belousov.KZ

материалы по китайской медицине

大枣 dà zǎo (да цзао)
Плод зизифуса (унаби) — Fructus Ziziphi Jujubae

Плод зизифуса настоящего (унаби) — Ziziphus jujuba Mill. (семейство Крушиновые — Rhamnaceae).

Собирают осенью в период спелости плодов. Сушат на солнце. Используют в необработанном виде.

Зизифус
Лекарственное сырье

Вкус. Сладкий.

Свойства. Тепло.

Соотнесенность с каналами. Селезенки, желудка.

Функции. Восполнение Ци Чжун-цзяо (селезенки и желудка), общее восполнение Ци, питание крови, содействие образованию жидкостей, успокоение жизненного духа Шэнь, смягчение действия других лекарств.

Показания.

Применение и дозы. Внутрь по 10—30 г в отварах или пилюлях. В особых случаях доза может достигать 150 г за прием. При использовании в отварах плоды разделяют пополам и удаляют косточку или же нарезают на более мелкие части. В пилюлях их используют в виде растолченной мякоти плода после удаления кожуры и косточек.

Примечание. Не применять при вздутии живота из-за пищевых завалов или скопления сырости, кашле из-за скопления флегмы-жара, паразитарных болезнях, зубном кариесе.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Функции и показания:

«Устраняет патогенную Ци из эпигастральной области и живота, успокаивает Чжун-цзяо, питает Ци селезенки, умиротворяет Ци желудка, восстанавливает проходимость в „девяти отверстиях“2, оказывает поддержку двенадцати каналам, восполняет нехватку Ци и нехватку жидкостей тела, устраняет синдром недостатка в организме, избавляет от сильного испуга и тяжести в конечностях, приводит к гармонии действие сотни лекарств. Длительное употребление придает легкость телу, продлевает годы жизни» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»3).

«Восполняет Ци Чжун-цзяо, укрепляет волю, повышает физическую силу, устраняет беспокойство и подавленное настроение, применяется при боли в области сердца с ощущением, будто сердце подвешено, избавляет от стула с кровью. Длительное употребление позволяет противостоять голоду и стать бессмертным святым» («[Мин и] бе лу»4).

«Увлажняет сердце и легкие, останавливает кашель, восполняет Ци пяти цзан-органов, используется при повреждении организма на фоне синдрома недостатка, устраняет болезненные уплотнения в желудке и кишечнике. После обжига в смеси со свинцовыми белилами в порошке (光粉) применяется при нарушении развития у детей в сопровождении дизентерии с кровянисто-гнойным поносом» (Да Мин5).

«При остром осеннем поносе у детей кормить их плодами унаби, которые поражены насекомыми. Замечательное средство» (Мэн Шэнь6).

«Уничтожает токсин корня аконита (乌头), обработанного корня аконита (附子) и бокового корня аконита тонкой и длинной формы (天雄)» ([Сюй] Чжи-цай7).

«Приводит к гармонии Инь и Ян, нормализует питательную и защитную Ци, способствует образованию жидкостей тела» (Ли Гао8).

Пояснения:

[Тао] Хун-цзин9 говорил: «В рецептах даосов плод унаби рассматривается как прекрасный продукт. Его кожура способствует свободному выведению [кала и мочи], мякоть — восполнению недостатка, поэтому при использовании в отварах плоды надо разделить руками на части».

[Ли] Гао говорил: «Сушеный плод унаби обладает насыщенным вкусом, относится к Ян. Его свойства тепла способствуют восполнению недостатка, а его сладкий вкус — нормализации состояния Инь-крови».

Чэн У-цзи10 говорил: «Когда патогенная Ци проникает в питательную и защитную Ци, рассеять ее могут лекарства с острым и сладким вкусом. Поэтому для приведения к гармонии питательной и защитной Ци, содействия образованию Ци селезенки и желудка применяются корневище имбиря и плод унаби.

Чжан Чжун-цзин11 использовал унаби при лечении болезни „бегущий кабан“ для успокоения Ци почек путем укрепления Ци селезенки. Также при лечении боли в подреберье из-за скопления патогенной жидкости рекомендовал „Отвар десяти плодов унаби“12.

[Чжу] Чжэнь-хэн13 говорил: «Унаби относится к элементу Земля, связан с элементом Огонь. Обладает сладким вкусом и свойствами смягчения. Сладкий вкус проникает в селезенку. Когда Ци селезенки уже восполнена, не следует далее употреблять продукты со сладким вкусом, так как у людей, которые много едят сладкого, непременно возникнет болезнь селезенки».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «В „Су вэнь“ сказано, что унаби является фруктом селезенки, его следует употреблять при болезнях селезенки. В рецептах применяется как для лечения заболевания, так и для приведения к гармонии действия других лекарств. Унаби — это лекарство, воздействующее на кровь канала селезенки. Его беспричинно частое употребление содействует развитию паразитов и повреждает зубы, наносит большой вред.

Согласно сказанному Ван Хао-гу14, при вздутии живота следует воздерживаться от употребления сладких продуктов, так как сладкое вызывает вздутие. Поэтому Чжан Чжун-цзин при использовании „[Малого] отвара для укрепления Чжун-цзяо“15 рекомендовал уменьшать дозу мальтозной патоки, плода унаби и корня солодки, если у пациента наблюдалось ощущение полноты и застоя в эпигастральной области.

В „[Пу цзи] бэнь ши фан“ Сюй Шу-вэя16 сказано: „Одна женщина страдала истерией с непрестанным плачем. Были прочитаны все полагающиеся в таком случае заклинания, однако ожидаемого результата это не принесло. Я вспомнил, что в древних книгах рецептов для лечения такой болезни рекомендован ‘Отвар [корня солодки, пшеницы и] унаби’17, поэтому дал соответствующие рекомендации по лечению и приему лекарства. По окончании курса лечения произошло выздоровление. В древности превосходно знали как лечить эту болезнь“.

В „Фу жэнь [да цюань] лян фан“ Чэнь Цзы-мина18 рассказывается, как супруга Чэн Ху-цина (程虎卿), будучи на 4—5 месяце беременности, днем пребывала в скорбном настроении, часто плакала и зевала. Врачи и колдуны пытались лечить ее, но безрезультатно. Гуан Бо-чжоу (管伯周) сказал: „Наши предшественники уже описывали такую болезнь. Для ее лечения требуется ‘Отвар [корня солодки, пшеницы и] унаби’, тогда и произойдет исцеление“. [Чэн] Ху-цин воспользовался этим средством и вылечил супругу. Рецепт приведен ниже.

В книге „Чжай сюань фан“19 для лечения этой болезни предлагается произвести обжиг плода красного унаби с сохранением свойств, принимать по 3 цянь с вином. Это видоизмененный вариант способа применения „Отвара [корня солодки, пшеницы и] унаби“».

Прилагаемые рецепты:

Приведение Ци желудка к гармонии: сушеные плоды унаби без косточек довести до полного высыхания на медленном огне, растолочь в порошок, смешивать некоторое количество с порошком корневища имбиря, высушенного с корой, принимать понемногу с кипятком (или водой, в которой варилась лапша). Замечательное средство приведения Ци желудка к гармонии («[Бэнь цао] янь и»20).

Истерия у женщины со склонностью к печали и плачу, словно она находится под действием потусторонних сил, а также с частой зевотой и потягиванием. Для лечения используется «Отвар [корня солодки, пшеницы и] унаби»: 10 плодов унаби, 1 шэн зерна пшеницы, 3 лян корня солодки варить [с 6 шэн воды, уварить до 3 шэн], принимать по 1 шэн. Также восполняет Ци селезенки («Цзинь куй яо люэ»21).

Бессонница с беспокойством и подавленным настроением: варить 14 плодов унаби и 7 луковиц лука-батуна с белым стеблем в 3 шэн воды, уварить до 1 шэн, принять одной дозой («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]»22).

Кашель с одышкой (лечение внутреннего повреждения с острой болью в сухожилиях, одышкой и кашлем): 20 плодов унаби без косточек тушить на медленном огне в 4 лян сливочного масла до тех пор, пока масло полностью не впитается в мякоть плодов. Постоянно держать плоды во рту вплоть до выздоровления, потихоньку сглатывая слюну («[Тай-пин] шэн хуэй фан»23).

Глухота и заложенность носа, когда уши не слышат звуков, а нос не чувствует запахов: взять 15 сушеных плодов унаби, удалить кожуру и косточки; взять 300 семян клещевины (蓖麻子), удалить оболочку. Оба продукта растолочь до пастообразного состояния. Брать полученную массу, оборачивать в шелковую ткань и помещать в уши или в нос. Менять 1 раз в день. Через 30 дней уши будут слышать звуки, а нос чувствовать запахи. Сначала лечат уши, затем нос. Не помещать одновременно в уши и нос («Ши ляо [бэнь цао]» Мэн Шэня24).

Длительный прием сделает тело благоухающим: готовить пилюли из мякоти сушеных плодов унаби в смеси с внутренним слоем коры коричника (桂心), ядрами семян бенинказы (白瓜仁) и сосновой корой. Принимать длительное время («Ши ляо бэнь цао»).

Все виды долго не заживающих нарывов на теле: варить 3 шэн пасты из плодов унаби в [3 доу] воды, [уварив до 1,5 доу.] Многократно производить обмывание пораженной области до исцеления («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]»).

  1. Классический отвар из книги «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца, III в.). Применяется для восполнения Ци сердца, успокоения жизненного духа Шэнь, а также восполнения Ци селезенки при «истерии» у женщины «со склонностью к печали и плачу, словно она находится под действием потусторонних сил, а также с частой зевотой и потягиванием».

  2. «Девять отверстий» (九窍) — глаза, уши, ноздри, рот, уретра, задний проход.

  3. «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.

  4. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  5. Да Мин (大明). Имеется в виду Жи Хуа-цзы (日华子) — автор «Жи Хуа-цзы бэнь цао» (日华子本草, Книга Жи Хуа-цзы о корнях и травах, X в.).

  6. Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.) — ученик Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), автор «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания).

  7. Сюй Чжи-цай (徐之才, 492—572 гг.) — автор ряда книг, к настоящему времени утерянных.

  8. Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — автор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рассуждения о селезенке и желудке) и некоторых других книг.

  9. Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.) — знаменитый ученый, автор «Бэнь цао цзин цзи чжу» (本草经集注, Сводный комментарий к Канону [Священного земледельца] о корнях и травах), «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей), «Тай-цин цао му фан» (太清草木方, Рецепты Высшей чистоты лечения травами и деревьями) и нескольких других книг.

  10. Чэн У-цзи (成无己, 1066—1156 гг.) — автор ряда комментариев к книге «Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом, 218 г.).

  11. Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.) — автор «Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом) и «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца).

  12. «Отвар десяти плодов унаби» (十枣汤) — классический отвар из книги «Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом, III в.). Готовится из 1,5 г цветка волчника (芫花), 1,5 г корня молочая пекинского (大戟), 1,5 г корня молочая гань-суй (甘遂) и 10 сушеных плодов унаби. Применяется при скоплении патогенной жидкости в подреберье (悬饮) с ощущением полноты и болью в подреберье, усиливающейся при кашле и отхаркивании мокроты, а также при генерализованных отеках с затрудненным мочеиспусканием и нарушением стула.

  13. Чжу Чжэнь-хэн (朱震亨, 1281—1358 гг.) — автор «Дань-си синь фа» (丹溪心法, Секретные наставления [Чжу] Дань-си, 1347 г.), «Цзинь куй гоу сюань» (金匮钩玄, Выуживание сокровенного из золотого ларца) и ряда других книг.

  14. Ван Хао-гу (王好古) — автор «Тан е бэнь цао» (汤液本草, Книга о корнях и травах для отваров, 1298 г.).

  15. «Малый отвар для укрепления Чжун-цзяо» (小建中汤) — классический отвар из книги «Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом, III в.). Готовится из 9 г ветви коричника (桂枝), 6 г корня солодки (甘草), 6 сушеных плодов унаби, 18 г корня пиона (芍药), 9 г свежего корневища имбиря (生姜) и 30 г мальтозы (胶饴). Применяется при холоде типа недостатка в Чжун-цзяо с нарушением гармонии между печенью и селезенкой.

  16. Сюй Шу-вэй (许叔微, 1079—1154 гг.) — академик Ханьлиньской академии, автор «Пу цзи бэнь ши фан» (普济本事方, Рецепты всеобщего спасения, основанные на случаях из собственного опыта, 1132 г.).

  17. «Отвар корня солодки, пшеницы и унаби» (甘麦大枣汤) — классический отвар из книги «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца, III в.). Готовится из 9 г корня солодки, 30 г цельной пшеницы и 10 плодов унаби. Применяется для восполнения Ци сердца, успокоения жизненного духа Шэнь, а также восполнения Ци селезенки при истерии у женщин.

  18. «Фу жэнь да цюань лян фан» (妇人大全良方, Полное собрание замечательных рецептов для женщин, 1237 г.). Автор: Чэнь Цзы-мин (陈自明, 1190—1270 гг.).

  19. «Чжай сюань фан» (摘玄方, Избранные чудесные рецепты) — к настоящему времени утерянная книга неизвестного автора.

  20. «Бэнь цао янь и» (本草衍义, Расширение сути знаний о корнях и травах, 1116 г.). Автор: Коу Цзун-ши (寇宗奭).

  21. «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца). Автор: Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.).

  22. «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  23. «Тай-пин шэн хуэй фан» (太平圣惠方, Собрание чудодейственных рецептов, составление которого начато в царствование под девизом Тай-пин [Син-го], 978—992 гг.). Книга создана коллективом врачей под руководством Ван Хуай-иня (王怀隐, 925—997 гг.).

  24. «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания). Автор: Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.).