belousov.KZ

материалы по китайской медицине

生姜 shēng jiāng (шэн цзян)
Свежее корневище имбиря — Rhizoma Zingiberis Recens

Свежее корневище имбиря лекарственного — Zingiber officinale (Willd.) Rosc. (семейство Имбирные — Zingiberaceae).

Выкапывают осенью и зимой. Удаляют кору. Нарезают дольками. Используют в необработанном виде.

Имбирь
Лекарственное сырье
Измельченное сырье для отвара

Вкус. Острый.

Свойства. Тепло.

Соотнесенность с каналами. Легких, желудка, селезенки.

Функции. Потогонное действие для устранения наружного синдрома со свойствами ветра-холода, растворение флегмы-холода, подавление кашля, прогревание Чжун-цзяо (селезенки и желудка) для прекращения рвоты, рассеивание токсина.

Показания.

Применение и дозы. В отварах по 3—10 г или в виде выжатого сока.

Примечания.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах):

Длительное употребление удаляет зловоние, помогает проникнуть в состояние просветленности божественного духа.

«Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей, VI в.):

Используется при повреждении холодом с головной болью, заложенностью носа и кашлем, останавливает рвоту.

Еще. Свежее корневище имбиря. Свойства: небольшое тепло. Вкус: острый. [Его острота] проникает в пять цзан-органов. Изгоняет флегму, осаждает аномальное поднятие Ци, останавливает рвоту, устраняет патогенный ветер с ознобом и лихорадкой. Длительное употребление приводит к ослаблению силы воли и снижению умственных способностей, повреждает Ци сердца1.

«Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.):

Используется при повреждении холодом с головной болью, изгоняет флегму (мокроту), осаждает аномальное поднятие Ци, обладает потогонным действием, устраняет заложенность носа и кашель, останавливает рвоту, удаляет зловоние, исходящее изнутри грудной клетки, помогает проникнуть в состояние просветленности божественного духа.

Желтый император говорил: «Не следует есть имбирь в восьмом и девятом месяцах по лунному календарю, так как это вызывает повреждение жизненного духа Шэнь, сокращает годы жизни».

Отшельник Ху [Цзя] говорил: «Имбирь убивает длинных червей в животе, но его длительное употребление приводит к ослаблению силы воли и снижению умственных способностей, повреждает Ци сердца».

«Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания, VII в.):

Изгоняет флегму, осаждает Ци. Избыточное употребление приводит к снижению умственных способностей. Употребление в восьмом и девятом месяцах по лунному календарю вызывает повреждение жизненного духа Шэнь.

...Используется при спазме мышц, ощущении полноты в грудной клетке. Его употребление избавляет от заложенности носа, удаляет зловоние, исходящее изнутри грудной клетки, помогает проникнуть в состояние просветленности божественного духа.

Еще. При дизентерии со свойствами холода равные доли порошка поджаренного околоплодника зантоксилума и порошка сушеного корневища имбиря смешать с уксусом и мукой, из полученного теста сделать маленькие ушки. Принимать по 14 штук. [Способ приготовления:] сварить в воде, [вынуть, залить] свежей водой и сварить снова, вынуть, остудить, съесть с жидкой кашей натощак. Достаточно принимать 1 раз в день.

Замечание редактора (Чжан Дина): останавливает рвоту, устраняет беспокойство с ощущением сдавленности грудной клетки, улучшает пищеварение и повышает аппетит.

Еще. Мелко наструганное корневище имбиря принимать с вином при лечении гемиплегии.

Отжимать и варить сок. Принимать при всех видах пищевых завалов для осаждения зловонных газов, поднимающихся к области грудной клетки и диафрагмы. Результат поразительный.

Еще. При изначальном недостатке Ци желудка с последующим восприятием ветра-жара, когда отсутствует аппетит, взять сок свежего корневища имбиря объемом с половину скорлупы куриного яйца, немного сока свежего корня ремании (生地黄), ложку меда, смешать с 3 гэ воды, принять одной дозой. Вскоре наступит исцеление.

Еще. Кора корневища обладает свойствами холода, а его внутренний слой свойствами тепла.

Еще. Сок свежего корневища имбиря смешать с соком семени абрикоса, уварить до состояния густого сиропа, принимать, растворив в вине или воде. Это средство эффективно при всех видах пищевых завалов для осаждения [газов], поднимающихся к области грудной клетки и диафрагмы.

«И сюэ жу мэнь» (医学入门, Вводный курс медицины, 1575 г.):

Позволяет не допустить скопления сырости, словно канава на меже для отвода вод.

Вкус: острый. Свойства: тепло; отсутствие токсичности. По направлению воздействия способствует всплытию и поднятию. Относится к Ян.

Рассеивает ветер-холод с головной болью, заложенностью носа, ознобом и лихорадкой, кашлем и одышкой. Проникает в легкие, «открывает» желудок [для содействия пищеварению и улучшению аппетита], укрепляет селезенку, растворяет флегму и мокроту, является чудодейственным лекарством при рвоте и срыгивании пищей.

Все указанные болезни связаны с распространением патогенной Ци на поверхности и в верхних частях тела. Имбирь способствует восстановлению свободной циркуляции [канальной] Ци и рассеиванию [патогенной] Ци, поэтому может применяться при их лечении.

Следует непременно использовать его и после родов, так как способствует устранению застоя крови.

Наши современники знают его лишь как лекарство лечения желудка, но не ведают о его способности восстанавливать циркуляцию Ци сердца и легких. Когда циркуляция Ци сердца свободна, жизненная Ци всего организма будет в надлежащем состоянии, а патогенная Ци не будет допущена внутрь, поэтому в древних книгах и сказано, что очищает от грязи и скверны, помогает проникнуть в состояние просветленности божественного духа.

Последователи Конфуция увлекались употреблением имбиря, ссылаясь на то, что он никогда не отказывался от имбиря, поэтому с удовольствием ели его постоянно. На самом же деле избыточное употребление имбиря напротив приводит к ослаблению силы воли, повреждению Ци сердца. Потому-то Конфуций и не ел его в больших количествах.

В древности говорили, что употребление имбиря в восьмом и девятом месяцах по лунному календарю вызывает появление весной болезней глаз, сокращает срок жизни, ослабляет сухожилия. Также говорили, что употребление имбиря ночью вызывает у здоровых людей закупорку Ци, однако при болезни с этим можно не считаться.

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

...[Ли] Гао2 говорил: «Древние указывали, что не следует есть имбирь осенью, так как это может вызвать опорожнение Ци. В летние месяцы происходит возгорание огня, который следует рассеивать с потом, поэтому имбирь можно есть без ограничений. Острый вкус проникает в Ци, опорожняя легкие, поэтому осенью он противопоказан. В „Хуэй-ань юй лу“3 также есть высказывание: „Осенний имбирь губителен для человека и сокращает срок его жизни“».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Длительное употребление имбиря вызывает скопление жара и болезни глаз. В этом неоднократно убеждался сам [Ли Ши-] чжэнь. Избыточное употребление при геморрое, да еще с вином, тотчас же вызовет обострение болезни. Избыточное употребление при нарывах на теле также вызывает образование дурной плоти. Об этом не сказал никто из предшественников».

Прилагаемые рецепты:

...Множественные язвочки в полости рта: часто полоскать рот соком свежего корневища имбиря, сплевывая. Также можно наносить порошок, полученный из высушенного продукта. Очень эффективное средство.

Воспаление горла: 2 цзинь свежего корневища имбиря растолочь, отжатый сок смешать с 5 гэ меда, варить, помешивая. Принимать по 1 гэ 5 раз в день («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]»4).

Нарывы в месте укуса тигра: принимать внутрь сок свежего корневища имбиря, также обмывать рану соком, сверху присыпать квасцами (白矾) («[Цзи шэн] ми лань»5).

Укус гадюки: измельченное свежее корневище имбиря накладывать наружно, менять при высыхании («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]»).

Раны, нанесенные ножом или топором: свежее корневище имбиря разжевать, наложить на рану, не убирать. На следующий день начнется восстановление мышечной ткани. Замечательное средство («Фу шоу [цзин] фан»6).

Растяжение мышц рук и ног: свежее корневище имбиря и луковицу лука-батуна с белым стеблем растолочь до пастообразного состояния, полученную массу смешать с мукой, поджарить, чтобы стала горячей, наложить на пораженное место.

Травмы, полученные в результате падений и побоев: сок свежего корневища имбиря смешать с вином и мукой, накладывать на поврежденные места.

Насекомые в ухе: закапать в ухо немного сока свежего корневища имбиря.

Обморожение ушей: сок свежего корневища имбиря, полученный самотеком, уварить до состояния сиропа, наносить на пораженные участки кожи («Ся жи цзи»7).

Непрестанный кашель: варить на слабом огне до готовности 5 лян свежего корневища имбиря с 0,5 шэн мальтозной патоки. После принятия всей дозы наступит исцеление. Историограф Дуань (段) принимал это лекарство и добился положительного результата («Би сяо фан» Мэн Шэня8).

Хронический кашель: варить до готовности 0,5 гэ сока свежего корневища имбиря и 1 ложку меда, выпить в теплом виде маленькими глотками. После приема 3 доз наступит исцеление («Вай тай ми яо фан»9).

Кашель у детей: приготовить отвар из 4 лян свежего корневища имбиря, купать в нем ребенка («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»).

  1. Согласно комментариям, текст этого абзаца добавлен позже. Вероятно, взят из примечаний к книге «Тан бэнь цао» (唐本草, Книга династии Тан о корнях и травах, 659 г.).

  2. Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — автор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рассуждения о селезенке и желудке) и некоторых других книг.

  3. «Хуэй-ань юй лу» (晦庵语录, Записи речей [Чжу] Хуэй-аня) — книга с изречениями выдающегося конфуцианского философа Чжу Си (朱熹, 1130—1200 гг.), составленная его учениками.

  4. «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  5. «Цзи шэн ми лань» (济生秘览, Обзор секретов спасения жизни) — к настоящему времени утерянная книга неизвестного автора.

  6. «Фу шоу цзин фан» (扶寿精方, Отборные рецепты, помогающие обрести долголетие, 1530 г.). Автор: У Минь (吴旻).

  7. «Ся жи цзи» (暇日记, Записки на досуге). Автор: Лю Ци (刘跂), живший во время правления династии Северная Сун (960—1127 гг.).

  8. «Би сяо фан» (必效方, Непременно эффективные рецепты). К настоящему времени утерянная книга Мэн Шэня (孟诜, 621—713 гг.).

  9. «Вай тай ми яо фан» (外台秘要方, Секретные рецепты из книгохранилища, 752 г.). Автор: Ван Тао (王焘, 670—755 гг.).