belousov.KZ

материалы по китайской медицине

黄连 huáng lián (хуан лянь)
Корневище коптиса — Rhizoma Coptidis

Корневище:

Выкапывают осенью. Сушат. Используют в необработанном или обработанном виде: поджаренным, тушеным в соке корневища имбиря, вине, поджаренным с отваром плода эводии.

Коптис
Лекарственное сырье
Измельченное сырье для отвара

Вкус. Горький.

Свойства. Холод.

Соотнесенность с каналами. Сердца, печени, желудка, толстого кишечника.

Функции. Охлаждение жара и иссушение сырости, устранение огня-токсина.

Показания.

Применение и дозы. В отварах по 2—10 г. В виде порошка три раза в день по 1—1,5 г. Соответствующие дозы при наружном применении. Поджаренное корневище коптиса применяется для понижения свойств холода, тушеное с соком корневища имбиря — при охлаждении желудка и устранении рвоты, тушеное с вином — при охлаждении огня в Шан-цзяо (верхней части Сань-цзяо), поджаренное со свиной желчью — при охлаждении огня печени.

Поджаренное корневище коптиса: ломтики корневища коптиса поджаривают на медленном огне до темно-желтого цвета поверхности лекарства, остужают.

Корневище коптиса с имбирным соком: выжимают сок из свежего корневища имбиря, добавляют некоторое количество кипяченой воды, обрызгивают смесью ломтики корневища коптиса, после впитывания сока поджаривают на медленном огне, остужают. На 1 кг ломтиков корневища коптиса 125 г свежего имбиря (аналогичным способом, не добавляя воды, готовят корневище коптиса с вином).

Примечания.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Функции и показания:

«Применяется при восприятии патогенного жара, боли в глазах, повреждении углов глазной щели, слезотечении, способствует восстановлению или улучшению зрения. Применяется при стуле с кровью, боли в животе, остром поносе, опухании и боли в области наружных половых органов у женщин. Длительный прием позволит улучшить память» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»1).

«Применяется при холоде и жаре в пяти цзан-органах, частом стуле с примесью гноя и крови при дизентерии, устраняет жажду при диабете, снимает сильный испуг, изгоняет скопление патогенной жидкости, приносит пользу костям, улучшает работу желудка, напитывает кишечник, приносит пользу желчному пузырю, применяется при лечении язвочек на слизистой оболочке полости рта» («[Мин и] бе лу»2).

«Применяется при „пяти типах переутомления“3 и „семи типах повреждения“4, способствует восполнению Ци, устранению боли в эпигастральной области и животе, применяется при сердцебиении и возбужденном состоянии. Способствует увлажнению сердца и легких, росту мышечной ткани, остановке кровотечений. Применяется при эпидемиях с лихорадкой, ночных потах, нарывах и чесотке» (Да Мин5).

«Применяется при исхудании и одышке» ([Чэнь] Цан-ци6)...

Пояснения:

[Чжан] Юань-су7 говорил: «Корневище коптиса... обладает шестью типами действия:

  1. Устранение огня сердца.
  2. Устранение сырости-жара Чжун-цзяо (сердней части Сань-цзяо, селезенки и желудка).
  3. Обязательное применение при всех видах нарывов.
  4. Устранение ветра-сырости.
  5. Применение при внезапном покраснении глаз.
  6. Остановка кровотечений».
  1. «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.

  2. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  3. «Пять типов переутомления» (五劳): 1) долгое смотрение повреждает кровь, 2) долгое лежание повреждает Ци, 3) долгое сидение повреждает мышцы, 4) долгое стояние повреждает кости, 5) долгая ходьба повреждает сухожилия.

  4. «Семь типов повреждения» (七伤): повреждение организма вследствие 1) переедания, 2) горя, 3) избыточного употребления жидкости, 4) чрезмерной половой активности, 5) голода, 6) физического переутомления, 7) нарушения функций каналов, питательной и защитной Ци.

  5. Да Мин (大明). Имеется в виду Жи Хуа-цзы (日华子) — автор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).

  6. Чэнь Цан-ци (陈藏器, 681—757 гг.) — автор «Бэнь цао ши и» (本草拾遗, Восполнение упущенного в книгах о корнях и травах, 741 г.).

  7. Чжан Юань-су (张元素, 1151—1234 гг.) — автор «Чжэнь чжу нан» (珍珠囊, Жемчужный мешок), «И сюэ ци юань» (医学启源, Истоки медицинской науки, 1186 г.) и некоторых других книг.