车前子 chē qián zǐ (чэ цянь цзы)
Семя подорожника — Semen Plantaginis
Созревшее семя:
- подорожника азиатского — Plantago asiatica L. (семейство Подорожниковые — Plantaginaceae);
- подорожника прижатого — Plantago depressa Willd.;
- подорожника большого — Plantago major L.
Собирают созревшие семена летом и осенью. Используют в необработанном виде или после тушения с соленой водой.
Вкус. Сладкий.
Свойства. Холод.
Соотнесенность с каналами. Почек, мочевого пузыря, легких, печени.
Функции. Содействие мочеиспусканию для восстановления проходимости при странгурии, сцеживание сырости и прекращение поноса, охлаждение печени для восстановления или улучшения состояния глаз, восполнение Инь печени и почек, охлаждение легких и растворение флегмы.
Показания.
- Водянка, странгурия.
- Понос со свойствами летнего зноя-сырости.
- Покраснение и боль глаз, затуманивание зрения, бельмо.
- Кашель со свойствами флегмы-жара.
- Сырость-жар: странгурия с частым тугим капающим мочеиспусканием с отхождением мутной мочи, жгучей болью в уретре.
- Сырость-жар или летний зной-сырость: понос с несвободным отхождением желтого вязкого кала с резким гнилостным запахом, ощущение жжения в области заднего прохода.
- Возгорание огня печени: боль в глазах, отек и гиперемия век и слизистой оболочки глаза, светобоязнь, слезотечение.
- Недостаток Инь печени и почек: затуманивание зрения, снижение остроты зрения, утомляемость глаз, черные пятна перед глазами, бельмо.
- Скопление флегмы-жара в легких: кашель, одышка, хриплое дыхание, боль в грудной клетке при кашле.
Применение и дозы. В отварах по 10—15 г. Варить в полотняных мешочках.
При лечении всех указанных болезней, а также при артериальной гипертонии из семени подорожника можно готовить отвар: 30 г семени подорожника поместить в полотняный мешочек, залить 500 мл воды, уварить до 300 мл, разделить на два приема, пить в теплом виде.
Примечание. Не применять при беременности.
Цитаты
«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):
Функции и показания:
«Применяется при странгурии из-за нарушений Ци, способствует устранению боли, восстановлению проходимости в водных путях и нормализации мочеиспускания, устранению воспаления суставов со свойствами сырости. Длительный прием придает легкость телу, позволяет противостоять старению» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»1).
«Применяется при повреждении Чжун-цзяо (селезенки и желудка) у мужчин и скудных маточных выделениях у женщин со снижением аппетита. Способствует питанию легких, укреплению Инь и квинтэссенции Цзин, повышению способности к зачатию, просветлению глаз при их покраснении и боли» («[Мин и] бе лу»2).
«Способствует изгнанию ветра-токсина, устранению ветра и жара печени, применяется при проникновении токсина и ветра в глаза с покраснением и болью в глазах, образованием „ширмы на глазах“, сильной головной болью и слезотечением. Подавляет токсин киновари и минералов. Устраняет беспокойство с ощущением жара в грудной клетке» (Чжэнь Цюань3).
«Питает печень» (Сяо Бин4).
«Применяется при трудных родах» (Лу Цзи5).
«Выводит жар из тонкого кишечника, устраняет острый понос со свойствами летнего зноя-сырости» ([Ли] Ши-чжэнь).
Пояснения:
[Тао] Хун-цзин6 говорил: «Семя подорожника обладает свойствами холода способствует восстановлению мочеиспускания и дефекации. В даосских канонах оно описано как лекарство обретения бессмертия, говорится, что его прием придаст необычайную легкость телу, поможет противостоять старению, продлит годы жизни».
[Су] Сун7 говорил: «Прием медовых „Пилюль, удерживающих свет солнца“8, в состав которых входят два компонента — семя подорожника и семя повилики (菟丝子) — в древности и в нынешние времена рассматривается как чудодейственное средство».
[Ван] Хао-гу9 говорил: «Семя подорожника способствует восстановлению свободного мочеиспускания, но в то же время не вызывает истощение Ци. Его действие сходно с действием пории кокосовидной».
Прилагаемые рецепты:
Странгурия с кровью и болью: семя подорожника высушить на солнце, растолочь в порошок, принимать по 2 цянь с отваром листа подорожника («Пу цзи фан»10).
Странгурия с болью, вызванная «камнями»: 2 шэн семени подорожника поместить в мешочек из тонкого шелка, варить в 8 шэн воды, уварить до объема 3 шэн, очень скоро «камни» выйдут («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»11).
Странгурия у пожилых людей с жаром в теле: 5 гэ семени подорожника поместить в мешочек из тонкого шелка, варить в воде, в полученный отвар добавить 4 гэ чумизы, есть приготовленную жидкую кашу. Также способствует просветлению глаз («Шоу цинь ян лао шу»12).
Странгурия со свойствами жара у беременных: варить 5 лян семени подорожника и 1 шэн нарезанного ломтиками корня мальвы мутовчатой (葵根) в 5 шэн воды, уварив до объема 1,5 шэн, принять внутрь, разделив на 3 приема. Принимать до восстановления проходимости («Мэй-ши [цзи янь] фан»13).
«Смачивание плода» для обеспечения легких родов: семя подорожника растолочь в порошок, принимать по 1 фанцуньби с вином. Если женщина не пьет вино, смешивать с водой («Фу жэнь [да цюань] лян фан»14).
Поперечное положение плода: семя подорожника растолочь в порошок, принимать по 2 цянь с вином («Цзы му ми лу»15).
Восполнение недостатка, просветление глаз. «Пилюли, удерживающие свет солнца» (驻景丸). Применяются при одновременном недостатке в печени и почках с затуманиванием зрения и черными пятнами перед глазами, а также при «ширме на глазах», слезотечении на ветру. Длительный прием способствует восполнению недостатка в печени и почках, повышению остроты зрения: взять 3 лян семени подорожника, 3 лян обработанного корня ремании (熟地黄) после варки на пару с вином и высушивания на огне, 5 лян семени повилики (菟丝子) после замачивания в вине [и сушки на солнце], растолочь в порошок, смешать с расплавленным медом, изготовить пилюли размером с семя фирмианы (5—10 мм в диаметре), принимать по 30 пилюль с теплым вином 2 раза в день («[Тай пин хуэй мин] хэ цзи цзюй фан»16).
-
«Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.↩
-
«Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).↩
-
Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).↩
-
Сяо Бин (萧炳) — автор «Сы шэн бэнь цао» (四声本草, Книга о корнях и травах по четырем тонам, X в.).↩
-
Лу Цзи (陆机, 261—303 гг.) — государственный деятель, известный поэт, теоретик литературы, автор комментариев к древнему сборнику «Ши цзин» (诗经, Канон стихов).↩
-
Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.) — знаменитый ученый, автор «Бэнь цао цзин цзи чжу» (本草经集注, Сводный комментарий к Канону [Священного земледельца] о корнях и травах), «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей), «Тай-цин цао му фан» (太清草木方, Рецепты Высшей чистоты лечения травами и деревьями) и нескольких других книг.↩
-
Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.) — знаменитый ученый и государственный деятель, автор «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Принимал участие в составлении «Цзя-ю бэнь цао» (嘉祐本草, Книга о корнях и травах, составленная в царствование под девизом Цзя-ю, 1060 г.).↩
-
«Пилюли, удерживающие свет солнца» (驻景丸) — широко распространенное в Китае средство, которое способствует «просветлению глаз» и применяется при лечении различных заболеваний глаз — затуманивания зрения, понижения остроты зрения, слезотечения на ветру, бельма роговицы, катаракты. В настоящее время выпускается различными фармацевтическими компаниями в виде готовых лекарственных форм. Название восходит к древней легенде, согласно которой Лу Ян (鲁阳) своим копьем погнал заходящее солнце обратно на небосвод, чтобы иметь возможность закончить битву при свете дня.↩
-
Ван Хао-гу (王好古) — автор «Тан е бэнь цао» (汤液本草, Книга о корнях и травах для отваров, 1298 г.).↩
-
«Пу цзи фан» (普济方, Рецепты всеобщего спасения, 1409 г.). Книга составлена под руководством Чжу Су (朱橚, 1361—1425 гг.) — пятого сына императора Чжу Юань-чжана (朱元璋, 1328—1398 гг.), основателя династии Мин (1368—1644 гг.).↩
-
«Чжоу хоу бэй цзи фан» (肘后备急方, Рецепты под рукой на случай необходимости, 341 г.). Автор: Гэ Хун (葛洪, 283—343 гг.).↩
-
«Шоу цинь ян лао шу» (寿亲养老书, Книга о продлении жизни близких и заботе о пожилых, 1085 г.). Автор: Чэнь Чжи (陈直).↩
-
«Мэй-ши цзи янь фан» (梅师集验方, Сборник действенных рецептов наставника Мэй). Автор: буддийский монах Мэй Шэнь-ши (梅深师), живший во время правления династии Суй (581—618 гг.).↩
-
«Фу жэнь да цюань лян фан» (妇人大全良方, Полное собрание замечательных рецептов для женщин, 1237 г.). Автор: Чэнь Цзы-мин (陈自明, 1190—1270 гг.).↩
-
«Цзы му ми лу» (子母秘录, Секретные записи о ребенке и матери). К настоящему времени утерянная книга Чжан Цзе (张杰) времени правления династии Сун (960—1279 гг.).↩
-
«Тай пин хуэй мин хэ цзи цзюй фан» (太平惠民和剂局方, Рецепты Управления доброты к народу в Великом спокойствии и Управления готовых препаратов, 1107—1110 гг.). Книга составлена коллективом медицинских чиновников под руководством Чэнь Ши-вэня (陈师文), Чэнь Чэна (陈承) и Пэй Цзун-юаня (裴宗元).↩