belousov.KZ

материалы по китайской медицине

桃仁 táo rén (тао жэнь)
Семя персика — Semen Persicae

Семя:

Косточки спелых плодов персика расколоть, ядра опустить на несколько минут в кипящую воду до сморщивания кожицы, вынуть, залить холодной водой, после отделения кожицы высушить на солнце.

Персик
Лекарственное сырье
Сырье для отвара

Вкус. Горький, сладкий.

Свойства. Нейтральность. В некоторых источниках указывается на небольшую токсичность лекарства.

Соотнесенность с каналами. Сердца, печени, толстого кишечника.

Функции. Улучшение циркуляции крови для устранения застоя крови, нормализация менструальной функции, увлажнение кишечника для устранения запоров.

Показания.

Кроме того, семя персика способствует успокоению дыхания при одышке. В этом случае обычно применяется в сочетании с семенем абрикоса.

Применение и дозы. В отварах по 5—10 г. Перед введением в отвар размельчить.

Примечания.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Обработка:

В «[Мин и] бе лу»1 говорится: «Собирают в седьмом месяце, извлекают ядра, сушат в тени».

[Лэй] Сяо2 говорил: «Персики очищают от кожуры, варят в воде вместе с корневищем атрактилодеса крупноголового (白术) и черной соей в глиняном котле в течение 2 суток, сливают воду, раскалывают косточки. Ядра должны быть золотистого цвета. Их и используют в медицинских целях».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Когда ядра семян персика применяются для содействия циркуляции крови, их используют в свежем виде с кожицей и кончиками. При применении для увлажнения сухости и улучшения циркуляции крови их сначала замачивают в кипятке, удаляют кожицу и кончики, обжаривают до золотистого цвета. Согласно рекомендациям в конкретном рецепте, можно обжаривать с отрубями или производить обжиг с сохранением свойств3. Семена с двойными ядрами токсичны и непригодны для употребления.

Функции и показания:

«Применяется при застое и закупорке крови, способствует устранению уплотнений в животе, изгнанию патогенной Ци, уничтожению мелких червей» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»4).

«Применяется при кашле с одышкой, способствует рассасыванию жестких уплотнений в эпигастральной области, устранению застоя крови после жестоких побоев, восстановлению свободного тока менструальной крови, снятию боли в эпигастральной области и животе» («[Мин и] бе лу»).

«Используется при лечении скопления застойной крови [и патогенного жара в грудной клетке]5, запора из-за застоя крови, сухости крови, способствует восстановлению и увлажнению стула, устранению скопления застойной крови [и патогенного жара в нижней части живота]6» ([Чжан] Юань-су7).

«Уничтожает три вида паразитов (аскариды, цепни, острицы). Кроме того, каждый вечер разжевывать по одному ядру, смешивать с медом, наносить на руки и лицо. Хорошее средство [ухода за кожей]» (Мэн Шэнь8).

«Применяется при застое крови, боли в суставах из-за восприятия патогенного ветра, „пропаривании костей“9, малярии с повреждением печени, ознобах и лихорадках, „вливании души умершего“10 с болями, болезнях в послеродовом периоде, связанных с повреждением крови» ([Ли] Ши-чжэнь).

Пояснения:

[Ли] Гао11 говорил: «Семя персика в большей степени обладает горьким вкусом, нежели сладким. Имеет слабые свойства и сильный вкус. По направлению воздействия способствует погружению и опусканию. Обладает свойствами „Ян внутри Инь“. Является лекарством, воздействующим на кровь ручного и ножного цзюэ-инь каналов [перикарда и печени]. Горький вкус способствует разжижению застоя крови, сладкий вкус — образованию новой крови, поэтому может применяться для устранения сгущения крови. Обладает четырьмя функциями:

  1. Используется при проникновении патогенного жара в матку.
  2. Устраняет застой крови в животе.
  3. Устраняет сухость и зуд кожи из-за жара в крови.
  4. Приводит в движение застывшую в коже кровь».

Чэн У-цзи12 говорил: «Печень — источник крови. При сгущении крови происходит иссушение Ци печени. Когда печень страдает и становится напряженной, надо немедленно принимать лекарства со сладким вкусом. Это размягчит ее и вернет в нормальное состояние. Сладкий вкус семени персика способствует размягчению печени и рассеиванию застоя крови, поэтому Чжан Чжун-цзин13 использовал его в „Отваре противодействия“ (抵当汤). Этот отвар рекомендован к применению в тех случаях, когда на 8—9 день после поражения патогенным холодом происходит внутреннее скопление застойной крови [и патогенного жара в нижней части живота] (蓄血), появляются лихорадка с возбуждением, напоминающим маниакальное состояние, вздутие и боль в нижней части живота, причем мочеиспускание остается нормальным. Также его можно использовать при таких состояниях, когда требовалось применение потогонных средств, но такое лечение не проводилось, что впоследствии привело к глубокому проникновению в организм жара-токсина, кровохарканью и скоплению застойной крови в грудной клетке (血结胸) с возбуждением и бессвязной речью. В этом отваре семя персика используется вместе с высушенным телом самки слепня (虻虫), высушенным телом пиявки (水蛭) и корнем ревеня (大黄)».

Прилагаемые рецепты:

Средство продления жизни и изгнания патогенного ветра, которое делает кожу блестящей: 5 гэ семени персика без кожицы растереть с густой жидкостью, образованной при варке рисовой каши, хорошо отжать, полученный раствор использовать в теплом виде для умывания. Замечательное средство («Цянь цзинь и [фан]»14).

Гемиплегия, а также болезненные уплотнения в подреберье: взять 2700 семян персика, отбраковывая семена с двойными ядрами, удалить кожицу и кончики, замочить на 21 день в 1 доу 3 шэн хорошего вина, вынуть семена, высушить на солнце, растолочь в порошок, изготовить пилюли размером с семя фирмианы (5—10 мм в диаметре). Принимать по 20 пилюль с вином, в котором семена были замочены («Вай тай ми яо [фан]»15).

Восприятие патогенного ветра при изначальном истощении организма из-за недостатка Инь с образованием гнойных воспалений кожи со свойствами токсина, а также с судорогами и болью или с болью в нижней части живота с иррадиацией в поясницу: взять 1 шэн семян персика, удалить кожицу и кончики, калить на огне до появления черного дыма, в горячем виде растереть до пастообразного состояния, смешать с 3 шэн вина, принять внутрь, лечь в постель, хорошо укрыться и пропотеть. Для исцеления потребуется не более трех процедур («Ши и синь цзин»16).

Малярия с ознобом и лихорадкой: у 100 семян персика удалить кожицу и кончики, растереть в ступке до пастообразного состояния, не допуская попадания свежей воды, добавить 3 цянь свинцового сурика (黄丹), изготовить пилюли размером с семя фирмианы (5—10 мм в диаметре). Принимать на рассвете, обратившись лицом к северу, по 3 пилюли с теплым вином. Делать пилюли в полдень пятого дня пятого месяца, не допуская, чтобы куры, собаки и женщины видели это («[Чжэн лэй] бэнь цао» Тан Шэнь-вэя17).

«Пропаривание костей» (лихорадка из-за недостатка Инь): взять 120 семян персика, оставить кончики, удалить кожицу, отбраковать семена с двойными ядрами, растолочь, изготовить пилюли. Принять рано утром одной дозой со свежей колодезной водой («Вай тай ми яо [фан]»).

Острая одышка: см. рецепт в описании семени абрикоса.

Кашель с одышкой и ощущением полноты в грудной клетке: 3 лян семени персика без кожуры и кончиков растереть с 1 большим шэн воды, отжать сок, добавить 2 гэ риса, сварить жидкую кашу, съесть («[Ши и] синь цзин»).

Внезапные приступы кашля: взять 1 шэн семян персика, удалить кожицу, растолочь пестом, поместить в сосуд, накрыть, сварить на пару до готовности, высушить на солнце, поместить в мешочек из тонкого шелка, замочить в 2 доу вина, через 7 дней вино можно пить. Выпивать по 4—5 гэ в день.

«Вливание души умершего», а также вселение в человека демонов и злых духов. Болезнь имеет от 36 до 99 проявлений. В целом у больного появляются озноб и жар, капающее болезненное мочеиспускание, сумеречное состояние, молчаливость и угрюмость. Он не может понять, что с ним происходит, но дискомфорт ощущается во всем теле. Болезнь может длиться годами и обычно приводит к смерти, после чего переходит в другого человека. Требуется неотложное лечение. Рецепт: 50 семян персика растереть до пастообразного состояния, варить в воде, взять 4 шэн отвара. Принять, чтобы вызвать рвоту. Если рвоты не будет, прием повторять в течение 3—4 дней, добиваясь появления рвоты («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»18).

Чахотка, переданная от умершего, вселение в человека демонов и злых духов с кашлем, болезненными уплотнениями (сбоку от пупка или в подреберье), нарушением свободной циркуляции Ци и крови, постепенным похудением: взять 1 лян семени персика, удалить кожицу и кончики, растолочь, варить в 1,5 шэн воды, добавить в отвар рис и приготовить жидкую кашу, принимать натощак («[Ши и] синь цзин»).

«Вливание души умершего» с болью в области сердца: 1 гэ семени персика растирать до пастообразного состояния, готовить отвар, принимать внутрь («Пу цзи фан»19).

Внезапная боль в области сердца: взять 7 семян персика, удалить кожицу и кончики, растереть, принять с 1 гэ воды («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»).

Ночные кошмары: 21 семя персика прокалить, удалить кожицу и кончики, принять с мочой мальчика до трех лет («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»20).

Постоянные маточные кровотечения различной интенсивности: произвести обжиг семян персика с сохранением свойств, тщательно растереть, принимать 3 раза в день по 1 фанцуньби с вином («[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]»).

Трудные затяжные роды, продолжающиеся несколько дней: расколоть семя персика пополам, на одной половинке написать иероглиф «кэ» (可, можно), на другой — иероглиф «чу» (出, выйти наружу), [сложить половинки вместе и] проглотить, вскоре произойдут роды («Шань фань фан»21).

Сотня послеродовых болезней: в «[Бэй цзи] цянь цзинь [яо фан]») для лечения сотни послеродовых болезней и нарушений Ци предложен отвар семени персика: взять 1200 семян персика, удалить кожицу и кончики, отбраковать семена с двойными ядрами, прокалить, очень тщательно растолочь, растереть с 1,5 доу чистого вина, как делают жидкую пшеничную кашу, влить в бутылку, закупорить тестом, поместить в кипяток и варить в течение суток. Принимать 2 раза в день по 1 ложке, смешав с теплым вином («Ту цзин бэнь цао»22).

Послеродовой жар в теле, словно оно горит огнем, с множественными узелками на коже, напоминающими зернышки чумизы: семя персика растереть до пастообразного состояния, смешать со свиным жиром, полученным в двенадцатом месяце, ежедневно наносить наружно «[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»).

Послеродовая аменорея: принимать отвар, приготовленный из 20 семян персика, 1 корневища лотоса (藕) и воды. Хорошее средство («Тан Яо цзин янь фан»23).

Послеродовое опухание наружных половых органов: семена персика обжигать, растирать, накладывать наружно.

Зуд вульвы: семя персика толочь пестом до пастообразного состояния, оборачивать шелковой тканью, помещать во влагалище («Чжоу хоу [бэй цзи] фан»).

Опухание наружных половых органов у мужчин с зудом: семя персика поджаривать до появления аромата, толочь, принимать внутрь 2 раза в день по 1 фанцуньби с вином. Также толочь и накладывать наружно («Вай тай [ми яо фан]»).

Опухание яичка у детей: см. рецепт выше.

Гноящиеся язвы на коже у детей, в начальный период с отеком, напоминающие волдыри при ожогах: семя персика растирать до пастообразного состояния, накладывать наружно («[Цзы му] ми лу»24).

Гноетечение из уха у детей: семя персика поджаривать, растирать, оборачивать шелковой тканью, ежедневно помещать в ухо «[Бэй цзи] цянь цзинь [яо] фан»).

Зубная боль из-за кариеса или восприятия патогенного ветра: в семя персика воткнуть иглу, калить на огне лампы до появления дыма, извлечь из огня, задуть пламя, поместить на больной зуб, прикусить. Для исцеления потребуется не более 5—6 процедур («Вэй шэн цзя бао фан»25).

Боль в сухих потрескавшихся губах: семя персика растолочь, смешать со свиным жиром, нанести на губы («Хай шан [сянь фан]»26).

Затрудненный стул с болезненными позывами: поджарить до готовности 3 лян семени персика без кожицы и кончиков вместе с 2 лян плода эводии (吴茱萸) и 1 лян соли, удалить эводию и соль, разжевывать по 5—7 семян персика («[Шэн цзи] цзун лу»27).

Острое истощение организма из-за недостатка Инь с кашлем и лихорадкой (острый туберкулез легких): 3 лян семени персика без кожуры и кончиков, 1 свиную печень, 5 шэн мочи мальчика до трех лет варить в воде до полного выкипания жидкости, растолочь до пастообразного состояния в деревянной ступе, добавить приготовленные на пару лепешки из дрожжевого теста (蒸饼), вымесить, сформировать пилюли размером с семя фирмианы (5—10 мм в диаметре). Принимать по 30 пилюль с теплой водой («[Тай-пин] шэн хуэй фан»28).

Хроническое истощение организма со свойствами холода, сопровождающееся снижением аппетита, постепенным потемнением кожи и похудением: 500 семян персика и 3 лян плода эводии (吴茱萸) поместить в железную сковороду, жарить на медленном огне в течение промежутка времени, который обычно требуется для приготовления пищи. Взять одно семя, снять кожуру. Если цвет семени внутри слегка желтый, добавить огонь и продолжить жарку до тех пор, пока семена не начнут слегка дымиться. Тотчас же в горячем виде поместить в новую бутылку, плотно запечатать толстой бумагой, чтобы не допустить проникновения воздуха. Принимать натощак по 20 семян, удалив кожицу. Разжевывать и запивать теплым вином. В самых тяжелых случаях для исцеления потребуется принять 500 семян («[Тай-пин] шэн хуэй фан»).

Профилактика поражения организма миазмами: взять 1 цзинь семени персика, по 4 лян плода эводии (吴茱萸) и каменной соли (青盐), поджарить, плотно запечатать в новой бутылке на 7 дней, извлечь, отобрать эводию и соль, использовать семена персика, удалив кожицу и кончики. Принимать, разжевывая по 10—20 семян. Это средство особо подходит для живущих в уединении в горах («Юй цзюй-ши сюань ци фан»29).

  1. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  2. Лэй Сяо (雷斅) — автор «Лэй-гун пао чжи лунь» (雷公炮炙论, Рассуждения Лэй-гуна об обработке лекарственного сырья, V в.).

  3. Обжиг с сохранением свойств (烧存性) — вид обработки лекарств растительного происхождения, при котором они обжигаются на открытом огне до такого состояния, когда их поверхность станет сухой и черной, а внутренняя часть — хотя и обгорело-желтой, но сохранившей свои первоначальные вкус и свойства.

  4. «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.

  5. Скопление застойной крови и патогенного жара в грудной клетке (血结胸) возникает при неправильном лечении болезней из-за восприятия патогенного холода. Сопровождается ощущением полноты и болью в грудной клетке, лихорадкой, кровохарканьем, носовым кровотечением, снижением памяти, возбуждением, напоминающим маниакальное состояние, черным цветом кала, нормальным мочеиспусканием.

  6. Скопление застойной крови и патогенного жара в нижней части живота (蓄血) возникает при недостаточно вылеченном наружном синдроме из-за восприятия внешнего ветра-холода, который во временем трансформируется в жар и проникает внутрь организма. Сопровождается вздутием и острой болью в нижней части живота, раздражительностью, возбуждением, напоминающим маниакальное состояние, черным цветом кала.

  7. Чжан Юань-су (张元素, 1151—1234 гг.) — автор «Чжэнь чжу нан» (珍珠囊, Жемчужный мешок), «И сюэ ци юань» (医学启源, Истоки медицинской науки, 1186 г.) и некоторых других книг.

  8. Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.) — ученик Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), автор «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания).

  9. «Пропаривание костей» (骨蒸) — лихорадка из-за недостатка Инь, когда жар исходит от костного мозга и «пропаривает» кости. Сопровождается приливами жара, покраснением щек, сердцебиением, бессонницей.

  10. «Вливание души умершего» (鬼疰) — тяжелая заразная болезнь, возникновение которой объяснялось проникновением в тело пострадавшего души умершего человека. Согласно записям в древних источниках, ее начало сопровождается острой болью в грудобрюшной области, потерей сознания. В дальнейшем появляются ознобы и лихорадки, потливость, блуждающие боли, психические нарушения и другие симптомы. Может длиться несколько лет и зачастую заканчивается смертью, причем душа умершего «вливается» в другого человека. Иногда соотносится с туберкулезом легких западной медицины.

  11. Ли Гао (李杲, 1180—1251 гг.) — автор «Пи вэй лунь» (脾胃论, Рассуждения о селезенке и желудке) и некоторых других книг.

  12. Чэн У-цзи (成无己, 1066—1156 гг.) — автор ряда комментариев к книге «Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом, 218 г.).

  13. Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.) — автор «Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом) и «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца).

  14. «Цянь цзинь и фан» (千金翼方, Крылья, несущие Рецепты стоимостью в тысячу золотых, 682 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  15. «Вай тай ми яо фан» (外台秘要方, Секретные рецепты из книгохранилища, 752 г.). Автор: Ван Тао (王焘, 670—755 гг.).

  16. «Ши и синь цзин» (食医心镜, Зеркало сердца лечебного питания, 847—859 гг.). Автор: Цзань Инь (昝殷).

  17. «Чжэн лэй бэнь цао» (证类本草, Классификация сведений о корнях и травах, 1082 г.). Автор: Тан Шэнь-вэй (唐慎微).

  18. «Чжоу хоу бэй цзи фан» (肘后备急方, Рецепты под рукой на случай необходимости, 341 г.). Автор: Гэ Хун (葛洪, 283—343 гг.).

  19. «Пу цзи фан» (普济方, Рецепты всеобщего спасения, 1409 г.). Книга составлена под руководством Чжу Су (朱橚, 1361—1425 гг.) — пятого сына императора Чжу Юань-чжана (朱元璋, 1328—1398 гг.), основателя династии Мин (1368—1644 гг.).

  20. «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (备急千金要方, Готовые на случай необходимости рецепты стоимостью в тысячу золотых, 652 г.). Автор: Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.).

  21. «Шань фань фан» (删繁方, Рецепты, изложенные в упрощенном виде). Автор: Се Ши-тай (谢士泰), живший в эпоху Южных и Северных царств (420—589 гг.).

  22. «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Автор: Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.).

  23. «Тан Яо цзин янь фан» (唐瑶经验方, Действенные рецепты, испытанные Тан Яо) — к настоящему времени утерянная книга неизвестного автора.

  24. «Цзы му ми лу» (子母秘录, Секретные записи о ребенке и матери). К настоящему времени утерянная книга Чжан Цзе (张杰) времени правления династии Сун (960—1279 гг.).

  25. «Вэй шэн цзя бао фан» (卫生家宝方, Драгоценные семейные рецепты сохранения здоровья, 1184 г.). Автор: Чжу Дуань-чжан (朱端章).

  26. «Хай шан сянь фан» (海上仙方, Рецепты бессмертных святых [с волшебных островов] на [Восточном] море). Авторство книги приписывается Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), но скорее всего ее автором был Цянь Юй (钱竽, 1102—1174 гг.).

  27. «Шэн цзи цзун лу» (圣济总录, Обобщенные записи, составленные по Высочайшей милости, 1117 г.). Книга создана коллективом врачей по приказу императора Хуэй-цзуна (宋徽宗, 1082—1135 гг.). Содержит около 10 тыс. рецептов.

  28. «Тай-пин шэн хуэй фан» (太平圣惠方, Собрание чудодейственных рецептов, составление которого начато в царствование под девизом Тай-пин [Син-го], 978—992 гг.). Книга создана коллективом врачей под руководством Ван Хуай-иня (王怀隐, 925—997 гг.).

  29. «Юй цзюй-ши сюань ци фан» (余居士选奇方, Избранные чудесные рецепты отшельника Юй). Автор: Юй Ган (余纲).