belousov.KZ

материалы по китайской медицине

木瓜 mù guā (му гуа)
Плод хеномелес — Fructus Chaenomelis

Созревший плод хеномелес прекрасной — Chaenomeles speciosa (Sweet) Nakai (семейство Розоцветные — Rosaceae).

В сентябре-октябре собирают созревшие плоды. Опускают в кипящую воду на 5—10 минут, вынимают. Сушат на солнце до тех пор, когда поверхность плода покроется морщинами. Разрезают вдоль на 2 или 4 части. Снова сушат на солнце, пока плоды не станут красными.

Хеномелес
Лекарственное сырье
Измельченное сырье для отвара

Вкус. Кислый.

Свойства. Тепло.

Соотнесенность с каналами. Печени, селезенки.

Функции. Изгнание ветра-холода-сырости, нормализация функций сухожилий, восстановление проходимости в каналах и коллатералях, устранение летнего зноя-сырости, приведение желудка к гармонии, содействие пищеварению.

Показания.

Применение и дозы. В отварах по 10—15 г.

Примечание. Не применять при мочеиспускании небольшими порциями красной мочи, а также при повышенной кислотности в желудке.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Обработка:

[Лэй] Сяо1 говорил: «При обработке плодов хеномелес нельзя пользоваться железной утварью. Следует срезать с плодов жесткую кожуру медным ножом, удалить семена, нарезать плоды на кусочки и высушить их на солнце. Затем смешать их с молоком желтой коровы и варить на пару от части суток Сы (09:00—11:00) до части суток Вэй (13:00—15:00) — до пастообразного состояния, после чего вновь высушить на солнце».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «В нынешние времена для использования в качестве лекарства плоды просто нарезают на ломтики и сушат на солнце.

Согласно „Да Мин хуэй дянь“2, в составе ежегодного налога от округа Сюаньчжоу (宣州) были предусмотрены изъеденные червями черные плоды хеномелес. Их отправляли в Императорское фармацевтическое управление (御药局). Считалось, что длительное хранение избавляло их от Ци Дерева».

Функции и показания:

«Устраняет патогенную Ци при боли в суставах со свойствами сырости, болезнь „стремительного беспорядка“3 с сильной рвотой и поносом, беспрестанными судорогами» («[Мин и] бе лу»4).

«Применяется при „бери-бери с поражением сердца“5. Прекрасным средством в этом случае будет прием отвара молодого плода с удаленными косточками. Укрепляет сухожилия и кости, осаждает Ци холода, прекращает рвоту, удаляет скопление мокроты и слюны в области диафрагмы, улучшает пищеварение, устраняет непрестанную жажду после поноса с водянистым стулом. Принимать его, приготовив отвар» ([Чэнь] Цан-ци6).

«Применяется при рвоте и поносе, болезни „бегущий поросенок“7, а также водянке, дизентерии с сочетанием симптомов холода и жара, боли в эпигастральной области и животе» (Да Мин8).

«Приводит в порядок питательную и защитную Ци, содействует Ци (зерновой) пищи» (Лэй Сяо).

«Изгоняет сырость, приводит к гармонии желудок, восполняет Ци селезенки для укрепления легких9. Применяется при вздутии живота с частой отрыжкой, ощущении полноты и застоя в эпигастральной области» ([Ван] Хао-гу10).

Пояснения:

[Ли] Гао11 говорил: «Хеномелес проникает в кровь ручного и ножного каналов тай-ин [легких и селезенки]. При отхождении Ци может закрепить ее, при застое Ци — восстановить ее свободное течение».

[Тао] Хун-цзин12 говорил: «Хеномелес особо эффективна в лечении судорог конечностей. При появлении судорог можно просто выкрикивать ее название или написать иероглифы „му-гуа“ (木瓜) на бумаге. Болезнь пройдет. Объяснения этому явлению нет. В народе также говорят, что ходьба с посохом из древесины хеномелес укрепляет сухожилия».

[Коу] Цзун-ши13 говорил: «Хеномелес соотносится с элементом Дерево. Поскольку кислый вкус может проникать в печень, поэтому она полезна для сухожилий и крови. Не следует пренебрегать хеномелес при слабости в пояснице, стопах и коленях. Если покрыть плод хеномелес свинцовыми белилами, его кислый вкус исчезнет, а плод потеряет [присущую дереву] жесткость, так как Металл подавляет его свойства Дерева».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Такие болезни как „стремительный беспорядок“, рвота с поносом, судороги, слабость в ногах (бери-бери), для лечения которых применяется плод хеномелес, относятся к болезням селезенки и не являются болезнями печени. Хотя печень и управляет сухожилиями, но судороги (转筋, досл.: «скручивание сухожилий») связаны с повреждением селезенки и желудка патогенными сыростью-жаром и холодом-сыростью.

Судороги обычно начинаются с икроножных мышц. Икроножные мышцы и паховая область относятся к [системе ножного] ян-мин [канала желудка, имеющего наружно-внутреннюю взаимосвязь с каналом селезенки]. Хеномелес используется при лечении судорог, но не приносит пользы сухожилиям. Нормализация функций селезенки способствует подавлению активности печени. При болезнях Земли (селезенки и желудка) ослабевает Металл (легкие) и усиливается Дерево (печень). Плод хеномелес, обладающий кислым вкусом и свойствами тепла, закрепляет своей вязкостью Ци легких и селезенки, которая при ослаблении обычно растрачивается и рассеивается. Поскольку [кислое] идет в сухожилия, это успокаивает пагубную Ци печени. Лечение в этом случае основано на принципе: „Из Земли опорожнять Дерево для помощи Металлу“. Когда энергия Дерева успокоится, Земля войдет в силу, а Металл получит помощь и прикрытие.

В „Су вэнь“14 сказано: „Кислое идет в сухожилия. При болезнях сухожилий не следует есть много кислого“.

Мэн Шэнь15 говорил, что избыточное употребление плодов хеномелес повреждает зубы и кости. Это явное доказательство подавления активности печени. Плод хеномелес проникает в ручной и ножной тай-инь каналы [селезенки и легких], является лекарством селезенки и легких, но никак не лекарством печени.

Кроме того, в „Чжэнь цзин“16 сказано: „[Желтый император спросил: Хотел бы знать причину того, что] избыточное употребление кислого приводит к задержке мочи. [Шао Юй ответил:] Когда кислое проникает в желудок, своей вязкостью оно сковывает Ци, ограничив ее передвижение рамками Шан-цзяо (верхней частью Сань-цзяо) и Чжун-цзяо (средней частью Сань-цзяо). [Замедляется процесс усвоения и трансформации]. Не имея возможности выйти наружу, кислое задерживается в желудке. [Когда в желудке гармония и тепло, оно в неизменном виде] вливается в мочевой пузырь. Мочевой пузырь тонкий и нежный. Под воздействием кислого он сжимается и деформируется, происходят сужение и закупорка мочеиспускательного канала, нарушается свободная проходимость в водных путях, возникает задержка мочи“.

В „[Вэй шэн] бао цзянь“17 Ло Тянь-и сказано, что попечитель императора Лю Чжун-хай (刘仲海) ежедневно съедал по 3—5 консервированных в меде плодов хеномелес. Через некоторое время у него и нескольких его друзей появилась странгурия. Когда они обратились за помощью к [Ло] Тянь-и, тот сказал: „Болезнь вызвана употреблением плодов хеномелес. Как только прекратите их есть, все пройдет. [В ‘Хуан-ди нэй цзин’18 сказано:] ‘Источник рождения Инь — в пяти вкусах. Пять органов Инь (пять цзан-органов) повреждаются пятью вкусами’. Избыточное употребление продуктов с любым из ‘пяти вкусов’ может нанести вред. Вовсе не обязательно, что это продукт с кислым вкусом“.

В „Би я“ Лу Дяня19 сказано: „Люди говорят, что плод груши обладает сотней вредных и лишь одним полезным свойствами, а плод хеномелес — сотней полезных и одним вредным свойствами. Не потому ли в ‘Ши цзин’20 сказано: ‘Мне ты в подарок принес плод айвы ароматный’, ибо чрезвычайно полезен“».

Прилагаемые рецепты:

Ригидность мышц шеи с затруднением поворота головы в стороны, вызванная проникновением патогенного ветра в печень и почки: у двух плодов хеномелес из округа Сюаньчжоу срезать верхушку и удалить сердцевину, поместить внутрь 2 лян смолы коммифоры мирра (没药) и 2,5 цянь смолы босвеллии (乳香), крепко завязать, 3—4 раза варить, положив сверху на готовящийся на пару рис, растереть до пастообразного состояния. Смешивать по 3 цянь с половиной плошки сока свежего корня ремании (生地黄) и двумя плошками изготовленного без добавления извести вина, нагревать, принимать в теплом виде. Сюй Шу-вэй21 говорил: «Один человек страдал от этой болезни. Приступы появлялись после полудня и ослабевали с наступлением сумерек. Я сказал, что все начинается со стоп. Мышцы22 [ножного] шао-инь [канала почек] от стопы доходят до задней области шеи. Сухожилия соотносятся с печенью. Время от полудня до сумерек — это „Инь внутри Ян“, соотносится с легкими. Промежуток от времени триграммы Ли (11:00—13:00) до времени триграммы Дуй (17:00—19:00) — это период постепенного расцвета Инь и ослабления Ян. Поэтому в „Лин бао би фа“23 сказано, что в промежуток от времени триграммы Ли (11:00—13:00) до времени триграммы Цянь (19:00—22:00) Ци почек иссякает, а Ци печени ослабевает. Печень и почки подвергаются воздействию патогенной Ци, тогда и происходит приступ. Я назначил это средство, а также пилюли из корня дудника даурского (都梁丸). После приема лекарств наступило выздоровление» («[Пу цзи] бэнь ши фан»24)

Слабость в ногах (в том числе при бери-бери) с отеками, судорогами и болью: нарезать ломтиками плоды хеномелес, наполнить ими мешок, топтаться по нему ногами. Некто Гу Ань-чжун (顾安中) из Гуандэ (广德) страдал слабостью в ногах с отеками и судорогами. Однажды, путешествуя по реке на лодке, он поставил ноги на какой-то мешок. Постепенно боль в ногах утихла. Тогда он спросил у лодочника, чем же наполнен мешок. Лодочник ответил, что в мешке плоды хеномелес из Сюаньчжоу (宣州). Вернувшись домой, больной взял мешок и наполнил его нарезанными плодами хеномелес, регулярно топтался по нему ногами и вскоре полностью избавился от своей болезни («Мин и лу»25).

Судороги и боль в ногах: несколько плодов хеномелес разварить в равных объемах воды и вина, растолочь до пастообразного состояния, в горячем виде наложить на место боли, обернуть шелковой тканью. При остывании заменить. Процедуру повторять 3—5 раз в день («Ши ляо бэнь цао»26).

Коликообразная боль ниже пупка: 3 ломтика плода хеномелес, 7 листьев шелковицы, 3 плода унаби, 3 шэн воды уварить до 0,5 шэн. Принять одной дозой. Вскоре болезнь пройдет («Ши ляо [бэнь цао]»).

Острый понос с водянистым стулом у детей: плоды хеномелес растолочь, отжать сок, принять внутрь («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»27).

Болезнь «стремительного беспорядка» с судорогами: сварить 1 лян плода хеномелес в 1 шэн вина, принять. Если больной не пьет вино, можно варить в воде. Также смочить черную ткань в отваре плода хеномелес, приготовленном на воде, и обернуть ею стопы («[Тай-пин] шэн хуэй [фан]»28).

Болезнь «стремительного беспорядка» с болью в животе: принимать отвар, приготовленный из 1 цянь плода хеномелес, 3 листьев шелковицы и мякоти 1 плода унаби («[Тай-пин] шэн хуэй фан»).

Холод типа недостатка в почках с поднятием Ци (газов) к животу и реберной области, вздутием и болью в животе: у 30 крупных плодов хеномелес удалить кожуру и семена, вырезать сердцевину, наполнить смесью из 1 цзинь порошка цветка хризантемы (甘菊) и 1 цзинь каменной соли (青盐) сварить на пару до готовности, растолочь до пастообразного состояния, добавить 2 цзинь порошка листа полыни, хорошо перемешать, изготовить пилюли размером с семя фирмианы (5—10 мм в диаметре). Принимать 2 раза в день по 30 пилюль с рисовым отваром (водой, в которой варился рис) («Шэн цзи цзун лу»29).

Сухость и блеклость волос: измельченные плоды хеномелес настоять на масле, наносить масло на гребень, расчесывать им волосы («[Тай-пин] шэн хуэй фан»).

Избавление от клопов: нарезать ломтиками плоды хеномелес и разложить под спальной циновкой («Цюй-сянь шэнь инь [шу]»30).

  1. Лэй Сяо (雷斅) — автор «Лэй-гун пао чжи лунь» (雷公炮炙论, Рассуждения Лэй-гуна об обработке лекарственного сырья, V в.).

  2. «Да Мин хуэй дянь» (大明会典, Свод законов Великой династии Мин) — сборник государственных актов династии Мин (1368—1644 гг.), составление которого начато министром Сюй Пу (徐溥, 1429—1499 гг.), продолжено Ли Дун-яном (李东阳, 1447—1516 гг.) и др. Первоначальный вариант книги опубликован в 1509 г.

  3. «Стремительный беспорядок» (霍乱) — заболевание, основными симптомами которого являются острая рвота с поносом, иногда судороги отдельных групп мышц. Возникает при избыточном употреблении сырой, холодной или грязной пищи, а также летом и осенью при восприятии внешней патогенной Ци. Выделяют «влажную» (湿霍乱) и «сухую» (干霍乱) формы болезни. Первая характеризуется обильным водянистым стулом и рвотой, вторая — вздутием и коликообразной болью в животе, дисфорией, ложными позывами к дефекации и рвоте. Обычно соотносится с холерой и острым гастроэнтеритом западной медицины.

  4. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  5. Имеется в виду сердечная форма болезни бери-бери, которая обычно сопровождается сердцебиением, одышкой, цианозом губ, тошнотой и рвотой. Наблюдается при авитаминозе B1, особенно в Китае и в Юго-Восточной Азии, где основным продуктом служит полированный рис, содержащий мало витамина В1. Может возникнуть у больных алкоголизмом, находящихся на неадекватной диете, а также у приверженцев особых принципов питания. По представлениям китайской медицины, эта форма болезни возникает при аномальном поднятии патогенной Ци от ног к сердцу (脚气冲心). Имеет две разновидности: со свойствами сырости (湿脚气攻心) и «сухая» (干脚气攻心). В первом случае происходит поднятие сырости-токсина с повреждением Ян. При лечении требуется незамедлительно содействовать прогреванию Ян, рассеиванию холода, изгнанию сырости и токсина. Во втором случае поднятие Ци-токсина возникает на фоне скопления сырости-огня. Лечение должно быть направлено на изгнание сырости, остужение крови и охлаждение огня.

  6. Чэнь Цан-ци (陈藏器, 681—757 гг.) — автор «Бэнь цао ши и» (本草拾遗, Восполнение упущенного в книгах о корнях и травах, 741 г.).

  7. «Бегущий поросенок» (奔豚) — заболевание, которое характеризуется ощущением стремительного поднятия Ци (газов) от нижней части живота к грудной клетке, иногда к горлу, что напоминает бег поросенка. Наблюдается при аномальном поднятии Ци печени и почек, а также при аномальном поднятии Ци холода-жидкости Ся-цзяо.

  8. Да Мин (大明). Имеется в виду Жи Хуа-цзы (日华子) — автор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).

  9. Восполнение Ци селезенки для укрепления легких (补脾益肺) — один из принципов лечения в китайской медицине. Применяется при недостатке Ци легких и селезенки (肺脾两虚), который сопровождается хроническим кашлем с отхаркиванием жидкой прозрачной мокроты, одышкой, а также снижением аппетита, вздутием живота, жидким стулом, светлым языком с белым налетом. В тяжелых случаях наблюдаются отеки стоп и лица.

  10. Ван Хао-гу (王好古) — автор «Тан е бэнь цао» (汤液本草, Книга о корнях и травах для отваров, 1298 г.).

  11. Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — автор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рассуждения о селезенке и желудке) и некоторых других книг.

  12. Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.) — знаменитый ученый, автор «Бэнь цао цзин цзи чжу» (本草经集注, Сводный комментарий к Канону [Священного земледельца] о корнях и травах), «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей), «Тай-цин цао му фан» (太清草木方, Рецепты Высшей чистоты лечения травами и деревьями) и нескольких других книг.

  13. Коу Цзун-ши (寇宗奭) — автор «Бэнь цао янь и» (本草衍义, Расширение сути знаний о корнях и травах, 1116 г.).

  14. «Су вэнь» (素问, Основные вопросы) — составная часть классического произведения китайской медицины «Хуан-ди нэй цзин» (黄帝内经, Канон Желтого императора о внутреннем).

  15. Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.) — ученик Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), автор «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания).

  16. «Чжэнь цзин» (针经, Канон иглоукалвания). Имеется в виду «Лин шу цзин» (灵枢经, Канон таинственной сути) — составная часть классического произведения китайской медицины «Хуан-ди нэй цзин» (黄帝内经, Канон Желтого императора о внутреннем). Сокращенное название — «Лин шу» (灵枢, Таинственная суть).

  17. «Вэй шэн бао цзянь» (卫生宝鉴, Драгоценное зеркало сохранения здоровья, 1283 г.). Автор: Ло Тянь-и (罗天益, 1220—1290 гг.).

  18. «Хуан-ди нэй цзин» (黄帝内经, Канон Желтого императора о внутреннем) — классическое произведение китайской медицины, состоящее из двух частей — «Су вэнь» (素问, Основные вопросы) и «Лин шу цзин» (灵枢经, Канон таинственной сути). Первоначальный вариант книги появился во времена Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.).

  19. «Би я» (埤雅, Дополнения к словарю Приближение к правильному языку). Автор: Лу Дянь (陆佃, 1042—1102 гг.).

  20. «Ши цзин» (诗经, Канон стихов) — один из древнейших памятников китайской культуры, который содержит народные песни и стихотворения, созданные в XI—VI вв. до н. э.

  21. Сюй Шу-вэй (许叔微, 1079—1154 гг.) — академик Ханьлиньской академии, автор «Пу цзи бэнь ши фан» (普济本事方, Рецепты всеобщего спасения, основанные на случаях из собственного опыта, 1132 г.).

  22. Имеются в виду «мышцы двенадцати каналов» (十二经筋) — мышечно-сухожильные ткани, которые проходят по поверхности тела вдоль хода двенадцати главных каналов, увлажняются и питаются их Ци и кровью. Являются связующей частью системы каналов и коллатералей с поверхностью тела.

  23. «Лин бао би фа» (灵宝毕法, Полные приемы обретения духовной драгоценности) — трактат по внутренней алхимии, написание которого относят ко времени правления династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

  24. «Пу цзи бэнь ши фан» (普济本事方, Рецепты всеобщего спасения, основанные на случаях из собственного опыта, 1132 г.). Автор: Сюй Шу-вэй (许叔微, 1079—1154 гг.).

  25. «Мин и лу» (名医录, Записи знаменитых врачей). Автор: Гань Бо-цзун (甘伯宗), живший при правлении династии Тан (618—907 гг.).

  26. «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания). Автор: Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.).

  27. «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  28. «Тай-пин шэн хуэй фан» (太平圣惠方, Собрание чудодейственных рецептов, составление которого начато в царствование под девизом Тай-пин [Син-го], 978—992 гг.). Книга создана коллективом врачей под руководством Ван Хуай-иня (王怀隐, 925—997 гг.).

  29. «Шэн цзи цзун лу» (圣济总录, Обобщенные записи, составленные по Высочайшей милости, 1117 г.). Книга создана коллективом врачей по приказу императора Хуэй-цзуна (宋徽宗, 1082—1135 гг.). Содержит около 10 тыс. рецептов.

  30. «Цюй-сянь шэнь инь шу» (臞仙神隐书, Книга чудесных тайн Тощего отшельника, 1408 г.). Автор: Чжу Цюань (朱权, 1378—1448 гг.).