belousov.KZ

материалы по китайской медицине

胡桃仁 hú táo rén (ху тао жэнь)
Семя ореха грецкого — Semen Juglandis

Семя (ядро) ореха грецкого — Juglans regia L. (семейство Ореховые — Juglandaceae).

Собирают в сентябре-октябре в период спелости плодов. Сушат орехи на солнце. Раскалывают скорлупу, вынимают сердцевину. Используют в необработанном виде или после поджаривания.

Грецкий орех
Лекарственное сырье

Вкус. Сладкий.

Свойства. Нейтральность, тепло.

Соотнесенность с каналами. Почек, легких, толстого кишечника.

Функции. Восполнение Ян почек, укрепление костей, зубов и волос, прогревание легких, восполнение Ци легких и Ян почек для восстановления функции почек по восприятию Ци1, устранения одышки и кашля, увлажнение кишечника для устранения запоров, восстановление свободной циркуляции Ци и крови.

Показания.

Применение и дозы. В отварах по 10—30 г, а также в пилюлях и порошках. При устранении одышки и кашля используют ядра с кожицей, при увлажнении кишечника — без кожицы.

Примечание. Не применять при недостатке Инь с активацией огня, внутреннем скоплении огня, одышке и кашле со свойствами флегмы-огня, тяжелых случаях скопления флегмы-сырости, жидком стуле и поносе.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Функции и показания:

«Его употребление позволяет быть упитанным и здоровым, способствует увлажнению мышц, делает волосы черными. Употребление в большом количестве дает мочегонный эффект, способствует устранению „пяти типов геморроя“. Будучи растолченным и смешанным со свинцовыми белилами в порошке, способствует выпадению седых и росту на их месте черных волос. Обжигают с сохранением свойств, смешивают с канифолью, растирают, наносят наружно при золотухе» («Кай-бао [бэнь цао]»2).

«Его употребление повышает аппетит, восстанавливает проходимость в кровеносных сосудах и увлажняет их, делает мышцы мягкими и эластичными, а фигуру изящной» ([Мэн] Шэнь3. Способ употребления см. ниже).

«Применяется при травмах и странгурии, вызванной „камнями“. Прием в медовых пилюлях с плодом псоралеи (补骨脂) способствует восполнению Ци Ся-цзяо (нижней части Сань-цзяо)» ([Су] Сун4).

«Восполняет Ци и питает кровь, увлажняет сухость и растворяет флегму, приносит пользу „вратам жизни“5 и восстанавливает проходимость в Сань-цзяо, прогревает легкие и увлажняет кишечник. Применяется при одышке и кашле со свойствами холода типа недостатка, боли и тяжести в пояснице и ногах, боли в животе, стуле с кровью, рассеивает токсин при гнойных воспалениях кожи, ускоряет появление сыпи при оспе, подавляет действие токсина меди» ([Ли] Ши-чжэнь).

Пояснения:

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «...Хун Май6 описал следующий случай: „Однажды у меня была болезнь скопления флегмы. Узнав об этом, император направил ко мне посланника со следующим рецептом: ‘Перед сном разжуйте ядра трех грецких орехов и три ломтика свежего корневища имбиря, запейте 2—3 глотками горячей воды. Затем повторите процедуру с разжевыванием грецкого ореха и имбиря, как указано выше. После этого ложитесь в постель и спокойно усните. Болезнь непременно пройдет’. Я выполнил эти рекомендации. На следующее утро мокрота исчезла, а кашель прекратился“.

Еще один случай. У младшего сына некоего Хун Цзи (洪辑) из Лияна (溧阳) появилась одышка с отхаркиванием мокроты. Пять дней подряд он отказывался от материнского молока. Врач сказал, что состояние ребенка критическое. Ночью жене приснился сон, будто богиня Милосердия Гуань-инь (观音) дала ей рецепт „Отвара женьшеня и грецкого ореха“ (人参胡桃汤). Для его приготовления требовалось взять отрезок корня женьшеня из корейского государства Силла длиной чуть больше 1 цунь и ядро одного грецкого ореха, приготовить из них отвар, чтобы его получилось объемом с раковину устрицы. На следующий день отвар был приготовлен, однако с ядра ореха кожицу удалили. Одышка продолжалась. Тогда приготовили другой отвар, сохранив кожицу на ядре ореха. Через два дня болезнь прошла. Этот рецепт не описан в медицинских книгах. Его эффективность связана с тем, что корень женьшеня успокаивает одышку, а ядро грецкого ореха с кожицей оказывает вяжущее действие на легкие».

Прилагаемые рецепты:

Способ употребления грецкого ореха. [Мэн] Шэнь говорил: «Не следует поглощать грецкие орехи за раз в большом количестве. Принимать надо понемногу изо дня в день. В первые дни приема следует съедать по одному ореху. Через каждые пять дней добавлять еще по одному. И так до двадцати орехов, после чего цикл начать снова. Постоянное употребление повышает аппетит, делает мышцы мягкими и эластичными, фигуру изящной, кожу блестящей и влажной, волосы черными, кровеносные сосуды свободными от застоя и влажными, применяется при всех видах застарелого геморроя».

Частое мочеиспускание: тщательно разжевывать поджаренные ядра грецкого ореха перед сном, запивая теплым вином.

Странгурия, вызванная «камнями», с мучительной болью и «камнями» в моче: перемешать 1 шэн ядер грецкого ореха и 1 шэн сваренной из отборного риса жидкой каши, принять в один прием, тотчас же наступит выздоровление («Хай шан [цзи янь] фан» Цуй Юань-ляна7).

Простуда со свойствами ветра-холода без выделения пота с жаром и головной болью: растолочь равные доли ядер грецкого ореха, луковиц лука-батуна, молодых чайных листьев и свежего корневища имбиря, добавить чашу воды, уварить семь десятых (то есть должно остаться 30% от исходного объема), принять в горячем виде, укрыться и пропотеть («Тань Е-вэн фан»8).

При одышке и кашле у пожилых людей, когда невозможно уснуть, следует принимать такое средство, и болезнь тотчас же успокоится: взять по 1 лян ядер грецкого ореха (удалить кожицу), ядер семени абрикоса (удалить кожицу и кончики), свежего корневища имбиря, растереть до пастообразного состояния, добавить небольшое количество расплавленного меда, перемешать, изготовить пилюли размером с пулю, перед сном разжевывать по одной пилюле, запивать имбирным отваром («Пу цзи фан»9).

Одышка после родов: взять по 2 цянь ядер грецкого ореха и корня женьшеня, 1 плошку воды, уварить семь десятых (должно остаться 30% от исходного объема), принять в один прием.

Хронический непрестанный кашель: взять 50 ядер грецкого ореха (сварить до полной готовности, удалить кожицу), 5 лян корня женьшеня, 350 ядер семени абрикоса (поджарить с отрубями, замочить в горячей воде, удалить кожицу), растереть до получения однородной массы, добавить расплавленный мед, сформировать пилюли размером с семя фирмианы (0,5—1 см в диаметре). Принимать по одной пилюле натощак, запивая отваром женьшеня. Также принять перед сном («Сяо Да-инь фан»10).

Изжога после приема пищи: жевать ядра грецких орехов, запивая отваром свежего корневища имбиря, сразу пройдет («Чуань синь ши юн фан»11).

Оскомина из-за употребления кислых продуктов: тщательно разжевать грецкий орех, оскомина тотчас же будет устранена («Жи Хуа-цзы бэнь цао»12).

Случайно проглоченная медная монета: есть грецкие орехи в большом количестве, монета сама собой растворится (рецепт Ли Лоу13).

Средство, способствующее почернению бороды путем натирания зубов: равные доли обожженного ядра грецкого ореха и луковицы фритилларии (贝母) растереть в порошок, ежедневно производить им [натирание зубов] («[Тай-пин] шэн хуэй [фан]»14).

Затуманивание зрения: собирать молодые грецкие орехи, которые падают с дерева от ветра в четвертом месяце, употреблять ежедневно в полдень до появления ощущения сытости, запивая «водой, не имеющей истоков»15, лечь на спину. Когда в носу будет ощущаться запах грязи или сырого мяса, лечение завершить («Вэй шэн и цзянь фан»16).

Непрестанные маточные кровотечения: на огне лампы произвести обжиг 15 ядер грецкого ореха с сохранением свойств, растереть, принять одной дозой натощак, запив теплым вином. Результат поразительный.

Острая боль в области сердца: из плода унаби извлечь косточку, на ее место вложить ядро грецкого ореха, обернуть плод бумагой и запечь до готовности. Тщательно разжевать и запить плошкой отвара свежего корневища имбиря. Приступы навсегда прекратятся («Чжао-ши цзин янь [фан]»17).

Острая боль в нижней части живота из-за нарушений Ци тонкого кишечника (паховая грыжа): обжигать по 1 ядру грецкого ореха на углях, растирать, принимать с теплым вином («Ци сяо лян фан»18).

Фурункулы: расколоть грецкий орех на две половины, разжевать ядро, поместить эту массу в скорлупу, наложить на фурункул. Часто менять. Чрезвычайно эффективно («Пу цзи [фан]»).

Травма уха с образованием нарыва и гноетечением: отжимать масло из ядер грецкого ореха, закапывать в ухо («Пу цзи фан»).

Нарывы из-за ожогов: семя грецкого ореха обжечь до обугливания, растереть, нанести на пораженное место («Мэй-ши [цзи янь] фан»19).

Травмы от сдавления и падений: растолочь ядра грецкого ореха и принять разовой дозой с теплым вином, тотчас же наступит облегчение («Ту цзин бэнь цао»20).

  1. Почки управляют восприятием Ци (肾主纳气), то есть играют важную роль в обеспечении восприятия Ци организмом в процессе дыхания. Только в том случае, если Ци почек обильна, а функция восприятия Ци нормальна, Ци свободно движется в легких, дыхание ровное и спокойное. При недостатке и слабости Ци почек ослабевает функция восприятия Ци, возникает одышка.

  2. «Кай-бао бэнь цао» (开宝本草, Книга о корнях и травах, составленная в царствование под девизом Кай-бао, 973 г.).

  3. Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.) — ученик Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), автор «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания).

  4. Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.) — знаменитый ученый и государственный деятель, автор «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Принимал участие в составлении «Цзя-ю бэнь цао» (嘉祐本草, Книга о корнях и травах, составленная в царствование под девизом Цзя-ю, 1060 г.).

  5. Существует четыре мнения относительно термина «врата жизни» (命门): 1) правая почка; 2) обе почки; 3) место между почками; 4) движение Ци между почками. В современной литературе по китайской медицине этот термин чаще всего употребляется в словосочетании «ослабление огня „врат жизни“», указывающем на недостаток Ян почек.

  6. Хун Май (洪迈, 1123—1202 гг.) — известный государственный деятель и литератор, автор «И-цзянь чжи» (夷坚志, Записи И-цзяня, 1174 г.).

  7. «Хай шан цзи янь фан» (海上集验方, Сборник действенных рецептов [бессмертных святых с волшебных островов] на [Восточном] море). Автор: Цуй Юань-лян (崔元亮, 767—833 гг.).

  8. «Тань Е-вэн фан» (谈野翁方, Рецепты Тань Е-вэна) — к настоящему времени утерянная книга неизвестного автора.

  9. «Пу цзи фан» (普济方, Рецепты всеобщего спасения, 1409 г.). Составлена под руководством Чжу Су (朱橚, 1361—1425 гг.) — пятого сына императора Чжу Юань-чжана (朱元璋, 1328—1398 гг.), основателя династии Мин (1368—1644 гг.).

  10. «Сяо Да-инь фан» (萧大尹方, Рецепты Сяо Да-иня) — к настоящему времени утерянная книга.

  11. «Чуань синь ши юн фан» (传信适用方, Завещанные достоверные и пригодные для применения рецепты, 1180 г.). Автор: У Янь-куй (吴彦夔, 1117—? гг.).

  12. «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).

  13. Ли Лоу (李楼) — автор «Гуай чжэн цзи фан» (怪症奇方, Рецепты с нечетным количеством ингредиентов для лечения странных недугов, 1544 г.).

  14. «Тай-пин шэн хуэй фан» (太平圣惠方, Собрание чудодейственных рецептов, составление которого начато в царствование под девизом Тай-пин [Син-го], 978—992 гг.). Книга создана коллективом врачей под руководством Ван Хуай-иня (王怀隐, 925—997 гг.).

  15. «Вода, не имеющая истоков», или «вода без корня» (无根水) — не соприкасавшаяся с землей свежая дождевая вода, вода из первого снега, утренняя роса, или же вода, только что вычерпанная из колодца или реки, которую следует нести домой, не ставя ведро на землю и ни разу не оборачиваясь назад.

  16. «Вэй шэн и цзянь фан» (卫生易简方, Простые рецепты сохранения здоровья, 1410 г.) Автор: Ху Ин (胡濙, 1375—1463 гг.).

  17. «Чжао-ши цзин янь фан» (赵氏经验方, Действенные рецепты, испытанные господином Чжао) — к настоящему времени утерянная книга неизвестного автора.

  18. «Ци сяо лян фан» (奇效良方, Замечательные рецепты с удивительным действием, 1470 г.). Авторы: Дун Су (董宿) и Фан Сянь (方贤).

  19. «Мэй-ши цзи янь фан» (梅师集验方, Сборник действенных рецептов наставника Мэй). Автор: буддийский монах Мэй Шэнь-ши (梅深师), живший во время правления династии Суй (581—618 гг.).

  20. «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Автор: Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.).