白芷 bái zhǐ (бай чжи)
Корень дудника даурского — Radix Angelicae Dahuricae
Корень:
- дудника даурского — Angelica dahurica Benth. et Hook. (семейство Зонтичные — Umbelliferae);
- дудника уклоняющегося — Angelica anomala Lallem.;
- дудника тайваньского — Angelica taiwaniana Boiss.
Выкапывают осенью. Сушат на солнце. Используют в необработанном виде.
Вкус. Острый.
Свойства. Тепло.
Соотнесенность с каналами. Легких, селезенки, желудка.
Функции. Рассеивание ветра для устранения наружного синдрома, устранение боли, иссушение сырости для устранения белей, устранение опухания, содействие отхождению гноя и заживлению нарывов.
Показания.
- Простуда со свойствами ветра-холода.
- Головная боль типа ян-мин (в лобной области).
- Ветер-сырость: воспаление суставов с болью, кожный зуд.
- Бели со свойствами холода-сырости.
- Гнойные воспаления кожи и подкожной клетчатки.
- Укусы ядовитых змей.
Применение и дозы. В отварах по 3—10 г. Соответствующие дозы при наружном применении.
Примечание. Не применять при недостатке Инь и жаре в крови.
Цитаты
«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):
Функции и показания:
«Применяется при маточных кровотечениях, белях, аменорее, опухании в области наружных половых органов, а также при ознобах и лихорадках, головной боли из-за восприятия патогенного ветра, слезотечении, вызванном проникновением патогенного ветра в глаза. Делает кожу лица влажной и блестящей. Может применяться при изготовлении крема для лица» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»1).
«Применяется при восприятии патогенного ветра, хронической жажде, рвоте, ощущении полноты в реберной области, сильной головной боли, головокружении, зуде в глазах. Может применяться при изготовлении лечебных мазей» («[Мин и] бе лу»2).
«Применяется при покраснении глаз, птеригиуме, темной увядшей коже лица, бородавках и шрамах, угрозе выкидыша, способствует устранению застоя крови и образованию новой крови, применяется при мастите, нарывах на спине, золотухе, стуле с кровью из-за проникновения патогенного ветра в кишечник, геморрое и свище прямой кишки, открытых ранах, чесотке и лишае, способствует устранению боли и отхождению гноя» (Да Мин3).
«Разъедает гной, устраняет колющую боль в эпигастральной области и животе из-за застоя крови, применяется при боли в пояснице у женщин из-за застоя крови, маточных кровотечениях» (Чжэнь Цюань4).
«Применяется при головной боли из-за нарушений в ручном ян-мин канале [толстого кишечника], „поражении ветром“5, ознобах и лихорадках, а также ветре-жаре в канале легких, сухости и зуде кожи головы и лица» ([Чжан] Юань-су6).
«Применяется при насморке с гнойными выделениями, носовом кровотечении, зубной боли, боли в области надбровных дуг, запоре из-за распространения патогенного ветра [из легких] в толстый кишечник, крови в моче, головокружении у женщин из-за проникновения патогенного ветра в кровь, срыгивании пищей, отравлении мышьяком, укусах змей, ранах от мечей и стрел» ([Ли] Ши-чжэнь).
Пояснения:
[Ли] Гао7 говорил: «Корень дудника даурского — это лекарство, которое применяется для рассеивания патогенного ветра, обладает пряным ароматом, способствует восстановлению проходимости в „девяти отверстиях“8, без него нельзя обойтись, есть требуется стимулировать выделение пота».
[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Корень дудника даурского, обладая белым цветом и острым вкусом, проходит в ручной ян-мин [канал толстого кишечника], который соотносится с „небесным стволом“ Гэн (7) и элементом Металл. Обладая свойствами тепла и сильными свойствами, проходит в ножной ян-мин [канал желудка], который соотносится с „небесным стволом“ У (5) и элементом Земля. Обладая сильным ароматом, проникает в ручной тай-инь канал легких. Легкие — „младший брат“ „небесного ствола“ Гэн (7) и „сын“ „небесного ствола“ У (5), поэтому корень дудника даурского применяется при лечении болезней, связанных с этими тремя каналами, такими как все болезни головы, глаз, области надбровных дуг и зубов, вызванные проникновением в эти три канала ветра-жара, или же бели и нарывы на теле, вызванные проникновением в эти три канала сырости-жара. Ветер-жар будет рассеян при помощи острого вкуса лекарства, а сырость-жар — под воздействием его свойств тепла.
Корень дудника даурского — важное лекарство, связанное с каналами ян-мин, поэтому также может применяться при при болезнях крови и болезнях плода, способствовать отхождению гноя, восстановлению мышечной ткани и устранению боли.
В „[Ши-чжай] бай и сюань фан“ Ван Цю9 описан следующий случай. Ван Дин-го (王定国) страдал от сильной головной боли. Будучи в Столице Лян10, он обратился к известному врачу Ян Цзе (杨介). Тот дал ему некие пилюли. После приема трех пилюль больной полностью избавился от своей болезни. Он уговорил врача раскрыть секрет приготовления пилюль. Оказалось, что в их состав входит лишь один компонент — корень дудника даурского. Требуется промыть корень, высушить на солнце, растолочь в порошок, смешать с расплавленным медом, сформировать пилюли размером с пулю. При приеме жевать по одной пилюле, запивая чаем или отваром травы схизонепеты (荆芥汤). После этого случая их стали называть „Пилюлями из Столицы Лян“ (都梁丸). Они эффективны при лечении сильной головной боли, головокружения, болезней женщин до и после родов, головной боли из-за повреждения патогенным ветром, головной боли из-за проникновения патогенного ветра в кровь.
В книге „Цюй-сянь шэнь инь шу“11 говорится, что корень дудника даурского помогает уклониться от укусов змей, а в „И-цзянь чжи“12 приводится рецепт лечения укусов щитомордника с его использованием. Об этом ничего не сказано в „[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин“».
[Коу] Цзун-ши13 говорил: «В „Яо син лунь“14 говорится о том, что корень дудника даурского разъедает гной. В настоящее время его применяют при белях, образовании гноя в кишечнике, непрестанных послеродовых выделениях с отвратительным запахом сырого мяса или рыбы, холодной болью в области пупка и в нижней части живота. Все эти случаи связаны с нагноением. Следует взять:
- 1 лян корня дудника даурского (白芷);
- 2 лян корня красной штокрозы (单叶红蜀葵根);
- 0,5 лян корня пиона белого (白芍);
- 0,5 лян жженых квасцов (白枯矾).
Растолочь в порошок, смешать с растопленным воском, сформировать пилюли размером с семя фермианы (5—10 мм в диаметре). Принимать натощак по 10—15 пилюль с рисовым отваром (водой, в которой варился рис). Когда нагноение прекратится, начать прием других лекарств для восполнения недостатка».
-
«Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.↩
-
«Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).↩
-
Да Мин (大明). Имеется в виду Жи Хуа-цзы (日华子) — автор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).↩
-
Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).↩
-
«Поражение ветром» (中风) — болезнь, которая характеризуется внезапной потерей сознания, а также гемиплегией, асимметрией лица, афазией, нарушением двигательной и чувствительной функций конечностей. Соответствует цереброваскулярным заболеваниям западной медицины.↩
-
Чжан Юань-су (张元素, 1151—1234 гг.) — автор «Чжэнь чжу нан» (珍珠囊, Жемчужный мешок), «И сюэ ци юань» (医学启源, Истоки медицинской науки) и некоторых других книг.↩
-
Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — автор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рассуждения о селезенке и желудке) и некоторых других книг.↩
-
«Девять отверстий» (九窍) — глаза, уши, ноздри, рот, уретра, задний проход.↩
-
«Ши-чжай бай и сюань фан» (是斋百一选方, Избранные из сотен рецепты Ши-чжая, 1196 г.). Автор: Ван Цю (王璆).↩
-
Столица Лян (都梁). Имеется в виду Кайфын (开封) — столица Китая во время империи Сун (960—1127 гг.).↩
-
«Цюй-сянь шэнь инь шу» (臞仙神隐书, Книга чудесных тайн Тощего отшельника, 1408 г.). Автор: Чжу Цюань (朱权, 1378—1448 гг.).↩
-
«И-цзянь чжи» (夷坚志, Записи И-цзяня, 1174 г.). Автор: Хун Май (洪迈, 1123—1202 гг.).↩
-
Коу Цзун-ши (寇宗奭) — автор «Бэнь цао янь и» (本草衍义, Расширение сути знаний о корнях и травах, 1116 г.).↩
-
«Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств). Автор: Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.).↩