belousov.KZ

материалы по китайской медицине

紫草 zǐ cǎo (цзы цао)
Корень воробейника или арнебии — Radix Lithospermi seu Arnebiae

Корень:

Выкапывают весной и осенью. Сушат на солнце.

Воробейник
Лекарственное сырье

Вкус. Горький.

Свойства. Холод.

Соотнесенность с каналами. Перикарда, печени.

Функции. Остужение крови, оживление циркуляции крови, устранение жара-токсина, содействие высыпанию сыпи при кори, устранение зуда.

Показания.

Применение и дозы. В отварах по 3—10 г. Соответствующие дозы при наружном применении.

Примечание. Не применять при недостатке Ци селезенки с жидким стулом.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Функции и показания:

«Применяется при скоплении патогенной Ци в эпигастральной области и животе, при пяти видах желтухи, способствует восполнению Ци Чжун-цзяо (средней части Сань-цзяо) и укреплению Ци, восстановлению проходимости в „девяти отверстиях“1 и в водных путях» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»2).

«Применяется при вздутии живота с болью. Готовить мазь, накладывать наружно при нарывах на теле у детей, а также при угрях на лице» («[Мин и] бе лу»3).

«Применяется при страшных нарывах на теле, экземе и лишаях» (Чжэнь Цюань4).

«Применяется при пятнах и узелках на коже, токсине оспы, способствует улучшению циркуляции крови и охлаждению жара в крови, восстановлению проходимости в толстом кишечнике» ([Ли] Ши-чжэнь).

Пояснения:

[Су] Сун5 говорил: «В рецептах из древних книг корень воробейника встречается редко. В нынешние времена врачи часто используют его для ускорения процесса созревания гнойников и сыпи при повреждении патогенным холодом и эпидемиях. Вэй Чжоу в книге „Ду син фан“6 при лечении оспы предлагал пить отвар корня воробейника. Позже врачи стали широко применять это средство, добиваясь быстрых результатов лечения».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Корень воробейника обладает сладким и соленым вкусом, свойствами холода, проникает в перикард и кровь печени. Особо эффективен в охлаждении крови и улучшении циркуляции крови, восстановлении проходимости в толстом и тонком кишечнике. Применять его следует в том случае, когда оспенная сыпь вот-тот появится, у больного наблюдаются симптомы жара в крови со скоплением токсина, а также запор. Когда высыпания уже появились, причем они имеют фиолетово-черный цвет, а у больного сохраняется запор, применение корня воробейника также возможно. Если же сыпь имеет ярко-красный цвет, или если она белая в виде впадин, к тому же у больного свободный стул, применять корень воробейника нельзя.

Ян Ши-ин в своей книге „[Жэнь-чжай] чжи чжи фан“7 писал, что целью применения корня воробейника при лечении оспы является восстановление свободного стула, что также поможет понизить обильность сыпи, а лучших результатов можно добиться, сочетая корень воробейника с корнем костуса (木香, Aplotaxis lappa Decne.) и корневищем атрактилодеса крупноголового (白术).

В книге Цзэн Ши-жуна „Хо ю синь шу“8 также сказано, что корень воробейника обладает свойствами холода, поэтому применять его можно только в том случае, если у ребенка Ци селезенки в достатке. Если же наблюдается недостаток Ци селезенки, его применение противопоказано, так как это вызовет понос».

  1. «Девять отверстий» (九窍) — глаза, уши, ноздри, рот, уретра, задний проход.

  2. «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.

  3. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  4. Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).

  5. Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.) — знаменитый ученый и государственный деятель, автор «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Принимал участие в составлении «Цзя-ю бэнь цао» (嘉祐本草, Книга о корнях и травах, составленная в царствование под девизом Цзя-ю, 1060 г.).

  6. «Ду син фан» (独行方, Рецепты с одним лекарством). Автор: Вэй Чжоу (韦宙), живший при правлении династии Тан (618—907 гг.).

  7. «Жэнь-чжай чжи чжи фан» (仁斋直指方, Прямо указующие рецепты [Ян] Жэнь-чжая). Автор: Ян Ши-ин (杨士瀛), живший во время правления династии Южная Сун (1127—1279 гг.).

  8. «Хо ю синь шу» (活幼心书, Оживляющая детей книга, написанная от всего сердца, 1294 г.). Автор: Цзэн Ши-жун (曾世荣, 1252—1332 гг.).