belousov.KZ

материалы по китайской медицине

2.4. Одежда

Человечество изобрело одежду для защиты от холода и для красоты. Поговорим об одной из функций одежды — защите от холода, что тесно связано со здоровьем человека.

Очень многие люди не уделяют должного внимания правильному ношению одежды, в результате может возникнуть нечто непредвиденное. В одной из древних книг описано, как наставник Юэ Фэя [1], обрадовавшись успехам ученика, несся на лошади, вспотел, снял одежду и стал обмахиваться веером, забыл вовремя одеться и в результате заболел. У пожилых людей наблюдается нехватка жизненной Ци, поэтому невнимательность к одежде может вызвать восприятие холода и болезнь. Очень часто с неправильным ношением одежды связаны и болезни молодых людей. Существует множество народных поговорок о важности правильного ношения одежды, например: «В июне имейте при себе теплую одежду». Эта поговорка предписывает людям, отправляющимся на прогулку летним днем, взять с собой немного больше одежды, чтобы не быть застигнутым врасплох внезапными изменениями погоды.

Итак, правда ли, что стоит лишь одевать побольше одежды и все будет в полном порядке? Нет. Если одежды слишком много, также могут возникнуть болезни. В традиционной китайской педиатрии есть наставление: «Если хотите, чтобы ребенок был спокоен, постоянно приучайте его к голоду и холоду». То есть ребенок не должен быть слишком изнеженным, питаться до отказа, быть как цветок, выращиваемый в теплой комнате, это может вызвать особую изнеженность и слабость. Выражение «приучайте к голоду и холоду» также напоминают людям, что не следует позволять детям переедать и одеваться слишком тепло, чтобы укрепить устойчивость ребенка к голоду и холоду. В «Повествовании о Ван Лане» из книги «Вэй чжи» (Хроника царства Вэй) говорится: «В детстве часто мучился из-за очень теплой постели». Чем же вредно излишнее тепло? В древности говорили: «Одежда не должна быть слишком теплой. Если она теплая, закрываются поры кожи; если закрываются поры кожи, нарушается циркуляция Ци». То есть при чрезмерном тепле поры кожи человека закрываются, что препятствует обмену с внешней средой, нарушается циркуляция Ци внутри организма.

Каковы же требования к одежде в традиционной китайской медицине? С древних времен считается, что правила ношения одежды зависят от времени года, окружающей среды и некоторых особых условий.

В книге «Хуанди ян шэнь цзин» (Канон Желтого императора об укреплении тела) говорится: «Есть до наступления голода, одеваться до наступления холода». В книге Гэ Хуна (283—343 гг.) «Баопу-цзы» (Мудрец, объемлющий первозданную пустоту) также говорится, что необходимо «одеваться прежде наступления холода, раздеваться прежде наступления тепла». То есть необходимо быть предусмотрительным, зная о наступлении холодной погоды, иметь при себе дополнительную одежду и при похолодании быстро одеться. Если же одеться после того, как холод уже ощущается, в действительности простуда уже начнется, возникнут тяжесть в голове и заложенность носа.

Почему же в народе говорят: «Весной прикрывайся, осенью мерзни»? Хотя весной и тепло, не следует торопиться со снятием одежды, «прикрыться», чтобы было немного теплее. При наступлении осенних холодов не помешает немного померзнуть. Смена времен года происходит постепенно, организму человека также требуется постепенная адаптация. В книге «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты, VII в.) говорится: «Весной нельзя одевать легкую одежду, иначе человек простудится, возникнут острая рвота и понос, несварение желудка и головная боль». Известный врач Цю Чуцзи писал: «Весной… частые смены холода и тепла. Нельзя вдруг снимать зимнюю одежду. У пожилых людей Ци недостаточна, кости рыхлые, тело слабо, ветер и холод легко повреждают поры кожи… уменьшать одежду следует постепенно, нельзя сразу же снимать слишком много».

Почему же следует мерзнуть при осенней прохладе? Лето уходит, наступает осень, прохладный ветер еще легок, прохлада еще не превратилась в холод, а люди вполне могут вынести ее. В этом случае не помешает небольшая закалка. Это можно сравнить с «приручением к голоду и холоду» для детей. С усилением холодов количество одеваемой одежды можно увеличивать, так как со временем способность организма противостоять холоду постепенно уменьшается. Эта осенняя закалка является положительным способом поддержания здоровья, вовсе не противоречит профилактике простуды по принципу «одеваться до наступления холода».

Следует уделять серьезное внимание времени одевания и раздевания. Добавление или уменьшение количества одеваемой одежды всегда должно зависеть от погоды. В различных регионах Китая существуют разные подходы к этому вопросу. В книге «Со суй лу» (Записки по мелочам) изложены совершенно противоположные точки зрения о ношении одежды в северных и южных районах: «„Если хотите жить в полном благополучии, часто одевайтесь и часто раздевайтесь“, — так говорят на юге. „Если хотите жить в полном благополучии, не раздевайтесь и не одевайтесь“, — так говорят на севере». То есть, народная пословица на юге предписывает усердно и часто раздеваться и одеваться. Народная пословица на севере совершенно противоположна: не следует торопиться снимать или добавлять одежду. Кто же прав? Обе пословицы содержат совершенно правильные предписания. Все дело в различиях погодных условий в разных регионах. Что касается районов с необычными изменениями погоды или с ранними и поздними резкими перепадами температур, необходимо «часто раздеваться и часто одеваться». Относительно бытующего в Турфанской впадине Синьцзян-Уйгурского автономного района выражения: «Утром одевайте ватник, в полдень одевайте тонкую рубашку. Собирайтесь вокруг печки есть арбузы», необходимо поступать, как предписывает «южная» пословица. На юге много дождей, перед дождями и после — резкие перепады температур. Все знают, что в городе Куньмин провинции Юньнань «во все времена года не бывает холода и жары», однако не все знают продолжение этой фразы: «Как только пойдет дождь, становится зима». В этих условиях частое одевание и частое раздевание можно рассматривать как благоразумную стратегию сохранения здоровья.

На севере часто бывают холода, период жары сравнительно краток. Изменения погоды также не такие резкие, как на юге. Немного жарко, но жара не может стать невыносимой, немного холодно — но вполне терпимо. В провинции Цинхай и Тибетском автономном районе представители некоторых национальных меньшинств почти круглый год носят большую меховую шубу. Когда становится жарче, высвобождают одну руку из рукава шубы, рассеивается температура тела; когда становится холодно, снова одевают — и удобно, и спокойно. Это и есть пример принципа «не раздеваться и не одеваться».

Следует помнить, что древние наставления «не раздеваться, не одеваться» не совсем подходят для людей, живущих в отапливаемых зимой помещениях. Входя с улицы в помещение, надо сразу же снимать верхнюю одежду и шапку, а выходя на улицу, одеваться. В этом случае необходимо следовать принципу: «часто раздеваться и часто одеваться». В древности говорили: «Правило для зимы: ватная одежда и войлочная подстилка, внезапный холод — быстро одеваться, внезапное тепло — быстро раздеваться». Также есть поговорка: «Лучше быстро одеваться и быстро раздеваться, чем принимать лекарства».

Ношение одежды связано не только с местными особенностями, но и с различными частями человеческого тела. В народе говорят: «Для задницы не страшна жара, для лица не страшен холод». То есть различные части человеческого тела по разному устойчивы к холоду и теплу. Традиционная китайская медицина считает: «Голова — это скопление всей Ян». Все Ян-каналы собираются в голове. В области головы циркуляция Ян-Ци достаточна, поэтому часто встречаются люди, которые проводят зиму с непокрытой головой.

Какие же части человеческого тела наиболее восприимчивы к холоду? Во первых, — ступни, во вторых, — живот. «Драка начинается со ссоры, холод начинается снизу», нижние конечности больше всего восприимчивы к холоду. У многих людей, чей организм обладает свойствами холода типа недостатка, нижняя половина тела постоянно холодная, ноги под одеялом напоминают две палочки эскимо, человеку становится все труднее засыпать. При чрезмерном скоплении Инь-холода циркуляция в кровеносных сосудах ног замедляется, что со временем легко вызывает болезнь: в легких случаях — ознобление, в тяжелых — гангрену. Поэтому сохранение тепла ног чрезвычайно важно. Также необходимо мыть ноги вечером перед сном.

Второй частью тела, боящейся холода, является живот. Китайская медицина считает, что область живота — это «самая Инь среди Инь» [2], в которой наблюдается нехватка Ян-Ци, поэтому живот больше всего боится холода. Наиболее распространенными симптомами проникновения холода в область живота являются боль в животе, жидкий стул, рвота с выделением прозрачной жидкости, непрохождение пищи. Однако проникновение холода в живот не так часто встречается зимой, и очень часто — летом. Когда человек наслаждается прохладой летним вечером, живот первым «попадает под удар». Поэтому пожилые люди для защиты этого слабого места шьют детям набрюшники, очень часто летним вечером они прикрывают живот тонким покрывалом.

Кроме того, если не уделять внимания одежде при некоторых особых ситуациях, очень легко возникает болезнь. Древние врачи писали: «Когда человек пьян, выделяется пот, он снимает одежду, сапоги и носки, простужается и возникает бери-бери». При опьянении открываются потовые отверстия, по организму распространяется Ян-Ци, человек стремится к прохладе. Если снять одежду, патогенные холод и ветер, воспользовавшись образовавшейся пустотой, проникают в организм, могут возникнуть различные болезни. Это относится не только к состоянию опьянения. Во всех случаях, когда выделяется пот, не следует допускать проникновения холода в организм. В это время следует досуха вытереть пот, немного отдохнуть и вовремя одеться.

Итак, сколько же одежды следует одевать? Врожденные способности людей различны, устойчивость к холоду и жаре также различна. Тем не менее, в книге «Ши цзин» (Канон питания) выдвинут следующий стандарт: «Во всех случаях в питании и ношении одежды необходимо придерживаться оптимального холода и тепла: при холоде не замерзать, летом не потеть».

Сноски

  1. Юэ Фэй (1103—1142 гг.) — китайский полководец.
  2. Спина относится к Ян, живот — к Инь; верх относится к Ян, низ — к Инь. Область живота относится к двум, поэтому можно сказать: «Самая Инь среди Инь».