赤芍 chì sháo (чи шао)
Корень пиона красного — Radix Paeoniae Rubra
Корень:
- пиона молочноцветкового — Paeonia lactiflora Pall. (семейство Пионовые — Paeoniaceae);
- пиона обратнояйцевидного — Paeonia obovata Maxim.;
- пиона Вейча — Paeonia veitchii Lynch.
Выкапывают весной и осенью. Сушат на солнце. Используют в необработанном виде или после поджаривания.
В зависимости от окраски корней и цветков в китайской медицине выделяется две разновидности пиона молочноцветкового — пион красный и пион белый. Основной функцией корня пиона красного является охлаждение жара в крови, а корня пиона белого — восполнение крови.
Вкус. Кислый, горький.
Свойства. Прохлада.
Соотнесенность с каналами. Печени, селезенки.
Функции. Охлаждение жара и остужение крови, устранение застоя крови для снятия боли.
Показания.
- Жар в крови: кровохарканье, носовое кровотечение, кровь в моче или кале, темные пятна и узелки на коже, аменорея, болезненные менструации со скудными выделениями темного цвета со сгустками.
- Поражение питательной Ци и крови при острых лихорадочных состояниях со свойствами тепла: высокая лихорадка, пятна на теле, носовое кровотечение, кровавая рвота.
- Застой крови: колющая боль с четкой локализацией, усиливающаяся при надавливании, маточные кровотечения с выделением темно-красной или темно-фиолетовой крови со сгустками, аменорея, распирающая боль в нижней части живота до или во время менструации, скудные выделения темного цвета со сгустками, застойные пятна на коже.
- Внешние травмы с застоем крови.
- Жар-токсин: гнойные воспаления кожи и подкожной клетчатки.
Применение и дозы. В отварах по 6—15 г.
Примечания.
- Не применять при аменорее из-за холода в крови.
- Применять с осторожностью при недостатке крови.
- Корень пиона красного несовместим с корневищем чемерицы.
Цитаты
«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):
Пион (芍药)
...
Корень (根)
...
Функции и показания:
«Применяется при боли в животе из-за патогенной Ци, воспалении суставов, вызванном проникновением патогенной Ци в кровь, способствует разрушению жестких уплотнений в животе, болезненных уплотнений в нижней части живота из-за скопления холода и жара, останавливает боль, способствует восстановлению свободного мочеиспускания, восполнению Ци» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»1).
«Способствует восстановлению проходимости в кровеносных сосудах, рассеиванию застойной крови, устранению скопления жидкости в организме, восстановлению функций мочевого пузыря, толстого и тонкого кишечника, рассасыванию нарывов на теле, применяется при эпидемических заболеваниях с ознобами и лихорадками, „поражении скверной“2, боли в животе и пояснице» («[Мин и] бе лу»3).
«Применяется при скоплении Ци в цзанфу-органах, способствует укреплению пяти цзан-органов, восполнению Ци почек, применяется при „сезонных болезнях“4, жаре в костях5, аменорее у женщин, способствует отхождению гноя при нарывах» (Чжэнь Цюань6).
«Применяется при всех женских болезнях, всех болезнях до и после родов, при восприятии патогенного ветра, способствует укреплению организма при чахотке, устранению жара и восполнению Ци, применяется при маниакальном состоянии, головной боли, покраснении глаз, стуле с кровью, геморрое, свище заднего прохода, нарывах и чесотке на спине» (Да Мин7).
«Способствует устранению синдрома избытка в печени, успокоению селезенки и легких, закреплению Ци желудка, устранению острого поноса, укреплению кожных пор, приведению к гармонии кровеносных сосудов, закреплению Инь-Ци, осаждению аномального поднятия Ци» ([Чжан] Юань-су8).
«Приводит в порядок Ци Чжун-цзяо (средней части Сань-цзяо), применяется при вздутии живота из-за недостатка Ци селезенки, ощущении полноты в эпигастральной области, боли в подреберье, частой отрыжке, внезапном расширении грудной клетки с одышкой и кашлем, носовом кровотечении типа тай-ян9, сухости в глазах с ощущением инородного тела, недостатке крови печени, болезнях сосуда Ян-вэй-май — ознобах и лихорадках, болезнях сосуда Дай-май — чувстве переполнения в животе, слабости в пояснице, словно сидишь в воде» ([Ван] Хао-гу10).
«Останавливает понос при дизентерии с болью в животе и тенезмами» ([Ли] Ши-чжэнь).
Пояснения:
[Ма] Чжи11 говорил: «Корень пиона красного восстанавливает свободное мочеиспускание и осаждает аномальное поднятие Ци. Корень пиона белого устраняет боль и рассеивает застой крови».
Да Мин говорил: «Корень пиона красного способствует восполнению Ци, корень пиона белого — восполнению крови»...
-
«Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.↩
-
«Поражение скверной» (中恶) — внезапное похолодание конечностей, бледность, головокружение, потеря сознания из-за восприятия токсина грязи или патогенной Ци, сильного испуга при виде чего-то омерзительного.↩
-
«Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).↩
-
«Сезонные болезни» (时疾) — болезни, вызванные восприятием внешней патогенной Ци, характерной для определенного времени года. Весной заболевания обычно вызываются ветром, летом — летним зноем, в конце лета — сыростью, осенью — сухостью, зимой — холодом. К этой категории болезней также относят дизентерию летом и малярию осенью.↩
-
Имеется в виду «пропаривание костей» (骨蒸) — лихорадка из-за недостатка Инь, когда жар исходит от костного мозга и «пропаривает» кости. Сопровождается приливами жара, покраснением щек, сердцебиением, бессонницей.↩
-
Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).↩
-
Да Мин (大明). Имеется в виду Жи Хуа-цзы (日华子) — автор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).↩
-
Чжан Юань-су (张元素, 1151—1234 гг.) — автор «Чжэнь чжу нан» (珍珠囊, Жемчужный мешок), «И сюэ ци юань» (医学启源, Истоки медицинской науки, 1186 г.) и некоторых других книг.↩
-
Согласно «Чжу бин юань хоу лунь» (诸病源候论, Рассуждения об истоках и проявлениях всех болезней, 614 г.) Чао Юань-фана (巢元方, 550—630 гг.), имеется в виду носовое кровотечение весной и летом.↩
-
Ван Хао-гу (王好古) — автор «Тан е бэнь цао» (汤液本草, Книга о корнях и травах для отваров, 1298 г.).↩
-
Ма Чжи (马志) — один из авторов «Кай-бао бэнь цао» (开宝本草, Книга о корнях и травах, составленная в царствование под девизом Кай-бао, 973 г.).↩