belousov.KZ

материалы по китайской медицине

桑白皮 sāng bái pí (сан бай пи)
Белый слой коры корня шелковицы — Cortex Mori Radicis

Белый слой коры корня шелковицы белой — Morus alba L. (семейство Тутовые — Moraceae).

Выкапывают зимой. Моют. Соскабливают наружный слой коры желтого цвета. Делают надрезы, чтобы отделить кору корня от древесины. Отделяют кору белого цвета, которую сушат на солнце. Используют в необработанном виде или после тушения с медом.

Сырье для отвара

Вкус. Сладкий.

Свойства. Холод.

Соотнесенность с каналами. Легких, селезенки.

Функции. Изгнание жара легких для успокоения одышки, мочегонное действие при отеках.

Показания.

Применение и дозы. В отварах по 10—15 г. При устранении отеков используют в необработанном виде, при устранении одышки и кашля — после тушения с медом.

Белый слой коры корня шелковицы с медом: белый слой коры корня шелковицы смешивают с растопленным медом, добавляют немного кипяченой воды, перемешивают, на некоторое время накрывают крышкой, тушат на медленном огне до тех пор пока лекарство не приобретет желтый цвет, а пальцы перестанут приклеиваться к смеси, вынимают, остужают. На 1 кг белого слоя коры корня шелковицы 300 г растопленного меда.

Примечание. Не применять при недостатке Ци легких и отсутствии синдрома жара, а также при кашле из-за холода в легких.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Функции и показания:

«Применяется при повреждении Чжун-цзяо, „пяти типах переутомления“1, „шести типах сильного истощения“2, слабости и похудении, маточных кровотечениях и исчезающем пульсе, восполняет недостаток Ци» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»3).

«Изгоняет Ци воды из легких, останавливает кровохарканье и лихорадку с жаждой, устраняет водянку, вздутие живота и асцит, восстанавливает проходимость в водных путях. Может использоваться для зашивания резаных ран» («[Мин и] бе лу»4).

«Применяется при одышке с ощущением полноты в грудной клетке из-за наполненности Ци легких, „истощение“5 с жаром и головной болью. Восполняет внутренний недостаток» (Чжэнь Цюань6).

«Питье отвара приносит пользу пяти цзан-органам. В составе порошков способствует устранению всех видов патогенного ветра и скопления жидкости в организме» (Мэн Шэнь7).

«Приводит к гармонии Чжун-цзяо (селезенку и желудок), опускает Ци, растворяет флегму, устраняет жажду, улучшает пищеварение и повышает аппетит, уничтожает паразитов в животе и цзан-органах, искореняет болезнь „стремительного беспорядка“8 с рвотой и поносом. Растирать, отжимать сок, использовать при судорогах у детей из-за испуга с закатыванием глаз. Очень эффективно нанесение наружно при молочнице» (Да Мин9).

«Опорожняет избыточную Ци легких, способствует восстановлению проходимости в толстом и тонком кишечнике, осаждает аномальное поднятие Ци, рассеивает застой крови» ([Ли] Ши-чжэнь).

Пояснения:

[Ли] Гао10 говорил: «Сладкий вкус белого слоя коры корня шелковицы способствует восполнению недостатка первичной Ци. Его острый вкус способствует устранению кашля путем опорожнения излишков Ци легких. Иногда считают, что его свойства в опорожнении избыточной Ци легких не очень хороши, поэтому не рекомендуют использовать в больших количествах».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Белый слой коры корня шелковицы обладает сильным мочегонным действием. Его применение является воплощением принципа: „При избытке опорожнять у ее Сына“11. Поэтому его следует использовать при излишке Ци воды в легких, а также при огне в легких...

Врач Цянь И12, живший при династии Сун (960—1279 гг.), при лечении скопления жара в легких с кашлем, одышкой, отеком лица и жаром в теле предложил использовать порошок „Се бай сань“ (泻白散). Рецепт такой: приготовить порошок из 1 лян поджаренного белого слоя коры корня шелковицы, 1 лян запеченной коры корня дерезы (地骨皮) и 0,5 лян поджаренного корня солодки. Брать по 1—2 цянь, добавлять 100 зерен риса, готовить отвар, принимать в теплом виде после еды».

[Су] Сун13 говорил: «Из белого слоя коры корня шелковицы можно делать нити для зашивания ран при вываливании кишок из распоротого живота. При династии Тан (618—907 гг.) Ань Цзинь-цан совершил самоубийство, вспоров себе живот14. Его жизнь удалось спасти, применив это средство».

Прилагаемые рецепты:

Кашель с кровохарканьем, в тяжелых случаях — с отхаркиванием свежей крови: замочить на 3 ночи в воде после промывки риса 1 цзинь коры корня шелковицы, соскоблить желтый слой, мелко нарубить, добавить 4 лян клейкого риса, жарить до подсыхания, растолочь в порошок. Принимать по 1 цянь с рисовым отваром (водой, в которой варился рис) («Цзин янь фан», 经验方).

Диабет с обильным мочеиспусканием: выкопать корень шелковицы с глубины 3 чи, снять белый слой, поджарить до желто-черного цвета, нарубить, приготовить густой отвар. Принимать по усмотрению. Можно добавить немного риса, но ни в коем случае не добавлять соль («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»15).

Послеродовые маточные кровотечения: пить отвар тушеной коры корня шелковицы («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»).

Длительное выделение лохий после родов: взять 5 горстей опилок, полученных при пилении корня шелковицы, [приготовить отвар] с чистейшим вином. Принимать 3 раза в день («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»).

Травмы при падении с лошади: растолочь в порошок 5 цзинь белого слоя коры корня шелковицы, варить в 1 шэн воды до загустения. Накладывать наружно вплоть до исцеления. После лечения не останется застоя крови, не будет никаких рецидивов («Цзин янь хоу фан», 经验后方).

Гноящаяся рана, нанесенная клинком: золу, полученную при сжигании свежего белого слоя коры корня шелковицы, смешивать с конским калом, накладывать на рану, менять несколько раз. Также можно принимать внутрь отвар [из золы] («[Чжэнь-юань] гуан ли фан»16).

Выпадение волос на голове и висках: белый слой коры корня шелковицы нарубить, замочить в воде, 5—6 раз довести до кипения, процедить, постоянно мыть голову отваром. Выпадение волос прекратится («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»17).

Сухие тусклые волосы: приготовить отвар из 1 цзинь белого слоя коры корня шелковицы и 1 цзинь облиственной ветви туи, мыть им голову. Волосы станут блестящими («[Тай-пин] шэн хуэй фан»18).

  1. «Пять типов переутомления» (五劳) — повреждение пяти цзан-органов вследствие переутомления: 1) «переутомление легких» (одышка, кашель, отек лица, заложенность носа); 2) «переутомление селезенки» (вздутие живота, снижение аппетита, рвота, гнилостная и кислая отрыжка, похудение, слабость в конечностях); 3) «переутомление сердца» (слабость, утомляемость, сердцебиение, снижение памяти, сонливость, сухость во рту, изъязвления слизистой оболочки полости рта, запоры); 4) «переутомление почек» (боль в пояснице, сухость во рту, жар в ступнях и ладонях, кровь в моче, приливы жара, ночные поты); 5) «переутомление печени» (сухость и темный цвет кожи лица и глаз, горечь во рту, страхи, снижение остроты зрения, ощущение распирания в подреберье).

  2. «Шесть типов сильного истощения» (六极) — 1) «истощение Ци» (ярко выраженные общие симптомы недостатка Ци); 2) «истощение крови» (бледность, выпадение волос, приступы гнева, сердцебиение, одышка, нарушения речи); 3) «истощение сухожилий» (судороги); 4) «истощение костей» (зубная боль, боль в конечностях); 5) «истощение мышц» (сильное похудение при нормальном аппетите, сухая блеклая кожа, слабость мышц); 6) «истощение квинтэссенции Цзин» (похудение, сердцебиение, одышка, головокружение, снижение памяти, боль в пояснице, страхи).

  3. «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.

  4. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  5. «Истощение» (虚劳) — любая хроническая болезнь различной этиологии со свойствами недостатка. Характеризуется повреждением цзанфу-органов, недостатком Ци и крови, недостатком Инь и Ян. Иногда подразумевается туберкулез легких.

  6. Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).

  7. Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.) — ученик Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), автор «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания).

  8. «Стремительный беспорядок» (霍乱) — заболевание китайской медицины, основными симптомами которого являются острая рвота с поносом, иногда судороги отдельных групп мышц. Возникает при избыточном употреблении сырой, холодной или грязной пищи, а также летом и осенью при восприятии внешней патогенной Ци. Обычно соотносится с холерой и острым гастроэнтеритом западной медицины.

  9. Да Мин (大明). Имеется в виду Жи Хуа-цзы (日华子) — автор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).

  10. Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — автор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рассуждения о селезенке и желудке) и некоторых других книг.

  11. Согласно теории Пяти элементов, Металл (легкие) является матерью Воды (почек). Опорожнение органа-Воды (сына) способствует устранению избытка в органе-Металле (матери).

  12. Цянь И (钱乙, 1032—1113 гг.) — автор «Сяо эр яо чжэн чжи цзюэ» (小儿药证直诀, Истинные секреты диагностики и лечения детских болезней).

  13. Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.) — знаменитый ученый и государственный деятель, автор «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Принимал участие в составлении «Цзя-ю бэнь цао» (嘉祐本草, Книга о корнях и травах, составленная в царствование под девизом Цзя-ю, 1060 г.).

  14. Инцидент произошел при правлении императрицы У Цзэ-тянь (武则天, 624 —705 гг.). Императрица заподозрила своего сына Ли Даня (李旦, 662—712 гг.) в государственной измене и приказала привлечь его к ответственности. Пытаясь доказать невиновность Ли Даня, чиновник обрядов по имени Ань Цзинь-цан (安金藏, ?—711 г.) совершил публичное самоубийство, вспоров себе живот. Мать была растрогана поступком чиновника и поверила в преданность сына, который впоследствии тоже стал императором. Врачи с трудом спасли жизнь Ань Цзинь-цана. Позже ему был пожалован высокий чин, а после смерти — особый титул «преданного» (忠).

  15. «Чжоу хоу бэй цзи фан» (肘后备急方, Рецепты под рукой на случай необходимости, 341 г.). Автор: Гэ Хун (葛洪, 283—343 гг.).

  16. «Чжэнь-юань гуан ли фан» (贞元广利方, Рецепты для общего блага от царствующего под девизом Чжэнь-юань). Книга составлена лично императором Дэ-цзуном (唐德宗, 742—805 гг.).

  17. «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  18. «Тай-пин шэн хуэй фан» (太平圣惠方, Собрание чудодейственных рецептов, составление которого начато в царствование под девизом Тай-пин [Син-го], 978—992 гг.). Книга создана коллективом врачей под руководством Ван Хуай-иня (王怀隐, 925—997 гг.).