belousov.KZ

материалы по китайской медицине

通玄指要赋(杨氏注解)
Поэма «Познание сокровенной сущности»
(с комментариями Ян Цзичжоу)

Помещена в книге «Чжэнь цзин чжи нань» (Руководство по иглоукалыванию), изданной в 1295 г. Автор — Доу Ханьцин (1196—1280 гг.). В поэме обобщен опыт лечения иглоукалыванием более 50 болезней.

Ян Цзичжоу (1522—1620 гг.) в своей книге «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания), изданной в 1601 г., снабдил поэму комментариями (далее в тексте выделены курсивом).


В лечении болезней нет ничего лучше иглоукалывания.

Известно, что среди способов лечения болезней есть чжэньцзю-терапия,
  и есть лекарственная терапия.
Однако лекарственная терапия [имеет свои недостатки].
Иногда приходится отправляться в отдаленные местности,
  и не хватает времени, [чтобы доставить нужное лекарство больному].
И еще, [лекарства] бывают свежими или испорченными, настоящими или поддельными.
А как же добиться их проникновения в кожу, чтобы вылечить тяжелую болезнь?
Только постигнув тонкости иглоукалывания,
  можно иметь при себе иглы наготове на случай необходимости.

Мастерство вскрывает глубину мудрых истин.

В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится:
  «Знание в результате расспроса называется мастерством.
  Знание в результате выслушивания и обоняния называется мудростью» [1].
[При проведении диагностики] врач должен быть вдумчивым,
  сосредоточиться мыслью и, принимая во внимание все факторы,
  определить характер возникновения болезни —
  из-за восприятия внешней патогенной Ци или внутренних нарушений.
Разве это нельзя назвать «глубиной мудрых истин»?

Воздействуя каменной иглой снаружи,
  можно изгнать патогенную Ци и способствовать жизненной Ци,

Каменные иглы происходят из района Восточного моря, где есть высокая гора Гао-фэн.
На этой горе встречаются камни,
  формой напоминающие нефритовые заколки — округлые и длинные.
Заточив концы, их можно использовать в качестве игл.
При лечении болезней всегда принесут исцеление.

Поразить скрытые внутри Воду и Огонь, успешно «вернуть Ян» и «опрокинуть Инь».

«Вода и Огонь» — это [синдромы] холода и жара.
При иглоукалывании применяется метод стимуляции и седатации при холоде и жаре.
Это техника восполнения или устранения Воды и Огня.
«Возвращение Ян» — это активация Ян, приводящая к сильному жару,
  при которой необходимо применять методы седатации для изгнания патогенной Ци,
  болезнь будет исцелена посредством охлаждения [2].
«Опрокидывание Инь» — это активация Инь, приводящая к сильному холоду,
  при которой необходимо применять методы стимуляции для устранения недостатка и холода,
  болезнь будет исцелена посредством прогревания.
Это и есть принцип «возвращения Ян» и «опрокидывания Инь»,
Мастерство стимуляции при ослаблении и седатации при избытке.

Следует различать коллатерали, ответвления и ветви [каналов],

В каноне «Су вэнь» говорится, что существует пятнадцать точек коллатералей.
Каждый из двенадцати главных каналов имеет свою коллатераль.
Кроме того, есть еще три коллатерали:
  коллатераль [сосуда] Ян-цяо [-май] на ножном тай-ян канале [мочевого пузыря],
  коллатераль [сосуда] Инь-цяо [-май] на ножном шао-инь канале [почек]
  и Большая коллатераль селезенки на ножном тай-инь канале [селезенки].
Это и есть «пятнадцать коллатералей» [3],
  каждая из которых имеет свое особенное место ответвления.
Еще есть мелкие и поверхностные коллатерали,
  поэтому и говориться «особые ответвления коллатералей» [4].

Разбираться в переплетении каналов,

Например, ножной цзюэ-инь канал печени [на внутренней поверхности голени]
  пересекается с ножным тай-инь каналом селезенки и выходит кзади от него;
ножной тай-инь канал селезенки пересекается с ножным цзюэ-инь каналом печени
  и выходит кпереди от него. Это и есть переплетение каналов.

А также в сложном перепутье «канав», «озер», «горных ручьев», «ущелий»,

Среди канальных точек есть точки, в названиях которых имеются компоненты
  «канава» (沟, гоу), «озеро» (池, чи), «горный ручей» (溪, си), «ущелье» (谷, гу),
  расположенные на различных путях [распространения каналов].
Например, Шуй-гоу VG.26, Фэн-чи VB.20, Хоу-си IG.3, Хэ-гу GI.4.
Кроме того, в каноне «Тун жэнь» [5] выделено «четыре точки»:
  «канава» (沟, гоу) — это точка Шуй-гоу VG.26,
  «озеро» (池, чи) — это точка Тянь-чи MC.1,
  «горный ручей» (溪, си) — это точка Тай-си R.3,
  «ущелье» (谷, гу) — это точка Ян-гу IG.5.
Эти так называемые «четыре точки» имеют общие показания к применению,
  но расположены на трех путях, восходящих к одному источнику.

А также в единстве точек «гор», «морей», «холмов» и «курганов».

Имеется в виду единство точек, в названиях которых имеются компоненты
  «гора» (山, шань), «море» (海, хай), «холм» (丘, цю) и «курган» (陵, лин).
Например, Чэн-шань V.57, Чжао-хай R.6, Шан-цю RP.5, Инь-лин [-цюань] RP.9.
В каноне «Тун жэнь» также выделено «четыре точки»:
  «гора» (山, шань) — это точка Чэн-шань V.57,
  «море» (海, хай) — это точка Ци-хай VC.6,
  «холм» (丘, цю) — это точка Цю-сюй VB.40,
  «курган» (陵, лин) — это точка Инь-лин [-цюань] RP.9.
Взаимное соответствие четырех каналов содержит в себе
  множество изменений всего сущего.

Трудно ориентироваться в этом переплетении рукавов реки, но и в сети есть свой порядок.

Здесь говорится о том, что пути прохождения каналов и коллатералей
  можно сравнить с рукавами водного потока.
Хотя их трудно измерить, но для вытягивания сети
  также есть своя специальная основная веревка.
Поэтому в [каноне] «Шу [цзин]» [6] сказано, что «сеть в порядке и не перепутывается».
В канонах также сказано, что [канальная Ци протекает через] точки-истоки,
  точки-ручьи, точки-быстрины, точки первичной Ци, точки-реки, точки-устья.
Исходной точкой движения является часть суток Цзя/Сюй (1/11) в день Цзя (1).
При лечении болезни [канала] желчного пузыря
  [следует помнить, что в этот день канальная Ци последовательно]
  вытекает из [Цзу-] цяо-инь VB.44 — точки-истока, относящейся к элементу Металл,
  сочится в Ся-си VB.43 — точку-ручей, относящуюся к элементу Вода,
  стекает в [Цзу-] линь-ци VB.41 — точку-быстрину, относящуюся к элементу Дерево,
  проходит Цю-сюй VB.40 — точку первичной Ци,
  течет в Ян-фу VB.38 — точку-реку, относящуюся к элементу Огонь,
  вливается в Ян-лин-цюань VB.34 — точку-устье, относящуюся к элементу Земля.
Это принцип «выливания и вливания» [канальной Ци по каналам].
Требуется следить за ходом дней,
  в Инь-день укалывать пять точек, а в Ян-день укалывать шесть точек.

Принципы многочисленны и запутанны.
Как эффективно применение методов стимуляции и седатации!

Мудрецами древности определены основные идеи.
Законы переданы потомкам для самостоятельного постижения.
Если всем сердцем не стремиться к их овладению,
  тогда основные принципы покажутся запутанными и непонятными.
Разве можно добиться успеха, даже применяя методы стимуляции и седатации?
Еще говорят, что при избытке в тонком кишечнике
  следует применять методы седатации в Сяо-хай IG.8,
  а при недостатке — методы стимуляции в Хоу-си IG.3;
При избытке в толстом кишечнике следует применять методы седатации в Эр-цзянь GI.2,
  а при недостатке — методы стимуляции Цюй-чи GI.11;
При избытке в желчном пузыре следует применять методы седатации в Ян-фу VB.38,
  а при недостатке — методы стимуляции в Ся-си VB.43.
Если врач прошел обучение и приступил к лечению, так и не поняв этих истин,
  не уяснив принципов недостатка и избытка,
Наобум применяя иглоукалывание и прописывая лекарства,
  такое лечение нанесет лишь вред.

Методы просты и ясны, применяйте [методы стимуляции и седатации]
  «вдоль» и «против» [хода канала] [7].

Предположим, что возникли затруднения в ходьбе, самая чудесная точка — Тай-чун F.3.
Жэнь-чжун [8] устраняет напряжение и боль мышц позвоночника.
Шэнь-мэнь C.7 изгоняет слабоумие из-за нарушений в сердце.
Когда ветер проникает в заднюю область шеи, немедленно используйте Фэн-фу VG.16.

При головокружении и затуманивании зрения следует искать Фэн-чи VB.20.
Глухоту необходимо лечить при помощи Тин-хуэй VB.2.
Боль в глазах изгоняется при помощи Хэ-гу GI.4.
При ощущении сдавленности грудной клетки и желтухе можно использовать Юн-цюань R.1.

При головокружении и покраснении глаз применяйте методы седатации в Цуань-чжу V.2.
Спазмы в области локтя устраняйте, полагаясь на Цюй-чи GI.11.
Слабость в конечностях изгоняет Чжао-хай R.6.
Зубную боль можно лечить при помощи Люй-си [9].

При напряжении мышц затылка и задней области шеи можно использовать Чэн-цзян VC.24.
Тай-бай RP.3 восстанавливает функцию [легких] по распространению Ци.

Тай-бай RP.3 — это истинная Земля [канала] селезенки [10],
  которая порождает Металл легких.

Инь-лин [-цюань] RP.9 восстанавливает проходимость в водных путях.

Инь-лин-цюань RP.9 — это истинная Вода [канала селезенки] [11], увлажняет все сущее.

Асцит и вздутие живота устраняйте при помощи Нэй-тин E.44.
При судорогах и боли мышц применяйте методы седатации в Чэн-шань V.57.

В большинстве случаев боль в лодыжке исцеляется при помощи Кунь-лунь V.60.
Боль в бедре и колене может вылечить Инь-ши E.33.
Производите лечение эпилепсии с сумасшествием, полагаясь на Хоу-си IG.3.
При малярии с ознобом и лихорадкой оказывайте поддержку, используя Цзянь-ши MC.5.

Ци-мэнь F.14 может лечить ощущение полноты в грудной клетке и асцит из-за застоя крови.
К чему сомневаться, что Лао-гун MC.8 устраняет рвоту и боль в эпигастральной области?
Да-дунь F.1 удаляет относящуюся к «семи типам грыжи»
  болезнь «одностороннего свисания» [12], как называли ее знатные люди.
[Цзу-] сань-ли E.36 заставляет отступить относящуюся «переутомлению пяти [цзан-органов]»
  болезнь «похудения» [13], как называл ее Хуа То [14].

Твердо знайте, что Вань-гу IG.4 рассеивает желтуху,
  а Жань-гу R.2 оказывает седатирующее действие
  [при болезнях со свойствами жара, вызванных недостатком Инь] почек.
Син-цзянь F.2 лечит припухлость коленного сустава и болезни глаз.
Чи-цзэ P.5 изгоняет боль и спазмы в области локтя.

При затуманивании зрения, когда ничего не видно, следует использовать Эр-цзянь GI.2.
На заложенность носа, когда утрачивается обоняние,
  можно воздействовать при помощи Ин-сян GI.20.
Цзянь-цзин VB.21 устраняет нестерпимую боль в верхней конечности.
Сы-чжу [-кун] TR.23 лечит невыносимую головную боль.

Кашель со свойствами холода-флегмы [15] может лечить Ле-цюэ P.7.
Гноетечение из глаз и слезотечение на холоде прекрасно лечит [Тоу-] линь-ци VB.15.
Используйте Куань-гу [16] для изгнания боли в бедре.

Две точки Куань-гу (髋骨) расположены на 3 цунь выше Вэй-чжун V.40
  в области бедренной кости. Опустив руки, можно достать их.
Используются при лечении боли в бедре и ступне. Производится укалывание на 3 фэня.
Также считается, что Куань-гу расположена на 1 цунь выше надколенника,
  в углублении между двумя мышцами. Игла вводится на 5 фэнь.
Сначала следует применять методы стимуляции,
  затем методы седатации, и болезнь сама собой уйдет.
Это точка Лян-цю E.34 [17]. Также может лечить мастит.
Согласно двум приведенным толкованиям,
  это две разные внеканальные точки, что и следует запомнить.

Шэнь-шу V.23 без остатка удаляет боль в пояснице.
[Цинь] Юэжэнь [18] лечил «обморок трупом» в Вэй-хуэй [19], сразу же добился пробуждения,

Две точки Вэй-хуэй (维会) расположены на 3 цунь выше наружной лодыжки,
  внутри соотносятся с ножным шао-ян каналом желчного пузыря [20].
«Обморок трупом» (尸厥) — это внезапная болезнь со смыканием челюстей
  и очень слабым дыханием, словно человек умер.
Когда Цинь Юэжэнь странствовал по царству Го,
  наследник престола упал в обморок и был без сознания полдня,
  Цинь Юэжэнь ощупал пульс наследника и сказал:
  «Болезнь наследника — это „обморок трупом“.
  В сосудах беспорядок, поэтому и кажется, будто умер.
  Однако наследник вовсе не умер».
Он велел своему ученику Цзы Яну (子阳) наточить каменную иглу
  и произвел укалывание в Сань-ян-у-хуэй [21].
Наследник престола тотчас же пришел в сознание.
С тех пор в Поднебесной и разнесся слух, будто Бянь Цюэ способен воскрешать мертвых.
Бянь Цюэ же говорил: «Он не был мертв. Я лишь вылечил его, вернув к жизни».
Еще говорят, что имеется в виду точка Юй-цюань, расположенная на 4 цунь ниже пупка [22],
  которая связывает три ручных Ян-сосуда,
  является местом соединения трех ножных Ян-сосудов [23].
Используется при лечении внезапного «обморока трупом», потери сознания,
  странгурии с кровью в моче, уплотнений в нижней части живота,
  затрудненного мочеиспускания темной мочой, поллюций во время сна,
  боли в области пупка, боли в животе, недостатка Ян-Ци у мужчин,
  грыжи, водянки, болезни «несущийся кабан» [24], одышки.
Когда говорится: «[Цинь] Юэжэнь лечил „обморок трупом“ в Вэй-хуэй,
  сразу же добился пробуждения», имеется в виду точка Юй-цюань.
Это поистине удивительная техника возвращения к жизни.
[Эта точка] может лечить уплотнения в животе у женщин из-за нарушений Ци и крови,
  холодную боль ниже пупка, вторичное бесплодие [25],
  когда после трех сеансов иглоукалывания
  происходит прогревание матки и наступает беременность,
  а также длительное выделение лохий после родов, дисменорею.
Укалывайте на 8 фэнь, оставьте иглу на 5 выдохов,
  после прихода Ци сразу же применяйте методы седатации.
Также можно много прижигать.

[Сюй] Вэньбо [26] изгонял мертвый плод при помощи [Сань-] инь-цзяо RP.6,
  укалывал и происходил выкидыш.

Прижигание — 3 конуса. Укалывание — 3 фэня.
Однажды наследник престола при династии Сун [27], который был весьма сведущ в медицине,
  вышел на прогулку и встретил некую беременную женщину.
Наследник продиагностировал ее и сказал: «В этом чреве девочка».
Он приказал Сюй Вэньбо также продиагностировать ее.
Сюй Вэньбо сказал: «В этом чреве двое — мальчик и девочка».
Наследник пришел в ярость и хотел даже вспороть женщине живот,
  чтобы убедиться в своей правоте.
Сюй Вэньбо остановил его и сказал:
  «Покорнейше прошу позволить мне произвести ей иглоукалывание».
Он применил методы седатации в Сань-инь-цзяо RP.6 на ноге
  и методы стимуляции в Хэ-гу GI.4 на руке.
Вслед за укалыванием у женщины произошел выкидыш. Прав был Сюй Вэньбо.
Именно поэтому в настоящее время считается,
  что укалывание этих точек противопоказано при беременности.
Однажды Сюй Вэньбо лечил женщину, которая была в опасности из-за трудных родов.
Осмотрев ее, он определил, что плод в чреве уже мертв,
  произвел укалывание в двух точках Сань-инь-цзяо RP.6 на ногах,
  также применил методы седатации в двух точках Тай-чун F.3 на ногах.
Плод тотчас же вышел. Эти слова не совпадают с тем, что сказано в книге «Тун жэнь» [28].

Мудрецы вслед за этим принимали во внимание онемение и боль,
  разграничивая их на недостаток и избыток.

Хотя и считается, что всякая боль относится к избытку,
  а зуд и онемение — к недостатку,
  это лишь общий принцип, не учитывающий всех тонкостей.
Еще есть ожирение и уплотнения, при которых может возникнуть боль.
Еще есть слабость в теле и худоба с ослаблением Ци,
  при которых также может чувствоваться боль.
Не следует строго придерживаться этого принципа.
  Необходимо установить источник болезни,
  определить его внутренний или наружный характер,
  а затем узнать о принадлежности болезни к недостатку или избытку.
При избытке следует применять методы седатации,
  а при недостатке — методы стимуляции.

При избытке — снаружи проникает внутрь,
При недостатке — изнутри выходит наружу.

Восприятие внешних патогенных ветра, холода, летнего зноя и сырости
  в «четыре времени года», а также восприятие внешней патогенной Ци
  в одно из времен года,
  называются «патогенным фактором со свойствами избытка».
В этом случае патогенная Ци снаружи проникает вглубь организма.
Избыточная тоска и пустые размышления, недостаток крови сердца,
  когда возникновение болезни связано с внутренними нарушениями,
  называются «патогенным фактором со свойствами недостатка».
В этом случае патогенная Ци изнутри выходит наружу.
Это и есть принцип разграничения недостатка и избытка, внутреннего и наружного.
Имеется способ лечения болезней:
  если обнаружены зуд и онемение, — это недостаток,
  при недостатке следует стимулировать «мать»;
  если обнаружена боль, — это избыток, при избытке следует седатировать «сына».
Например, при избытке в печени применяете методы седатации
  в двух точках Син-цзянь F.2
  — Огонь является «сыном» печени-Дерева.
При недостатке в печени применяйте методы стимуляции в двух точках Цюй-цюань F.8
  — Вода является «матерью» печени-Дерева.
При избытке в желудке применяете методы седатации в двух точках Ли-дуй E.45
  — Металл является «сыном» желудка-Земли.
При недостатке в желудке применяйте методы стимуляции в двух точках Цзе-си E.41
  — Огонь является «матерью» желудка-Земли.
При избытке в Сань-цзяо применяете методы седатации в двух точках Тянь-цзин TR.10.
При недостатке в Сань-цзяо применяйте методы стимуляции
  в двух точках Чжун-чжу TR.3.
При избытке в мочевом пузыре применяете методы седатации в двух точках Шу-гу V.65.
При недостатке в мочевом пузыре применяйте методы стимуляции
  в двух точках Чжи-инь V.67.
Поэтому в канонах и говорится, что при слабости в теле и худобе — зуд и онемение,
  Ци слаба и следует применять методы стимуляции;
  при ожирении и уплотнениях — боль, припухлость, переполнение,
  следует применять методы седатации.
При укалывании следует придерживаться основного принципа:
  использовать точки истоки, ручьи, быстрины, реки и устья пораженного канала,
  производить стимуляцию или седатацию «матери» или «сына».
Необходимо глубокое понимание законов циркуляции
  и количественного соотношения Ци и крови [в каналах],
  умение четко разграничивать их.
Затем следует произвести укалывание в соответствующем канале.
Обязательно добьетесь успеха!

Вот почему способствуйте «матери», восполняя нехватку,
Препятствуйте «сыну», подавляя излишек.

Здесь говорится о методе стимуляции «матери» и седатации «сына».
В «Каноне о стимуляции и седатации» говорится:
  «Только не укалывайте в этом же канале, и все».
Например, при болезни печени-Дерева,
  при избытке седатируйте «сына» — сердце-Огонь,
  при недостатке стимулируйте «мать» — почки-Воду.
В этом случае канал печени сам собой получит успокоение.
Во всех цзан-органах по этому же подобию.
Иногда считают, что принцип стимуляции «матери» при недостатке
  и седатации «сына» при избытке заключается в следующем.
Например, печень угнетает селезенку.
При нарушениях в печени болезнь непременно перейдет в селезенку.
Мудрецы будут лечить не саму болезнь, но сначала наполнят селезенку [жизненной Ци],
  чтобы она не воспринимала вредоносную патогенную Ци печени,
  не позволяя ей передаваться «сыну» и «матери».
Основной смысл наполнения «матери» —
  восполнение жизненной Ци и изгнание патогенной Ци.
Когда Ци и кровь циркулируют нормально,
  повреждение не распространяется в какую-либо сторону [к «сыну» или «матери»].
При повреждении же тотчас возникнет болезнь.

Исследуя двадцать семь каналов и коллатералей, четко отделяйте их друг от друга,

Каналов двенадцать, коллатералей пятнадцать.
Всего насчитывается двадцать семь взаимосвязанных каналов и коллатералей,
  циркуляция [Ци и крови] в которых происходит вверх и вниз.
При исследовании, необходимо четкое разграничение их друг от друга.

Одну за другой устраняйте четыреста четыре болезни.

Ци Бо [29] говорил:
  Тело каждого человека от рождения образовано началами Цянь и Кунь [30],
  сотворено по законам Инь и Ян.
Процветание [организма] происходит в соответствии с «восемью годовыми вехами» [31],
  изменения происходят согласно «четырем временам года»,
  регулируется состояние жизненного духа Шэнь и вскармливается Ци,
  жидкости тела увлажняют горло, таким образом достигается умиротворение,
  «четыре великих» [32] в спокойствии.
Если же в одном из сосудов появляется дисгармония,
  нарушается спокойствие «четырех великих», появляется сотня болезней.
Всего в организме человека возможно появление четыреста четырех болезней.

Тогда и не произойдет безвременной смерти,
Поднимутся пределы долголетия всего народа.

Истина медицины заключается в следующем:
  если сможете уразуметь принципы иглоукалывания,
  то, приложив руку, немедленно устраните боль,
  застой [Ци и крови] растает словно лед.
После овладения этим искусством исчезнут болезни,
  вызывающие преждевременную смерть,
  поднимутся пределы долголетия всего народа.

Едва уловимое мельчайшее уже определено,
Осталось лишь изучать древние таинственные книги.

Законы таинства уже ярко освещены в прошлом,
  чтобы последователи в будущем с легкостью их усвоили.

При болезнях сердца и грудной клетки требуется Да-лин MC.7,
  которая расположена за ладонью.
При боли в надплечье и спине требуется [Шоу-] cань-ли GI.10,
  которая находится кпереди от локтя.
При холодном ревматизме с ослаблением почек используйте Землю ножного ян-мин [33].
При боли в животе, отдающей в пупок, применяйте методы седатации в Воде ножного шао-инь [34].

[При боли] в позвоночнике кзади от сердца укалывайте Чжун-чжу TR.3,
  тотчас же наступит облегчение.
Боль в подреберье немедленно остановит укалывание Ян-лин [-цюань] VB.34.
Боль в голове и задней области шеи намерена успокоить Хоу-си IG.3.
При боли в пояснице и спине [укалывайте] в Вэй-чжун V.40, только и всего!

Если применяющий иглоукалывание сможет уяснить эти правила,
Овладел бы мастерством изгнания патогенной Ци, вращая [иглу] пальцами.

Применяющие иглоукалывание должны уяснить его законы,
  а также знать местонахождение Ци в организме,
  места прохождения каналов и коллатералей, пути циркуляции Ци и крови,
  принципы «напротив» и «вдоль»,
  методы стимуляции при недостатке и седатации при избытке,
  правила изгнания патогенной и успокоения жизненной Ци.
Только тогда можно устранить боль [у пациента] перед глазами [врача],
  вылечить болезнь под пальцами [, удерживающими иглу].

Сноски

  1. В полном виде данная фраза из канона «Нань цзин» звучит так: «Знание в результате осмотра называется волшебством. Знание в результате выслушивания и обоняния называется мудростью. Знание в результате расспроса называется мастерством. Знание в результате ощупывания пульса называется искусством». Указывается на необходимость овладения «четырьмя составляющими диагностики» (四诊).
  2. В настоящее время под «возвращением Ян» (回阳) обычно подразумевается принцип лечения при «синдроме отхождения» (脱证), связанном с критическим истощением Ян-Ци и ее неспособностью удерживаться внутри организма, что сопровождается внезапной потерей сознания, причем кисти рук больного разжаты, а рот открыт. Как правило, производится прижигание, применяются методы стимуляции при иглоукалывании.
  3. В сохранившихся до наших дней вариантах канона «Су вэнь» такой фразы нет. Приводится не получившая широкого распространения точка зрения из канона «Нань цзин» (Канон трудностей). В качестве точек ответвления коллатералей сосудов Инь-цяо-май и Ян-цяо-май следует рассматривать точки Шэнь-май V.62 и Чжао-хай R.6.
  4. В данном случае Доу Ханьцин скорее всего имел в виду «коллатерали» (络), «ответвления» (别) и «ветви» (支) главных каналов.
  5. «Тун жэнь шу сюэ чжэнь цзю ту цзин» (Иллюстрированный канон точек иглоукалывания и прижигания на бронзовой фигуре человека, 1026 г.).
  6. «Шу цзин» (书经) — каноническая книга государственных документов и выступлений, вторая книга конфуцианского «Пятикнижия».
  7. Имеется в виду наклонное укалывание против направления хода канала в качестве седатации и наклонное укалывание вдоль хода канала в качестве стимуляции, а также седатация путем последовательного выбора точек против хода канала и стимуляция путем выбора точек по ходу канала.
  8. Жэнь-чжун (人中) — другое название точки Шуй-гоу VG.26.
  9. Люй-си (吕细) — другое название точки Тай-си R.3.
  10. Тай-бай RP.3 — точка-быстрина ножного тай-инь канала селезенки, соотносится с элементом Земля.
  11. Инь-лин-цюань RP.9 — точка-устье ножного тай-инь канала селезенки, соотносится с элементом Вода.
  12. «Одностороннее свисание» (偏坠) — припухлость и боль одного яичка (орхит, орхиэпидидимит). Относится к «семи типам грыжи» (七疝). По представлениям китайской медицины, болезнь в левом яичке возникает при застое крови и возгорании огня печени, а в правом — при скоплении флегмы-сырости и застое пищи.
  13. «Похудение» (羸瘦), или «переутомление селезенки» (脾劳), относится к «переутомлению пяти [цзан-органов]» (五劳). Наблюдается при недостатке Ци селезенки.
  14. Хуа То (华佗, ?—208 г.) — выдающийся врач Древнего Китая.
  15. Обычно наблюдается при изначальном скоплении патогенной флегмы с последующим восприятием внешнего патогенного холода. Сопровождается отхаркиванием светлой жидкой мокроты, белым влажным налетом на языке, струнным скользким пульсом.
  16. Куань-гу (髋骨, досл. «тазовая кость») — другое название точки Хуань-тяо VB.30, а также четыре внеканальных точки, расположенных на 1,5 цунь латеральнее и медиальнее точки Лян-цю E.34.
  17. Точка Лян-цю E.34 расположена на 2 цунь выше латерального верхнего края надколенника.
  18. Цинь Юэжэнь (秦越人) или Бянь Цюэ (扁鹊, 407—310 гг. до н. э.) — легендарный врач Древнего Китая.
  19. В настоящее время считается, что в данном случае Бянь Цюэ произвел укалывание в точке Бай-хуэй VG.20.
  20. На 3 цунь выше латеральной лодыжки расположена точка Сюань-чжун VB.39. Однако название Вэй-хуэй в различных источниках не соотносится с этой точкой. Считается, что в данном случае Ян Цзичжоу допускает явные неточности.
  21. Сань-ян-у-хуэй (三阳五会, досл. «пять пересечений трех Ян») — так в книге «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) названа точка Бай-хуэй VG.20.
  22. Юй-цюань (玉泉) — другое название точки Чжун-цзи VC.3.
  23. В данном случае Ян Цзичжоу допускает явную ошибку. Точка Чжун-цзи VC.3, расположенная на 4 цунь ниже пупка, является точкой пересечения трех ножных Инь-каналов. Все Ян-каналы пересекаются в точке Бай-хуэй VG.20.
  24. «Несущийся кабан» (奔豚) — ощущение стремительного поднятия Ци (газов) от нижней части живота к грудной клетке, иногда к горлу, напоминающее бег кабана. Наблюдается при аномальном поднятии Ци печени и почек, а также при аномальном поднятии Ци холода-жидкости Ся-цзяо.
  25. Вторичное бесплодие у женщины (断绪) — бесплодие, при котором зачатие не наступает, хотя в прошлом беременности были.
  26. Сюй Вэньбо (徐文伯) — известный врач, живший в V—VI вв.
  27. Император Хоу-фэй-ди (后废帝), правивший в 473—477 гг.
  28. «Тун жэнь шу сюэ чжэнь цзю ту цзин» (Иллюстрированный канон точек иглоукалывания и прижигания на бронзовой фигуре человека, 1026 г.).
  29. Ци Бо (岐伯) — легендарный врач Древнего Китая. В каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) он представлен главным наставником Желтого императора (黄帝) в вопросах медицины.
  30. Цянь (乾) и Кунь (坤) — две противоположные гексаграммы «И цзина», символы соответственно мужского и женского начала мироздания, неба и земли, солнца и луны, отца и матери, мужа и жены. В данном случае применяются в значении Ян и Инь.
  31. «Восемь годовых вех» (八节) — летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, первый день каждого из четырех времен года. В китайской медицине термин 八节 также имеет значение «восемь суставов» — плечевые, локтевые, тазобедренные и коленные суставы на обеих сторонах тела.
  32. В даосизме к «четырем великим» (四大) относятся дао, небо, земля и человек, в буддизме — земля, вода, огонь и ветер. В организме человека с «землей» соотносятся кости, мышцы, кожа и волосы, с «водой» — жидкости тела и кровь, с «огнем» — функции внутренних органов по прогреванию организма и активирующее действие Ци, с «ветром» — дыхание и циркуляция Ци.
  33. Имеется в виду точка-устье (Земля) канала желудка — Цзу-сань-ли E.36.
  34. Имеется в виду точка-устье (Вода) канала почек — Инь-гу R.10.