↩
-
«Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.↩
-
«Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).↩
-
Внутреннее повреждение организма (内伤) происходит вследствие эмоциональных нарушений, переедания, недоедания, переутомления, праздной жизни (отсутствия достаточной физической нагрузки), чрезмерной половой активности.↩
-
Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).↩
-
«Пять типов переутомления» (五劳): 1) долгое смотрение повреждает кровь, 2) долгое лежание повреждает Ци, 3) долгое сидение повреждает мышцы, 4) долгое стояние повреждает кости, 5) долгая ходьба повреждает сухожилия.↩
-
«Семь типов повреждения» (七伤): повреждение организма вследствие 1) переедания, 2) горя, 3) избыточного употребления жидкости, 4) чрезмерной половой активности, 5) голода, 6) физического переутомления, 7) нарушения функций каналов, питательной и защитной Ци.↩
-
«Девять отверстий» (九窍) — глаза, уши, ноздри, рот, уретра, задний проход.↩
-
Да Мин (大明) — автор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).↩
-
Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — автор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рассуждения о селезенке и желудке) и некоторых других книг.↩
-
Ван Хао-гу (王好古) — автор «Тан е бэнь цао» (汤液本草, Книга о корнях и травах для отваров, 1298 г.).↩
-
«Врожденный токсин» (胎毒) — болезнь, полученная от матери в утробе, врожденная болезнь. Обычно подразумеваются болезни со свойствами жара-токсина, которые проявляются на теле ребенка в виде гнойников и сыпи.↩
-
«Шан хань чжэн лэй яо люэ» (伤寒证类要略, Кратко о важном в систематизации синдромов повреждения холодом). К настоящему времени утерянная книга Пин Яо-цина (平尧卿) времени правления династии Сун (960—1279 гг.).↩
-
Имеется в виду одна из стадий развития заболевания, вызванного восприятием патогенного холода, при которой происходит функциональное ослабление сердца и почек, что приводит к недостатку Ян с избытком Инь или к недостатку Инь с активацией огня.↩
-
«Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом). Автор: Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.).↩
-
«Ши и дэ сяо фан» (世医得效方, Действенные рецепты потомственных врачей, 1345 г.). Автор: Вэй И-линь (危亦林, 1277—1347 гг.).↩
-
«Янь лин чжи бао фан» (延龄至宝方, Драгоценные рецепты продления жизни). Автор: Яо Хэ-чжун (姚和众), живший при правлении династии Тан (618—907 гг.).↩
-
«Цзинь куй юй хань цзин» 金匮玉函经, Канон из нефритового футляра в золотом ларце). Автор: Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.).↩
-
Сварить чумизу (или просо), залить холодной водой, оставить на брожение. Через 5—6 дней (при появлении пены на повеpхности) отцедить. Не допускать перебраживания.↩
-
«Мэй-ши цзи янь фан» (梅师集验方, Сборник действенных рецептов наставника Мэй). Автор: буддийский монах Мэй Шэнь-ши (梅深师), живший во время правления династии Суй (581—618 гг.).↩
-
«Шэн цзи цзун лу» (圣济总录, Обобщенные записи, составленные по Высочайшей милости, 1117 г.). Книга создана коллективом врачей по приказу императора Хуэй-цзуна (宋徽宗, 1082—1135 гг.). Содержит около 10 тыс. рецептов.↩
-
«Хай шан цзи янь фан» (海上集验方, Сборник действенных рецептов [бессмертных святых с волшебных островов] на [Восточном] море). Автор: Цуй Юань-лян (崔元亮, 767—833 гг.).↩
-
«Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Автор: Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.).↩
-
«Вай кэ цзин яо» (外科精要, Отборная суть науки о наружных болезнях, 1263 г.). Автор: Чэнь Цзы-мин (陈自明, 1190—1270 гг.).↩
-
«Жэнь-чжай чжи чжи фан» (仁斋直指方, Прямо указующие рецепты [Ян] Жэнь-чжая). Автор: Ян Ши-ин (杨士瀛), живший во время правления династии Южная Сун (1127—1279 гг.).↩
-
«Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).↩
-
«Гу цзинь лу янь фан» (古今录验方, Действенные рецепты, записанные в древности и ныне) — к настоящему времени утерянная книга Чу Юй-ши (初虞世) времени правления династии Сун (960—1279 гг.).↩
-
«Гуай чжэн цзи фан» (怪症奇方, Рецепты с нечетным количеством ингредиентов для лечения странных недугов, 1544 г.). Автор: Ли Лоу (李楼).↩