belousov.KZ

материалы по китайской медицине

3.2. Умеренность в питании

«К чему безрассудно „питаться зарей“ и „принимать большое лекарство“ для продления жизни, чтобы стать долголетним, как черепаха и журавль. Надо лишь устранить излишества в питании. Это даст спокойствие и радость». Считается, что эти строки написаны известным даосом, врачом и фармацевтом Тао Хунцзином (456—536 гг.). Слова «питаться зарей» и «принимать большое лекарство» означают распространенные в те времена методы даосов для достижения долголетия и профилактики старения. О каких же «излишествах» в питании идет речь? Конечно же, о переедании.

При переедании превышается обычное количество пищи, транспортируемой и трансформируемой селезенкой и желудком, что может стать причиной множества заболеваний. В книге «Ян шэн яо цзи» (Важный сборник о вскармливании жизни) указывается: «Нельзя переедать в повседневной жизни, тогда человек не заболеет. Это важный способ вскармливания жизни». Император Тай-цзун, правивший в 627—650 гг., однажды сказал своему первому министру: «Все мои действия в повседневной жизни имеют определенные закономерности, питание не превышает меры. Поступаю так уже давно и чувствую себя очень сильным». Однако некоторые люди, увидев что-нибудь вкусное, не могут сдержать себя, объедаются, не осознавая, что тем самым наносят огромный вред организму.

Какой же вред наносит переедание? В книге «Чжу бин юань хоу лунь» (Рассуждения о причинах и проявлениях болезней), написанной во времена правления династии Суй (581—618 гг.), говорится: «При переедании селезенка не в состоянии перемалывать и переваривать, дыхание становится учащенным, сон — неспокойным. Возникают затвердения и боль в животе, сонливость и вздутие живота».

Традиционная китайская медицина считает, что пища способна поддерживать жизнь человека благодаря селезенке и желудку. Два этих органа — источники образования питательной Ци и крови, являются «корнем приобретенного». Функции селезенки и желудка не совсем одинаковы. Желудок управляет восприятием и перевариванием пищи, селезенка — ее транспортировкой и трансформацией в очищенные питательные вещества, распространением их по всему организму, а также выделением отходов. Этот процесс называется: «Поднятие чистого и опускание грязного». В древних медицинских книгах говорится: «Ци желудка должна опускаться; Ци селезенки должна подниматься». Когда происходит аномальное поднятие или застой Ци желудка, возникают рвота, вздутие живота, запор или просто плохое самочувствие. Когда происходит аномальное оседание или застой Ци селезенки, возникают понос, чувство переполнения в животе, непрохождение пищи, слабость в теле. Селезенка и желудок расположены в средней части тела (Чжун-цзяо). Когда здесь возникают завалы избыточной пищи, это может вызвать различные виды недомогания и повлиять на состояние всего организма. Знаменитый поэт Су Дунпо (1036—1101 гг.) предложил теорию «трех вскармливаний»: «Довольствоваться своей участью, чтобы вскармливать счастье; иметь свободный желудок, чтобы вскармливать Ци; сократить обязанности, чтобы вскармливать богатство». Со здоровьем связано «вскармливание Ци». То есть, желудок должен находиться в свободном и легком состоянии. Только тогда Ци организма человека может циркулировать без преград. То, чему следует подниматься, поднимается. То, чему следует опускаться, опускается.

Повреждение кишечника и желудка при переедании — это лишь один порок. Неосторожные действия после переедания также могут привести к болезни. В древних медицинских книгах говорится, что если после переедания ночью во сне не укрыться, можно простыть, возникнут сильные рвота и понос.

В древних медицинских книгах говорится: «Если при сильном голоде сразу же объедаться, со временем возникнут болезни затвердений в животе и скопления пищи». В данном случае подразумеваются хронические заболевания системы пищеварения, которые можно отнести к язве желудка, хроническому гастриту, раку желудка западной медицины. Таким образом, питание должно быть своевременным и умеренным. Многие люди, не соблюдающие режима приема пищи, зачастую из-за характера профессиональной деятельности (например, при работе в полевых условиях), обычно страдают болезнями желудка из-за резкого голода и переедания.

Кроме того, большим запретом при переедании является вступление в половые отношения. Традиционная китайская медицина еще более двух тысяч лет тому назад указывала: «Совокупление после переедания повреждает печень, не блестят лицо и глаза, возникает болезнь, повреждаются мышцы». В древних книгах по китайской фармакологии также указывались некоторые болезни, вызванные перееданием. Например, повреждение мочевого пузыря, нарушение проходимости в «ста сосудах», несварение желудка, боль в пояснице и т. д.

Что же делать, если переедания избежать не удалось? Полагаться на пилюли «Бао хэ» [1] или дрожжевые таблетки — отнюдь не лучший способ. Следует походить, стараться не сидеть и не лежать. В древних книгах указывалось: «После еды следует пройти сто шагов — доживете до 99 лет». Однако не все могут ходить после еды, если, например, находятся дома. В этом случае для содействия пищеварению рекомендовалось произвести разминку тела, «словно дерутся врукопашную или танцуют в спектакле», чтобы на теле появился небольшой пот, затем вытереться досуха и немного попудриться. Во всех случаях легкие движения способствуют селезенке и желудку переварить пищу. Конечно, все эти движения должны быть умеренными. Совершенно недопустимы быстрая ходьба и бег, тем более игры в мяч, борьба, тяжелая атлетика и другие резкие движения.

Вредны для здоровья как переедание, так и чрезмерный голод. В древности считали: «Чем меньше питание, тем больше открыто сердце и увеличивается число лет жизни. Чем больше питание, тем больше закрыто сердце и сокращается число лет жизни». Сунь Сымяо (581—682 гг.) в своей книге рецептов писал: «Во рту мало речей, в сердце мало дел, в животе мало пищи, само собой будет мало сна. Следование этим трем „мало“ — секрет святых». В даосских книгах также говорится: «Если хотите достичь долголетия, в животе должно быть чисто; если хотите достичь бессмертия, в животе не должно быть дерьма». Конечно, в данном случае имеется в виду не голодание и недостаточное питание, а насыщение без переедания. Некоторые люди считают, что, чем меньше есть, тем лучше, в результате насильно заставляют себя голодать. Организм не получает достаточного питания, возникают недостаток и слабость. Какое же это здоровье и долголетие? В древности считали: «Путь питания — ни голодание, ни переедание. Это называется ублаготворением пяти цзан-органов». Слова «ни голодание, ни переедание» являются основным принципом определения количества потребляемой пищи. Только в этом случае ни голод, ни переедание не приведут к повреждению пяти цзан-органов.

Некоторые люди едят хотя и не много, но очень быстро. Это тоже очень плохая привычка. Древние врачи предписывали тщательно пережевывать пищу, чтобы питательные вещества лучше поглощались организмом. Когда жадно «глотают, как волк, пожирают, как тигр», повреждаются кишечник и желудок. Тао Хунцзин (456—536 гг.) написал такое стихотворение:

«Нельзя есть грубо и быстро,
Лучше уж помалу есть непрерывно.
Не заставляй себя за один прием наполнить кишки,
Повреждается Ци и ранится сердце, не будет тебе счастья».

Сноски

  1. Пилюли «Бао хэ» («Сохранение гармонии») — распространенное в Китае лекарственное средство для содействия пищеварению при переедании и застое пищи. В их состав входят плод боярышника, корневище пинеллии, трутовый гриб пориа кокосовидная, кожура мандарина, плод форсайтии и семя редьки.